День 5: 04.10.16
Озеро Глубокое
– Озеро Лебяжье – Озеро Кабан. 46 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Переменная облачность, сухо, очень тепло. От вчерашнего тумана не осталось и следа! Сегодня отъезжаем, но вечером. А пока что едем взглянуть краем глаза на Волжско-Камский лес. Не из окна автобуса, а при непосредственном контакте. Мы посетим, разумеется, не заповедную, а открытую территорию. В этом лесу множество озер, одно из них, Раифское, мы уже видели. Озера находятся в разной степени доступности. Мы едем на самые доступные и популярные у жителей Казани: Глубокое и Лебяжьи озера. Доехать можно на любом автобусе, идущем в направлении Зеленодольска, или на электричке в том же направлении, до пл.787 км. Остановка такого автобуса - как раз напротив нашего жилья. Далее дорога уже знакома: дамба, Адмиралтейская слобода, Пороховая слобода. И леса, идущие до самой марийской границы. Но нам - гораздо ближе. Выходим на остановке среди красивого, старого, соснового бора с огромными деревьями. Сразу видно, что это - городская зона отдыха, хоть и очень хорошая. Возле самого шоссе - полностью сгоревший ресторанный комплекс, построенный с большим размахом. В лес уходит укатанная грунтовка и сеть тропинок. Уходим в лес к северу от шоссе. Слева от грунтовки - забор базы отдыха "Лебяжье озеро". Вот уже и готов на будущее один из вариантов стационарной остановки в первый день Марийского похода! База снаружи вполне неплохая. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
А вскоре, справа в лесу и где-то внизу блеснула вода. Это, собственно и есть озеро Глубокое. Сразу пришли воспоминания недавнего похода в Поозерье: озера Жеребенец, Зеленец...Та же глубокая долина, те же вековые сосны на склонах, та же чистейшая вода цвета морской волны! Только все это гораздо ближе к большому городу. Глубокое - название говорит само за себя. Глубина - 32 м. Озеро карстовое, со дна бьют ключи. Водной растительности - самый минимум. Песчаные берега, есть очень хороший пляж. Сейчас людей тут очень мало. Летом, говорят, народу очень много, что и не удивительно.
Обходим озеро по полукругу. Юго-восточная оконечность озера выходит близко к пересечению Горьковского шоссе и ЖД-ветки. Тут находится станция 787 км. Переходим шоссе по ЖД-мосту и хорошими, лесными дорогами выходим к озеру Малое Лебяжье.
Это озеро уже совершенно другого типа. Берега низменные, глубина - не более 4 м, много тростников. Есть и пляж. А по берегам растет все тот же прекрасный сосновый бор. Здесь самая популярная в городе зона отдыха. А стало быть, и самая зацивилизованная. Лодки, шашлыки и прочее. Все как-то, несколько, по-городскому. Народу хватает даже сейчас, хотя и никто не купается.
Лебяжье - это цепочка из нескольких озер. Но в настоящее время настоящим озером является только Малое Лебяжье. Остальные - в разной степени пересыхания. Эта беда началась, когда в Юдино разработали песчаный карьер. Проблем добавила реконструкция Горьковского шоссе. Чуть было не накрылись все озера. Но в результате гидротехнических работ Малое озеро удалось спасти. А для остальных высыхание только ускорилось. Дело в том, что озерная система расположена выше уровня грунтовых вод, и не имеет от них никакой подпитки. Наполняется она только за счет атмосферных осадков, и потому особенно уязвима. Мы зашли еще на Лебяжье Сухое. Это большая пустошь, окруженная сосновым лесом и заросшая влаголюбивой травой и болотными кустарниками. И только и всего! Но в целом, озерная местность – симпатичная, если не обращать внимание на освоенность территории. Существуют проекты по восстановлению Лебяжьей озерной системы. Очень тепло, ходим без курток.
Возвращаемся в Казань на рейсовом автобусе и остаток дня гуляем по городу. В том числе обходим по кругу озеро Нижний Кабан (такой уж у нас выдался озерный день!). Еще раз отметим, что озеро сейчас окружено кварталами городского центра, и береговая линия не благоустроена только на протяжении не более 5% от общей протяженности. И то: процесс реконструкции уже подобрался вплотную. Нижний Кабан соединяется со Средним Кабаном так называемой Протокой: это озеро – не озеро, канал – не канал, именно – протока. На одном берегу – казанский зоопарк, совмещенный с ботаническим садом. Единственный объект такого типа в стране. Потому и протока называется «Ботаническая». На другом берегу – старый захламленный парк в процессе реконструкции.
Средний Кабан – озеро, почти в полтора раза большее, чем Нижний. Здесь уже – и промзоны, и новостройки,и одноэтажные кварталы, и военные части. Особо отметим новую территорию зоопарка (в процессе) и центр гребных видов спорта. Обход озера решаем не делать. Завершаем обход озера Нижний Кабан с восточной стороны. Вечер. Посадка на поезд № 001ГА Казань – Москва, отправление в 19-45. Боже, опять полон вагон детей! В прошлый раз был головной вагон, в этот раз хвостовой. И ничего не меняется! Наверное, количество детей зависит, все-таки, не от порядка вагона, а от чего-то другого, пока еще не выясненного! Вагон новой конструкции, с антивелосипедными перегородками. Ну что ж, будем готовы на будущее! Дети с хрустом доедают свои чак-чаки и эчпочмаки. Вагон сильно раскачивается, но не от доедания, а от того, что хвостовой. За окнами - октябрьская ночь. День 6: 05.10.16
ЖД-выброска
Казань – Москва. Прибытие в 07-10. Казань оправдала статус третьей столицы. Возможно – в доле с рядом других городов страны (Нижний Новгород, например….), но – оправдала! Город развивающийся, динамичный, креативный и очень красивый. Помню конец 80-х. Казань тоже считалась столицей, только криминальной. Бал в городе правили гопники. В правоведении даже используется такой термин как "казанский феномен". Все это безвозвратно кануло в прошлое. Город абсолютно безопасен! Более того: за 4 дня мы не видели ни разу ни одного бомжа или чухана! Разве что парочку на паперти Никольского собора, которые, впрочем, быстро куда-то исчезли. И вообще, в городе явно ощущается какая-то теплая и позитивная атмосфера! А туристический потенциал Республики Татарстан еще предстоит оценить по достоинству! Очень информативный сайт-путеводитель по
Казани: http://www.photokzn.ru/ Много полезной информации о Казани: http://yakazan.ru/ Владимир Ельшаев, Елена Гненкова, Казань - Свияжск - Раифа, октябрь 2016 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|