День 7: 08.01.15
Медвежьегорск:
г.Лысуха – укрепрайон Кархумяки – водопад на р.Вичка. 350 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пасмурно, - 5 С. Едем в Медвежьегорск. С городского автовокзала ходит порядка 6 автобусов в день. Есть экспрессы (Медвежьегорск - конечная), есть 2-3 проходящих (Сегежа, Пудож, Великая Губа). Последние могут ходить не ежедневно, надо уточнять. Сели на рейс примерно 08-30. Далее - уже знакомая дорога до Сопохи. Севернее мы ездили по Мурманке до поворота на Гирвас в 2009 г. Слева, недалеко за лесом - большое Сундозеро. Юго-западный берег озера относится к заповеднику Кивач. Охраняемые объекты – строматолиты. На берегу - несколько дачных поселков, туда уходят отворотки. Поворот на Гирвас влево, до поселка - 6 км. Это дорога на бывшие водопады Гирвас и Пор-Порог. Там же находится брошенный аэродром. Менее 1 км спустя, к шоссе подходит вплотную залив Пальозера, большого водоема. На трассе очень мало автобусных остановок, тут - одна из них. Стоянка 10 минут (все-таки дорога дальняя). Начинается наш самый безлюдный участок трассы, до Медвежьегорска населенных пунктов нет. Только лес. Справа достаточно долго идет нехарактерное для Карелии чернолесье, потом - хвойная тайга. Местность холмистая, длинные подъемы, длинные спуски. Деревья становятся чуть ли не в 2 раза ниже, чем, скажем, под Кондопогой. Закончилась зона шунгита, почвы стали беднее. Местность сразу приобрела какой-то более северный облик. В лесу много снега. Рельеф становится еще более пересеченным. Вдоль дороги периодически - высокие скальники. Иногда дорога сопровождается каменными стенами с двух сторон: шоссе проходит сквозь скальный массив. Перекресток с большой развязкой. Прямо - Сегежа, налево - Кумчозеро, направо - Медвежьегорск. Опять знакомые места, 2 раза мы их проезжали. Сворачиваем в город. Дорога петляет параллельно бурной реке Кумса. Одноэтажная деревянная застройка вперемешку с хвойным лесом раскидана по отрогам высоких холмов. Город стоит на очень изрезанной местности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центр города - относительно ровная площадка. Маленький автовокзал находится на одной площади с ЖД-вокзалом. Последний - памятник деревянной архитектуры, постройки 1916 г., с большой, круглой железной печью внутри. Что особенно приятно - вокзал работает по назначению! С трех сторон возвышаются невысокие горы. Было бы ощущение, что это какой-то кавказский курорт, если бы не зимний пейзаж. Переходим многочисленные ЖД-пути по длинному пассажирскому мосту. С моста особенно заметен гористый рельеф города. На другой стороне - одноэтажная, почти деревенская застройка. Эта часть города называется, почему-то, «Школьный Поселок». Во время Отечественной войны город был захвачен финнами, которые устроили здесь хорошо оборудованный укрепрайон Кархумяки ("Karhumyaki" - это и есть "Медвежья Гора"). Собственно, эта самая Медвежья Гора находится с южной стороны города, у самого ее подножия по берегу Онего идет мурманский поезд на самом подходе к вокзалу. Гора эта - двойная: собственно Медвежья и Лысуха. На Лысухе расположены основные укрепления. А отдельные точки укрепрайона разбросаны чуть ли не по всему городу. Люди, видевшие укрепрайон, говорят: чтобы осмотреть его полноценно, нужен, как минимум, день. И нужен знающий проводник. Смотреть самому - это мало что увидишь. Такие люди есть, и координаты их известны, можно договориться заранее. В частности, об услугах проводника можно договориться через Медвежьегорский краеведческий музей. Но мы все-таки решили действовать самостоятельно, хоть и понимали, что увидим лишь малую часть. Но, как выяснилось, зимой и не все легко доступно.
Укрепрайон существует сам по себе, и предоставлен самому себе. Он никем не поддерживается, туроператоры не водят туда посетителей. Изначально у нас было представление, что никто им вообще не занимается. Он просто есть. Была информация, что ряд объектов используется просто, как помойка. Порой мусор там же и сжигается. Непрезентабельных рассказов про него, вообще, хватает. "…Я
ночью видел страшный сон: Приснился мне укрепрайон, Я там шатался трое суток Среди бомжей и проституток!..." Забегая вперед, скажу: этого мы там точно не увидели! Более того, по возвращению на Родину нам попалась информация о том, что сооружения укрепрайона долгое время были завалены, и уже не так давно расчищены силами энтузиастов.
