День 2: 05.08.19
Автомобильная
заброска Архангельск – Мезень. Мезень – р.Това. Автомобиль
– 386 км, велосипед - 25,1 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 06-00 поезд прибывает в Архангельск. Пасмурно и холодно. Выгружаем оборудование и отправляемся на автостоянку для встречи с перевозчиком. Машины не оказалось на месте. Звоним диспетчеру. Пока мы были в дороге, мы были недоступны для связи. А тем временем у нашего водителя произошли накладки. Сообщили: пришлют другого. А у другого водителя - еще сложнее: на борту 8 пассажиров, и почти нет багажных мест. Надо отдать ребятам должное: ситуацию они разрулили достаточно быстро, пассажиров раздали другим водителям, а всю машину отдали нам. Общая стоимость перевозки - 15000 р., или 5000 р.на человека, в нашем случае. Цена вполне адекватная. Старт. Нас повезли по окружной дороге, в обход Архангельска-города (т.е., исторического центра). Справа от дороги - складские сооружения железной дороги. Слева - моховые болота, поросшие низкорослой сосной, любимые места архангелогородских лыжников. Немного позже окружная дорога сливается с Ленинградским проспектом. Периодически идет дождь, настраивая нас на правильное отношение к походу. Возле д.Ценовец асфальт закончился, пошел грейдер. И затрясло, ох как затрясло! Грейдер очень побитый, усеянный лужами. Из-под колес полетела во все стороны грязная вода. А как же мы тут на велосипеде поедем? И, конечно, трудностей нам в дороге добавит большая пересеченность местности. На прегоне протяженностью порядка 25 км - о счастье - снова асфальт! На нем мы потом и отдохнем, когда поедем обратно. Белогорский. Знаменитое дорожное кафе, где останавливаются все дальнобойщики. Мы и раньше слышали хорошие отзывы об этом месте. И, действительно: кормят тут вкусно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перекусив, едем дальше. Снова застучал грейдер вдоль Пинеги, снова полетела жидкая грязь из-под колес. Березник. Дорога отошла от реки и рванула резко вверх. Это - карстовый район, один из самых сложных по прохождению участков. Ландшафт напоминает низкогорье. Дорога постоянно петляет и ныряет вверх-вниз. В паре мест мы заприметили участки, которые потом придется преодолевать пешком: сплошная жидкая грязь. Все-таки чем хороша такая заброска: заранее можно посмотреть проблемные места. Тогда мы еще не знали, что главные проблемы будут впереди. Нас могут спросить: а раз вы уж видели всю дорогу, интересно ли вам будет ее еще раз проезжать на велосипеде? Безусловно, интересно! Дорога из окна автомобиля и с седла велосипеда отличается по восприятию, как небо от земли! Из авто путь больше похож на кино, порой, не самого лучшего качества. А с велосипеда – каждый чувствует себя частицей того, что его окружает. Это – очень сильное ощущение, и не раз проверенное! Головокружительный спуск к Пинеге. На резком повороте внизу - лесной отель Голубино. Там нам еще предстоит жить. Поселок Пинега. Небольшая остановка и заправка в магазине. В районе д.Кулогоры дорога покидает долину Пинеги и уходит резко на север. Входим в Кулойские леса. Не проходит и 20 минут, как началась сплошная жидкая грязь. Да, это будет серьезный перелаз! Святая наивность! Если бы только это!....Проходим километр, другой, третий, десятый....Грязь не прекращается вообще! И становится все хуже. Машину начало водить из стороны в сторону. Я ощутил себя поморской лодьей, которую занесло на далекий Грумант и раздавило льдами. Как здесь ехать? Здесь даже идти нельзя! Мы уже более 40 км плывем по непрерывной, грязной реке. И что я скажу нашим ребятам, этим замечательным людям, которые верят мне? Какие слова мне найти, чтобы объяснить все это? Вариант один: доехать до Мезени на авто и просмотреть всю дорогу до конца. А там уже будем решать по факту. Что удивительно: вокруг сухие кулойские боры-беломошники, никак не болота. И все редкие отворотки в глубину лесов такие чистенькие и аккуратные! Откуда же на главной дороге