День 5: 04.05.14

 

Несвиж - КорцевичиОльховка – Гусаки – Козлы – Малоеды – Каменка – Тарейки – Снов – Грусково - Погорельцы – ПолесейкиЗалюбичиАдаховщинаЗабродьеЛавриновичиГирово – Барановичи.

 

 

75 км.

 

Дождь перестал, это самое главное! Пасмурно, прохладно, низкая облачность.

Как мы уже говорили, из Несвижа в Барановичи ведет хорошее шоссе, и наверняка полупустое. Но мы едем дорогами белорусской глубинки.

По улице Либкнехта выезжаем к уже знакомому Альбянскому лесу. Далее дорога выходит в поля и начинается грейдер.

Погода расходится, появляются просветы. Возделанные поля, ни клочка пустующей земли. Бурная сельскохозяйственная жизнь. Коровы, домашняя птица, пасеки...

Слева за полем - островной лес, Корцевичский бор, с ровными границами, как отрезанными по линейке. Большие, высокоствольные сосны. Но на нашу Мещеру не

(УВЕЛИЧИТЬ)

похоже совершенно: густой подлесок из лиственных деревьев и кустарников, высокая трава. Обнаружили даже цветущую яблоню!

 

Белорусские просторы

Корцевичский Бор

Корцевичский Бор. Дикая яблоня.

 

Местность холмистая, грейдер идет вверх-вниз. Много сел: Гусаки, Козлы, Малоеды..абавные названия!

Третий день дует сильный северный ветер. Позавчера на отрезке Мир - Несвиж он нам очень помогал. Сейчас движемся на запад, ветер боковой. Хотя, движемся иногда, как говорят моряки, галсами. То есть, меняя направление понемногу то туда, то сюда, но, в целом, выдерживая основное направление.

В черте населенных пунктов грейдер уступает место асфальту. Но только до конца сельской улицы. Дальше - снова грейдер.

В Малоедах поворачиваем на север. По дороге встречаем такое явление, как лесополоса из огромных вековых каштанов. Через пару километров выходим на пустой асфальт, идущий снова на запад. Дорога Несвиж- Ляховичи. Впрочем, гладким асфальтом без гребенки наслаждаемся недолго, через километр с небольшим выходим на перекресток с грейдером Снов – Клецк.

 

Белорусская глубинка

Белорусская глубинка

Лесополоса из вековых каштанов

Ни пяди земли не заросло бурьяном!

 

Вспомнился забавный момент. Перед походом было высказано пожелание посетить в Белоруссии какой-нибудь магазин «Милавица». Это большая сеть магазинов от белорусского производителя одежды, несколько магазинов только в одной Москве. Но в Белоруссии-то интереснее J При помощи навигационной программы MapSource выясняем, где они у нас будут по пути следования. MapSource выдал, что во всей Белоруссии «Милавица» есть только в…Клецке и Волковыйске! J Увы, издержки картографии! На самом деле, все, что надо, было и в Минске, и, в прошлом году в Полоцке.

Итак, снова сворачиваем на север и идем по грейдеру. Плюс еще навстречу ветру и на поэтапный, ступенчатый, хотя и достаточно пологий подъем.

Бескрайняя желтизна

В итоге едем с усилием. Окончательно вышло солнце и уже чувствительно припекает спину. А спереди не менее чувствительно охлаждает северный ветер. Вот такой контраст.

А вокруг - шикарные обзоры с высоты! По бокам раскинулись ярко-желтые поля из растения, напоминающего то ли сурепку, то ли горчицу. Они часто попадались и раньше. У нас, в Средней России, похожие, желтые поля появляются только где-то в июне.

Долгий подъем закончился, теперь предстоит длинный спуск. А внизу, впереди лежит агрогород Снов.

Снов. Усадьба Гартингов.

На самой окраине Снова находится бывшая усадьба Гартингов, сейчас там - больница. Заезжаем на короткий осмотр. Здание явно жилое, но производит впечатление какого-то законсервированного: все входы-выходы закрыты, и народу - никого.

