Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные,
чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На
основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
02.06.12: Трофи по Северной Приклязьменской Мещере: Крутое -
Омутищи |
Маршрут: ст.Крутое – Орехоао-Зуево –
Городищи – пос.Киржач – оз.Введенское – Свято-Введенская пустынь – оз.Черное
– Масляные Горочки – Аниськино – Иваново – Еськино – Вольгтнский – Марочково
– пл.113 км – пл.Омутищи. Основной целью нашего ПВД
была разведка новых местных путей и дорог в районе, примыкающем к пойме реки
Клязьма между Орехово-Зуево и Петушками. Строго географически, сразу к
югу от Клязьмы лежит знаменитая Мещера. Мы намереваемся обследовать северный
берег. Полоса от Орехово-Зуево до Петушков, шириной где-то около 5-7 км -
это, фактически, продолжение Мещеры, отрезанное Клязьмой. Еще немного
северо-восточнее начинается совершенно другая ландшафтная зона, больше
напоминающая леса Клинско-Дмитровской гряды. Станция Крутое, город
Орехово-Зуево. Выходим на пристанционную площадь слева по ходу из Москвы,
отъезжаем немного назад и пересекаем мост через Клязьму. Сразу же поворот
направо и едем по набережной. |
|
||||||||||||||||||||||||||
Дорога затем немного отдаляется
от реки, делает поворот налево, потом направо и вскоре покидает городские
кварталы. Путь проходит красивым, хвойным лесом. Впереди показываются ворота
станции аэрации, там дороги нет, но есть собаки. Не доезжая до ворот,
сворачиваем налево на хорошую лесную грунтовку. Дорога обходит станцию по
периметру, оттуда доносятся запахи канализации. Потом дорога упирается в
ЖД-ветку Александров - Орехово-Зуево и продолжается за нее. Но мы сворачиваем
вправо и едем по тропинке вдоль железки. Выходим к ЖД-мосту через Клязьму,
тропа идет влево и под мост. За мостом - широкие,
пойменные луга. Дорога великолепно укатана, ехать по ней - одно удовольствие! Дорога выходит к дачному
товариществу и переходит в битый асфальт. Едем, выдерживая восточное
направление, выходим к мосту через реку Киржач в пос.Усад. Ниже моста -
красивый водослив, специально завернули посмотреть на него. А наш основной путь лежит на
север от моста. Мост - не переезжать, дорога уходит на север почти прямо от
него и идет параллельно реке Киржач. Сосновый лес, хороший асфальт, низкий
трафик. По дороге - сплошные пионерские лагеря. Выходим на трассу Москва -
Н.Новгород и проезжаем по ней пару км в сторону Владимира. Минуем мост через
Киржач: граница областей. Здесь всегда делают санитарно-прогулочную остановку
все дальние автобусы. В пос.Киржач - поворот налево
на безлюдный асфальт. В д.Заднее Поле поворачиваем направо на главную улицу.
Проехав всю деревню вдоль, мы должны плавно выехать на лесную дорогу, но
улица заканчивается недостроенным домом. Местные сказали, что дальше дорога
есть. Повернув налево, огибаем дом. В лес, действительно, уходит то, что,
возможно, было дорогой много лет назад. Но сейчас передвижение по ней
вызывает большие вопросы. Выходим на поле северней и, буквально через 100
метров находим хорошую дорогу, уходящую в хвойный лес. Дорога выходит к большому
озеру Введенское, в сосновый бор на берегу, где много следов от пикников, но
сейчас безлюдно. На озере - остров, там ранее
находился какой-то монастырь, а на противоположном берегу, возле острова -
зона, в смысле ИТК. Монастырская территория, по предварительным данным, также
находится в их ведении. Поэтому мы договорились держаться плотнее и быть
аккуратнее. Воображение рисовало мрачные
картины: колючая проволока, вышки, вспаханная полоса, высокая противокидная
сетка и непрерывный лай караульных собак. Вспоминались сюжеты из
"Шансона": "...Запретная
зона, Земля, как земля, Испахана вся И черна, как петля..." (И.Кучин) А монастырь на острове вообще
представлялся чем-то похожим на Соловки 20-х годов! Вид, открывшийся на озеро,
был очень приветливый. Купола сверкали свежим покрытием. Береговая линия
острова - во множестве очень симпатичных причалов. И впрямь, издали
напоминает Соловки, но уже нашего времени. А еще больше напоминает Иверский
монастырь на Валдайском озере, но скромнее.