такая грязь? Что еще заметил: вдоль дороги совершенно нет дренажных канав. Спрашиваю у нашего водителя Вадима: это еще старый тракт, или уже начался новый? Поясню: дело в том, что до города Пинега и несколько дальше, грейдер был проложен достаточно давно. А вот с Мезенским краем его соединили недавно. Оказалось, что сейчас мы едем по старому грейдеру. А новый грейдер начнется километров через 20, на границе Пинежского и Мезенского района. И качество дороги должно там резко улучшиться. Все ясно: граница районов - ничейная земля, обычное российское явление. Да, плюс к тому, отрезок, по которому мы сейчас едем, абсолютно не населен. Тут бывают только охотники, рыбаки и транзитные водители. Вадим также рассказал, что какое-то время назад он вот так же забрасывал в Лешуконь группу велотуристов. А потом они ехали оттуда в Архангельск, но по другой дороге. Ничего себе!!! Ведь других дорог, проходимых на велосипеде, здесь просто НЕТ! Может через республику Коми? Нет, не через Коми. Тогда остается единственный вариант: старый Лешуконский тракт, идущий от Карпогор вдоль Ёжуги Пинежской и Ёжуги Мезенской, или иначе - трасса "Тайбола" (позже мы это слово еще употребим в несколько ином значении). Но эта дорога находится сейчас в таком состоянии, что, в лучшем случае, ее можно пройти пешком, и то - с трудом. Этого мало: на пути из Карпогор в Архангельск ребят поджидает отрезок, который по сей день считается зимником. Так что они пошли на жесточайший экстрим. Интересно, чем у них все закончилось? А вообще, до нас в этих краях на велосипеде бывали считанные единицы. Прежде всего, это Федор Сафонов, путешественник из Мезени (он как раз прошел до Коми через Лешуконь, Палащелье и Вожгору). Также в этих краях ходила группа зимой на шипах. И также мне рассказывали, что не так давно парень из Лешукони доехал до Архангельска за три дня (!!!) И уж совершенно точно, что ни одна женщина-велотурист не была на Мезени. Тут мы первые. Ну, вот, пока я чесал языком, начался сухой, плотный, нормальный грейдер. По бокам дороги - отбойники и дренажки. Это уже радует! Стало проглядывать солнце. Дожди пошли интенсивные и короткие, "залповые". Река Немнюга, куст деревень Совполье. Сами деревни стоят чуть в стороне от дороги. Прямо на трассе - дорожное кафе "Хуторок", которое все хвалят. Водители перекусывают (с нами ехал еще напарник), мы воздерживаемся. Подсаживаем в нашу машину бабушку, место есть. Дальше грейдер также хороший. По дороге разгуливает глухарка. В наших подмосковных самых глухих лесах (под Петушками, например) если посчастливится встретить глухаря, то мы его видим пару секунд. Взлетит с шумом, прямо, как кабан какой (правда, кабаны не летают J ) – и исчезнет, только его и видели! А эта даже никуда не спешит. Только перед самым бампером заметалась, как курица, и, нехотя, взлетела. Непуганный край!
Река Кимжа с ярко-красными берегами. В одноименной деревне неподалеку мы еще будем. Река неширокая, ее полностью перекрывает секция понтона, которую и оставили для переправы. Осталось посмотреть участок дороги по ту сторону Мезени. А вот и она блеснула синевой в конце длинного спуска. Переправа! Водители всю дорогу поторапливались: понтоны разобраны, вместо них ходит паром по расписанию (либо по фактическому заполнению). Поэтому может образоваться очередь. Надо занять ее пораньше. Очередь оказалась короткой. У берега стоят 2 связки: катер-толкач и металлический плот, больше похожий на понтонную секцию. Одна связка с партией машин отчалила. А у другой двигатель не заводился. Наши водители перенесли аккумулятор от стартера со своей машины на катер, и тот вскоре запустился. А пока производилась вся эта процедура, мы осмотрели берег. Самая характерная черта всех рек Мезенского края - высокие ярко-красные обрывы из красного мергеля. Внешне материал напоминает слоистую обожженную глину. По-местному такой берег называется "щелья". Этот корень используется во многих географических названиях края.