В момент нашего отправления из-за угла выехал авто "Жигули". Притормозил. Из окна высунулся пожилой мужчина и что-то спросил. Я не расслышал и подошел поближе. "Инглиш, джёрман, польски?" - повторил дядька. Ну да, внедорожники, велоштаны, красивые стоперы, и главное - шлемы J "Да не, русский!" - ответил я. Улыбка до ушей! Хозяева авто оказались сами из Барановичей, куда мы и едем. Пожелали нам счастливого пути и всяческих благ.

Снов. Церковь Козьмы и Демьяна.

Снов - агрогород

Православный храм Космы и Дамиана на горке среди кладбища. Чуть дальше - бывшее поместье Рдултовских, сейчас там санаторий то ли КГБ, то ли еще каких-то силовых органов. Был соблазн сунуть руку с фотоаппаратом сквозь чугунную решетку: здание-то интересное! Но толь мы появились на площадке автостоянки (тупиковой), как на КПП сразу возникло оживление. Несколько ребят в форме быстрым шагом двинулись к воротам. Белорусские органы - народ серьезный. Сразу вспомнилась резиденция Лукашеко в Минске! Не слезая с велов, мы развернулись и двинулись в город.

Костел Иоанна Крестителя, или Святого Яна. Небольшой, скромный, корректно-серый.

Как всегда, заходим посменно. Лена рассказывает: "Не заходи внутрь. Там идет служба, только я скрипнула дверью, как весь костел, как по команде, повернул головы!"

Ну что ж, уважим конфессию, да еще в такой глубинке. Я вошел только в....как это правильно называется? В сени, короче. И посмотрел внутрь сквозь щелку. Маленький зал. Конечно, тут все знают друг друга в лицо. А туристы эти места, насколько нам известно, не посещают. Кроме нас.

 

Снов. Костел Свна (Иоанна-Крестителя).

Снов. Костел Свна.

Снов. Костел Свна.

Снов. Костел Свна.

 

Снов – действительно агогород, жители заняты, в основном, в сфере сельского хозяйства и переработки его продуктов: изготовления тушенки, например. Неудивительно: какой интенсивный аграрный край представляют собой окрестности города, мы уже видели. Проезжаем многочисленные С-Х-предприятия. Застройка города в основном одноэтажная. А новые кварталы больше напоминают по внешнему виду какой-нибудь наукоград вроде Пущино или Протвино, только масштабами поменьше.

Асфальт начался еще незадолго до въезда в Снов. А в Снове мы вышли на шоссе Несвиж – Барановичи. Был вариант двигаться и дальше местными грейдерами, но по километражу это был бы небольшой перебор для дня выброски.

Асфальт достаточно тихий, трафик вырос незначительно. Покрытие хорошее.

Белорусская глубинка

Село Погорельцы. Здесь вплотную подходит ЖД Минск – Брест, железнодорожная станция, ходят электрички. На наших глазах прошла как электричка классического вида (с электропитанием и длинная), так и короткий дизельный местный поезд. Почему он здесь - это так и осталось загадкой: дорога электрифицирована, а боковых веток здесь нет.

Возле станции Погорельцы обедаем в рощице из низкорослых буков.

После Погорельцев дорога поворачивает с западного направления на юго-западное. Через 2 км – граница с Брестской областью. Сельскохозяйственный край продолжается. Солнечно и уже достаточно тепло. А в небе – вездесущие аисты.

Белый аист летит…

По-хорошему, рекомендуется на 1 час езды делать 5 минут остановки. Не потому, что участники устали, а для того, чтобы оптимизировать затраты сил. Ну, час не час – а периодически останавливаться надо. Сделали одну из таких остановок на развилке шоссе и поворота на грунтовую дорогу, уходящую в поля. Дорога отгорожена деревянной изгородью: либо дорога скотопрогонная, либо выпас огорожен. Ничего особенного, таких дорог здесь навалом. Только в России подобных изгородей я уже давно не помню. Ну, дело не в этом, встали там, где встали. Где удобная площадка была.

Аграрный край

Рядом остановился джип-внедорожник. Мы на него, естественно, ноль внимания. Джип привлек к себе внимание только тогда, когда мы сели на велосипеды и продолжили путь. Машина резко стартовала, развернулась на 180 градусов и уехала обратно. Полное ощущение, что они выжидали: что же мы будем делать дальше? Когда стало ясно, что мы едем не в поле, к нам потеряли всякий интерес. Видимо, поля некоторым образом охраняются. Это предположение, но я столкнулся с патрулированием подобным образом абрикосовых плантаций на Кубани в советские годы. А что сельхозугодья представляют для страны ценность и к ним относятся соответственно – это вне всяких сомнений.