Медвежья Гора впереди, потихоньку идем на подъем. Проходим транслятор. На самой окраине города - руины какого-то каменного 2-этажного дома. И сворачивает тропинка прямо в сосновый лес. На входе висит щит (см.фото). Все-таки, какое-то внимание памятнику уделяется! Тропа идет лесом по склону горы. Внизу виднеется водоем подо льдом. Это - озеро Китайское (название пошло от живших здесь китайцев, занятых на строительстве железной дороги). Навстречу идет группа школьников со взрослыми мужиками. "Они оттуда!" - возникает мысль. Тропа как бы закручивается по спирали куда-то вглубь горы. Вскоре выходим на утоптанную поляну с чернеющим входом уже внутрь горы в буквальном смысле. Включаем фонари. Внутри оказывается очень большое помещение, выдолбленное в камне и укрепленное бетонными деталям. Это - казарма. В дальнем конце большого зала – отдельная бетонная комната с шахтой квадратного сечения, ведущей куда-то наверх. К слегка наклонной стене приставлено некое подобие деревянной лестницы, уже наших дней. На стенах галереи входа в казарму хорошо заметны следы ее постройки. Похоже, что строили способом, старым, как мир. В породе высверливались каналы, куда потом забивались деревянные клинья. Дерево смачивали водой, оно расширялось и ломало камень. Сохранились, как следы от буров, так и остатки клиньев. Не исключено, что использовались и взрывные работы, но остатки клиньев мы видели. Снаружи, на холме над казармой - бетонированная камера над шахтой, которую мы видели изнутри. Похоже на запасной выход. Лесной тропой выходим на открытый склон горы. Отсюда открывается потрясающий вид на Медвежьегорск и Повенецкий залив: На склоне оборудована огневая точка. Бетонный бункер из двух камер: одна - без окон, в другой сделаны бойницы, полузаваленные снегом, развернутые на Повенецкий залив. На склоне видны еще несколько укреплений, но входы туда полностью засыпаны снегом. Финны не жалели ни бетона, ни металла. Все сделано было очень капитально. Лена сказала: "Поневоле испытываешь уважение к тем, кто сумел все это построить". Я ответил: "Да, это верно. Но еще большее уважение испытываешь к тем, кто сумел выбить отсюда этих устроителей с оружием в руках!" Что порадовало: во всех сооружениях - абсолютная чистота. Как будто даже подметено! То, что мы видели - малая часть укрепрайона. А сколько же всего еще разбросано в окрестностях? Подробнее об укрепрайоне: СМ.ЗДЕСЬ. Детальные технические подробности на сайте «Оборонительное зодчество»: СМ.ЗДЕСЬ. Сверху весь город - как на ладони. Под ногами - пятиэтажный центр города и ЖД-узел. По склонам гор расползаются деревянные дома. Онежский порт с кранами. Вдали различима Пергуба. Оттуда Мурманская ЖД-дорога вьется по берегу у самого подножия Медвежьей горы.
Зимняя мгла съедает линию горизонта. На льду еле различимы черные точки рыбаков, иногда крупной черной точкой пройдет снегоход. На дальнем берегу виден Повенец. А на темном фоне лесов от него тянется нечто светло-серое. Это - Беломорканал: Спускаемся вниз к окраине города. Теперь пройдемся к его противоположной части и попробуем найти водопад на реке Вичка. А заодно посмотрим и сам город. Кумса и Вичка - 2 реки, протекающие через город и впадающие в Онего. Водопад небольшой, находится в черте города на его окраине. Переходим по мосту на вокзальную площадь и идем городскими улицами. Много деревянных домов 1-2 этажа. С тыльного фасада проходим бывшее здание Беломорканала, на обратном пути осмотреть его подробнее так и не получилось. Маленький парк вдоль Кумсы. Деревянный мост через реку, напоминающий Крымский мост в Москве, только гораздо меньше. Бурная река замерзла. Улица Ленина, за городом она перейдет в шоссе, идущее на Повенец и дальше, на Пудож. А там уже - и на Водлозерье (не путать с Ведлозерьем!). Перейдя шоссейный мост через Вичку, поворачиваем налево в район одноэтажной застройки. Извилистыми улицами добираемся до высокой ЖД-насыпи. Вичка проходит под путями и сразу образует небольшой водопад. Он настолько обледенел, что даже оценить его трудно. Имеется только маленькое окошко на сливе.
Фото водопада летом, автор – Сергей Абакумов, СМ.ЗДЕСЬ. Возвращаемся к центру города по снежной тропинке вдоль ЖД. Невысокий сосновый лес. Много лыжней. Видим и лыжников. Такое ощущение, что вокруг уже тайга. На самом деле, это очень маленький лес в черте города. Вообще, все окраины города (а отчасти - и центр) немного находятся под пологом леса. Высокий, обрывистый берег долины Кумсы. Горка, катаются дети. Очень аккуратно спускаемся. Возвращаемся на автовокзал. Пообедав треской, уезжаем на предпоследнем автобусе, примерно в 17-30. Едем в полной темноте, трасса освещена только на отдельных точках. Официальный сайт Медвежьегорска: http://medgora.ru/page.php?id=11 Сайт о Медвежьегорске Сергея Абакумова: http://medvezhyegorskhistori.ru/ Сайт о Медвежьегорске Татьяны Шарыгиной: http://med-gora.narod.ru/ Петрозаводск, набережная. Лед хорошо посыпан снегом. Спустились на лед недалеко от устья Лососинки, там, где есть ступеньки. Лед перестал "петь", и больше не издает никаких звуков. А на снегу поверх льда мы видим свежие отпечатки велосипедного протектора, удаляющегося в сторону Бараньего Берега! Трек: СКАЧАТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|