На переправе - тоже невысокая щелья. А противоположный берег вдали просто светится красными полосами! На ровной площадке наверху берега (такое место называется "угор") стоят 2 поклонных обетных креста. Один - маленький замшелый. Другой - очень большой, с резной фигурой Христа и многочисленными принесенными обетными полотнищами. Поклонных крестов в Мезенском крае вообще очень много. Назначение такого креста то же, что у часовни. А, кроме того, они еще служат ориентирами. Разговорились с нашей попутчицей. Погода стояла тут очень дождливая. Вода прибывала до сегодняшнего дня, сегодня - остановилась. На переправе работают гидрологи, следят за уровнем воды. Только сейчас мы заметили их металлическую треногу, стоящую в воде. Из-за такой погоды в реках почти не клюет рыба. Не задались грибы и ягоды. А про наш страшный грейдер женщина сказала, что как только погода налаживается, так он и просыхает моментально. Дорожное покрытие: песок, глина, щебенка, мергель. Последнее слово несколько пугает: по опыту на Западном Кавказе дороги из мергеля становятся абсолютно непроходимыми для велосипеда даже после маленького дождя. Ну, посмотрим! Много было рассказано о ближайших соседях – ненцах. В частности, про некоторое противостояние между поморами и оленеводами. С одной стороны, после зимних выпасов прекрасный мезенский лес, богатый на грибы и ягоды, часто оказывается поврежденным: олени начисто съедают и вытаптывают моховой покров: перевыпас. С другой стороны, поморские лайки, натасканные на дикого оленя, порой начинают охотиться и на домашних. А ненцы защищают свое стадо с оружием в руках! А хорошая лайка тоже стоит больших денег! Это мы слышали и раньше. Причем знали, что в недавние годы дело доходило и до отстрела оленей, хорошо – не людей! Но самый пик непонимания уже позади. Если раньше для кочевых оленеводов в поморском крае употреблялось название «самоеды» (не от слов «себя есть» - просто переиначенное собирательное название группы народов «самодий»), то теперь употребляется слово «чукчи», но в ругательном смысле. Однако в межнациональных отношениях не все так плохо! Межэтнические браки на Мезени – нормальное явление, и подчас, задав помору вопрос: «Кто твоя жена?» в ответ можно услышать: «Оленеводочка!» Слово «ненец» у поморов не в чести. Не принято. Если хотите назвать аборигенов Севера в положительном смысле – употребляйте слово «оленеводы». Именно так их тут и называют. Но пора переправляться. Катер толкает плот сзади, и немного - сбоку. Понтонных мостов в этих местах было два: через Мезень и через Пёзу, большой приток Мезени. Сейчас линии паромов выглядят так: 1) От кимженского берега паром пересекает Мезень, входит в устье Пёзы и поднимается пару километров вверх по реке. Дальше пойдет грейдер до города Мезень. 2) Паром ходит через реку Пёза от лешуконского до мезенского берега и связывает Мезенский и Лешуконский районы.
Мы плывем первым вариантом. Мезень широка! Но в обычное лето она мелководна. Река изобилует песчаными островами, пляжами и подводными мелями. Фарватер меняется чуть ли не ежедневно, и навигация по Мезени - это особое искусство! Но не сейчас. Сейчас река полноводна, как весной. Подробнее о реке Мезень СМ.ЗДЕСЬ. На реке, в некотором отдалении от берега стоят 2 секции разобранного понтонного моста. Земляная дамба, подходившая к мосту от берега, затоплена, и видно, как она образует длинный порожек. Якорем для секций служит затонувший трактор!
Пёза. Берега - тоже красные щельи. Причаливаем - и вперед! Северный, невысокий, разреженный лес, болота, пересеченка. Покрытие - нечто среднее между "страшным участком" (будем его теперь именовать: "Кулойский перегон") и нормальным грейдером. Относительно хорошая дорога на возвышениях, и обильная, жидкая грязь в понижениях. Ехать, в принципе, можно, но будет тяжело. Предварительно мы насчитали уже порядка 20 предстоящих перелазов. Но этот отрезок мы сделаем. А вот Кулойский перегон проходить ни в коем случае нельзя: это совершенно нереальная задача. Будем искать перевозчика, который нас перекинет через все это. А в Пинеге, или немного раньше, снова пересядем на велосипеды. Попробуем найти транспорт в Кимже, благо там есть к кому обратиться. Город Мезень. Здесь кончается дорога. Отсюда 45 км до Белого моря, 70 км до Полярного круга. В конце июня тут уже не заходит солнце. На север путь - только по воде, пешком, или на снегоходе. До Долгощелья, говорят, еще можно по зимнику на внедорожнике добраться. И дальше Мезени с Каменкой начинается погранзона (а заграница - это Канада и Штаты по ту сторону Ледовитого океана). А еще 2 года назад для посещения Мезени и Каменки надо было оформлять пропуск. Сейчас они выведены из погранзоны. Высадили нас, как мы и просили, возле краеведческого музея. Спасибо, мужики, что доставили! Мы задержались на старте, потом - на переправе, и к тому же по Кулойскому перегону передвигались на пониженной скорости. Поэтому полностью познакомиться с городом мы, к сожалению, уже не успеем. А хотелось бы объехать город, выйти на окраину лесотундры, посмотреть деревянный аэропорт...