Но маленький криминал по отношению к белорусским угодьям м все же совершили. На следующей стоп-паузе в Адаховщине мы на территории сельской школы тихонько выкопали маленький кустик какого-то декоративного растения интересной формы. Посадим на даче на развод. Как сувенир!

Барановичи, наш конечный пункт. Довольно крупный город, райцентр, 8-й по населению город страны. Въезжаем по улице Тельмана, а из Несвижа выезжали по улице Либкнехта!

Барановичи – город относительно новый, каких-то достопримов там мало. Но город приятный.

Барановичи. Пожарное депо.

Барановичи. Музей чыгункi (железной дороги).

Внимание привлекло старое здание пожарного депо и железнодорожный музей под открытым небом, размещенный на запасных путях ЖД Минск – Брест. Музей не посещали: ни сами временем не располагали, ни музей, согласно своему расписанию, уже закончил работу. Но неплохой обзор на него открывается сверху, с эстакады через ЖД-пути.

Небольшой ознакомительный кружок по центру города – и пора потихоньку ехать на вокзал. Вот с этим получилась некоторая путаница: я изначально заложил ошибочную точку, пришлось разбираться на месте. Барановичи – это крупный железнодорожный узел. Потому тут и ЖД-музей, потому в свое время возник и сам город. И потому здесь надо быть внимательным: пути из Барановичей расходятся на 6 направлений. Четкого соответствия этих направлений и вокзалов нет, есть некая мешанина расписаний. Но примерное соответствие таково: Барановичи-Центральные – это больше сообщение Москва – Брест, Барановичи-Полесские более тяготеют ко всему остальному. Причем, как ни странно, именно Барановичи-Полесские являются главным вокзалом города.

Барановичи. Улица Ленина.

Интересный факт: Барановичи – единственный белорусский город, где действуют 2 полноценных ЖД-вокзала!

Долго ли, коротко ли, но вокзал мы нашли, сделав при этом приличный крюк по городу с увеличенной скоростью. Расспросы горожан чуть было не завели нас очень далеко от цели, но в конце концов они же и помогли.

Барановичи-Центральные и вправду не соответствуют по внешнему виду своему важному направлению «Россия – Европа». Сейчас там идет реконструкция, возводят крышу над новым залом ожидания, а пока что вся вокзальная структура находится в вагончиках, снятых с колес.

Поезда на Москву отправляются с низкой платформы, переход на нее по пешеходному мосту.

Поезд N 028 Брест – Москва, отправление 20-20. Стоянка – всего 5 минут, поэтому группируемся заранее, чтобы успеть загрузиться с велосипедами. Все равно, перед самой посадкой откуда-то возникает целый хвост пассажиров. Все равно успеваем.

Вагон, хоть и старый, но переделанный, и с багажными перегородками на верхних полках.

Проезжаем ставшие уже знакомыми Городею и Столбцы!

В Минске пассажиры в вагоне заменяются почти полностью, транзитными оказываемся чуть ли не мы одни.

 

 

День 6: 05.05.14

 

Выброска: Барановичи – Москва.

 

Прибытие 09-21. Москва встречает холодной погодой и откровенным дождем. Была мысль доехать до Площади Трех Вокзалов на электричке прямо с Белорусского, но немного не вписались и попали в «окно». Поэтому добирались по городу верхом. В подземном переходе на Проспекте Мира нам вручили георгиевские ленты: День Победы на подходе!

Вот так и ездим второй год подряд: зимой – на Русский Север, на Первомай – в Белоруссию. И на этот раз – на велосипеде, как и хотели. Но 4 дня – это мало, если какие-то знаковые города осмотреть и удается, то природу – очень и очень поверхностно. А белорусская природа – это ведь отдельная тема.

Братская страна ждет новых проектов!

 

В.Ельшаев, Е Гненкова, Минск – Мир – Несвиж - Барановичи, май 2014 г.