День 3: 04.01.13
Малые
Корелы. Темное утро, легкий мороз и мягкий снег. Сегодня у нас - Малые Корелы. Это крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом. Подобные объекты мы уже посещали в различных регионах: Васильево (Торжок): http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/torgok1206098/actual.htm; Новый Иерусалим (Истра): http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/newierusalim061209/actual.htm; Витославлицы (Великий Новгород): http://bibolsh.narod.ru/ways/novgorod2010/day4/day4.htm; Костромское Подворье (Кострома): http://bibolsh.narod.ru/ways/galych-kostroma2011/day6/day6.htm; Настал черед Архангельска. Суть таких музеев одинакова. В региональной глубинке ищутся деревянные достопримы, разбираются по бревнышку (или, говоря на языке плотников, "раскатываются") и собираются заново уже на музейной территории. Почему только деревянные? А как вы, скажем, "раскатаете по кирпичику" каменную церковь?
Это, конечно, несколько не то, что видеть данное сооружение на месте его постройки, где оно органически вписывается в природный ландшафт и взаимодействует с общей аурой места. Только до места этого порой еще добраться надо суметь! А насчет поддержания объекта в должном состоянии или реставрации - так тут проблем еще больше. Так что, несмотря на некоторую искусственность, такие музеи определенно нужны. Село Малые Корелы расположено в 25 км к юго-востоку от Архангельска, по шоссе Архангельск - Белогорское, на правом берегу Северной Двины. От города до Малых Корел ходит 4 автобуса. Для нас наиболее удобным был рейс от центрального автовокзала, который находится рядом с ЖД-вокзалом. Музей начинает работу с 10-00, а световой день короток. Решено приехать к открытию. Время в пути - 30 минут, выехали в 9-30. К слову: на автовокзале видели табличку: "Комфортабельные автобусы до Мезени". Ка-а-а-а-ак???!!! Поясню. Мезень - удаленный райцентр на северо-востоке области, почти возле Полярного круга. Сообщение с Большой Землей - только местным самолетом, в крайнем случае - по Белому морю. Ну, еще, вроде бы, какие-то глухие зимники по тайге есть. Неужели дорогу построили? Итак, едем. Не в Мезень, конечно J Район Малых Корел находится уже несколько выше низменной дельты, и правый берег реки здесь очень высокий. Местность покрыта лесом, пересечена глубокими оврагами и очень напоминает окрестности нашего Сергиева Посада. По дороге в Малые Корелы мы видели в автобусе много лыжников и сноубордистов. Начало светать. Прямом напротив автобусной остановки, справа по ходу - туркомплекс "Малые Карелы". Именно "Ка", а не "Ко". Игра звуков возникла в связи со спорной ситуацией из-за знаменитого бренда. А музей - слева, и чуть дальше. Деревянные сооружения видны уже с шоссе. Описывать музей в подробных деталях не будем: все расскажут фотографии ниже и ссылка на сайт учреждения: http://www.korely.ru/. Скажем, что все это находится на горах, среди красивой елово-сосновой тайги. Деревянные строения расположены на многочисленных полянах в лесу, на двух плоских вершинах, разделенных глубоким оврагом. Территория организована по этнографическим секторам. Первая половина - Онежский и Каргопольский сектора. Смотрите фото:
Овраг очень красивого вида, глубокий, с крутыми стенами. Сразу же вспомнился подмосковный водопад Гремячий: похоже! Перейти его прямо по местности сложно чисто физически. Поэтому оборудован переход с длинными деревянными лестницами, мостками и настилами, что придает дополнительное сходство с Гремячим: http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/grem-peh140209/actual.htm. На второй половине - Двинской, Пинежский и Мезенский сектора. Смотрите фото: Полдень. Взошло солнце.
Видели ли Вы восход солнца в Архангельске в середине зимы? Кто бы мог подумать, что такое, казалось бы, обычное зрелище может выглядеть столь завораживающе! После очень длинной ночи и каких-то сплошных дневных сумерек, солнечный диск лишь слегка высунулся из-за горизонта, и часа где-то через три закатится снова. Но это уже воспринимается, как некое чудо. Что же должны ощущать жители Крайнего Севера, увидевшие солнце после полярной ночи! Край парка выходит на высокий склон долины Северной Двины. По склону лепятся древние баньки, сараи, амбары, свезенные сюда со всей области, и подчеркивают собой рельеф. К строениям проложены разветвленные лестницы и переходы. Солнце над самым горизонтом. Вдали - густой дым Новодвинского ЦБК, раскрашенный солнечным светом в разные оттенки. А внизу, надо льдом Двины - самый настоящий туман, как в августе утром над водной гладью! С гор катается народ на тюбингах. Но - в строго отведенных местах: культурный заповедник, все-таки! Помимо тюбингового хозяйства заповедник имеет свою вспомогательную структуру: сувениры, места, где поесть, нужду справить, катание на лошадях. В Вознесенской церкви отреставрирован в надлежащем виде основной зал, там проходят службы. Персонал музея одет в традиционные, поморские костюмы (очень практичные, надо сказать). Через овраг, разделяющий 2 половины, сделано 2 перехода. В данный момент был открыт только один - северный. Прихватив по паре шанежек (поморские пирожки) на перекус, возвращаемся на автобус. Надо сказать, что по мере наступления дня народа в музее только прибывало, и под конец стало даже слишком многолюдно. Ну, праздники, все же! Так вот, в отличие от утра, на обратный автобус к 16-00 собралась приличная толпа. В том числе, и лыжники с туркомплекса. Так что влезть в автобус (ПАЗик) оказалось не самой простой задачей. В итоге, забит был под завязку. Да еще прилично народу осталось за бортом.
На обратном пути, к большому удивлению, попали в огромную пробку. Вот уж чего не ожидали от поморской столицы с ее размеренным трафиком! Возможно, на дороге происшествие какое случилось...После развилки Талажского шоссе и Ленинградского проспекта движение стало нормальным. Найдена еще неплохая точка питания: столовая "Нулевая верста" в подвале здания на площади Ленина. Не пугайтесь слова "столовая": это вполне приличное и современное заведение. Вечером, прогуливаясь перед сном по Набережной, увидели на середине Двины движущийся объект. По Двине зимой много чего ездит: автомобили, снегоходы. Но это было….судно! Самое настоящее, хотя и не очень большое. Похоже, даже два судна, одно за другим. Лед на реке никуда не делся. Значит - зимняя навигация, возможно, с ледоколом. А как же переправа? Каким путем она проходит? Вопросов пока больше чем ответов.
|