но надо пожертвовать либо обзором, либо музеем. Идем в музей, раз уж доехали. А город мы все равно немного посмотрим: нужно заехать в магазин, и еще заправиться водой. Музей небольшой, но очень интересный. Спасибо персоналу и экскурсоводу Александру Петровичу Рыжкову, уроженцу поселка Каменка, что стоит на другом берегу реки. Все они специально ради нас задержались на полчаса после закрытия музея. Страница мезенского историко-краеведческого музея на ВК: Солнце, умеренно тепло. Во дворе музея, рядом с поморским карбасом мы распаковываем чехлы, собираем велосипеды, грузим рюкзаки. И выезжаем на главную улицу: Советский проспект . Конечно, мы смотримся здесь, как инопланетяне! Мезень - город одно-двухэтажный, внешне больше напоминает село. Но это - самый настоящий уездный город, ныне райцентр. Советский проспект вымощен бетонными плитами, асфальта здесь нет. И, конечно же, везде проложены деревянные тротуары: ну как без них на Севере! Мезень – город не совсем «мезенский», если так можно сказать. Деревни мезенского района отличаются своей могучей деревянной архитектурой, для них характерны огромные двухэтажные дома-корабли из вековых бревен, вмещающие под свою большую крышу все подворье, которое в Средней полосе насчитывало бы целый ряд построек за общим забором. Постройки же города Мезени больше напоминают именно постройки Средней полосы, а для Севера подобная архитектура более типична для поселков лесорубов. Хотя в городе есть и очень интересные здания. В целом город, хоть и совсем небогатый, но чистый и аккуратный. И зеленый. Это тем удивительнее, что на старых фото Мезени в городе не видно ни кустика. В чем причина? А в том, что вечная мерзлота отсюда ушла! Жители Мезени по-поморски спокойные, обстоятельные и очень положительные. Что еще обращает на себя внимание: для масштабов города тут много машин. Почетом пользуется УАЗ, особенно "буханка". Река Мезень здесь образует множество островов и малых проток (протока - по местному "курья"). Город стоит у низменной части поймы, которую затопляет половодье и подпирает прилив Белого моря. Поэтому городские кварталы стоят на курье, максимально удаленной от основного русла. На противоположном берегу Мезени находится поселок Каменка, берег там высокий. Градообразующее предприятие - лесопильный завод в Каменке, сейчас не работает. Равным образом не работает и морской рейд, обслуживавший, в первую очередь, лесозавод. Именно рейд: причала в Мезени и Каменке не существовало. Мезень - город самодостаточный, в том или ином виде там есть все, что нужно для жизни. Работает и пассажирский воздушный транспорт. Большая Земля далеко! Итак, магазин «Северный», заправка продуктами. Местные говорят: как построили дорогу, так у нас магазины появились! А раньше только ларьки были. Магазин вполне нормальный, ассортимент мало отличается от среднего российского. Такое явление как "северный завоз" осталось тут в прошлом! Чтобы не тратить время на природные водоемы, решаем заправиться водой в городе. По расспросам находим общественную колонку - рубленую будку с насосом внутри.
Пара залповых дождичков - и погода разгуливается окончательно. Покидаем город. Теперь будем двигаться, в основном, на юг. Подробнее о городе Мезень: СМ.ЗДЕСЬ. Мезень на ВК: https://vk.com/mezen_rodina Бетон кончился, пошел грейдер. Он что, и вправду, подсох?! Во всяком случае, грязь через лобовое стекло выглядела гораздо хуже, чем сейчас под нашими колесами. Но едем все равно осторожно и избирательно: дорога далека от идеала. Грейдер проходит параллельно Мезени в 5 км от основного русла реки и примерно в километре от ближайшей курьи. Начинаем присматривать место для стоянки. Предварительно у нас на заметке 3 места: речка Това, пойменное озеро Узкое Место (это название такое!), и еще стоянка на курье. А вот и Това! Речка совсем маленькая. Сразу за мостом вправо уходит тропинка. Северный, невысокий разреженный лес: ель, сосна, береза, ольха. В подлеске растет багульник и карликовая береза. Полярный круг здесь гораздо ближе, чем Архангельск, не говоря уже о Москве! Речка маленькая, с чистой водой и высокими берегами, очень извилистая. Хорошие подходы к воде и удобная, насиженная стоянка. Ставим лагерь. Ясное небо. Холодно, воздух влажный. Белые ночи уже закончились, но настоящая темнота так и не наступает. В палатке можно ориентироваться даже в полночь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|