В поселке на противоположном
берегу виднелись какие-то серые корпуса. Но на зону не тянет, откровенно! Решили делать объезд озера по
периметру. С западной окраины примыкало ольховое болото, но путь вполне
проходимый. Безлюдно. Казалось, вот-вот выйдет из кустов патруль внутренних
войск и скажет: "Молодые люди, здесь находиться нельзя. Режимная
территория!" Но - ничего
подобного. Вскоре показался асфальт и
хорошие корпуса, напоминающие гостиницу или турбазу. На остров ведет новый,
красивый бетонный мост. На стоянке - свадебная процессия. Переезжаем на остров, паркуем
машины. Здесь находится Покровская
Свято-Введенская Островная пустынь, женский монастырь. Историю монастыря СМ.ЗДЕСЬ. Отремонтированные сестринские корпуса. 2
храма: церковь Николая Чудотворца, прекрасно восстановленная изнутри под
старину, и Введенский собор. Последний был закрыт, находится в процессе
реставрации, одна из стен - откровенно древнего, очень ветхого вида. По
периметру у воды - причалы-павильоны, очень симпатичные. Открытая купель
(прямо в озеро) и крытая купель-часовня с маковкой и крестом, построена на
сваях (тоже прямо в озеро). В одном из причалов - кафе для паломников:
отличные пироги, сухарный квас на дрожжах и очень вкусное молоко. Персонал
исключительно приветлив. Несмотря на табличку, что "прогулки по
монастырю не благословляются" на нас, да еще в нашей экзотической
одежде, было просто ноль внимания! На острове - много чаек.
Сейчас везде разгуливают их серые, пушистые птенцы, напоминающие перепелок.
При приближении к ним чайки начинают громко кричать, норовят спикировать вниз
и клюнуть велосипедистов в голову! На остров, также, ведет
старый, деревянный мост. Но по нему так редко ходят, что чайки на самой его
середине устроили гнездо! Покидаем обитель. На берегу -
некая территория, обнесенная простым забором из гофрированного листового
железа. За ней - какие-то серые строения и вполне приличный большой дом.
Объезжаем. Но это-то как раз и оказалась
ИТК. Женская колония-малолетка. Проходная - в почтовом отделении (по крайней
мере, судя по вывескам). Правда, наверху здания еще написано:
"Специализированное ПТУ закрытого типа № такой-то..." В почтовом
отделении все двери и окна закрыты, народу вокруг - никого. Вот и всё! Прав был Иван Кучин: «Земля
как земля…» Едем в северном направлении
по лесной дороге, которая выводит нас к Черному озеру. По пути было еще Белое
озеро, которое мы пролетели и не увидели. Но оно - очень маленькое. Черное озеро - больше Введенского.
Раньше оно называлось Ланское. Ни на одной из известных нам карт ее название
не написано. На нем есть остров (теперь он стал полуостровом), на нем раньше
стояла церковь. В Смутное Время (не наши 90-е, а старое) на острове укрылись
крестьяне. Поляки перебили всех и сожгли лес. От горелых окрестностей и
мрачных событий и пошло новое название озера.
Заехали на полуостров: с
материком его соединяет короткая перемычка. На полуострове - красивый,
сосновый лес и песчаные пляжи. Объехали по кругу. Объезжаем озеро с восточной
стороны. Возвышенные, песчаные берега с пляжами, очень красивый вековой
сосновый бор. Местность исключительно напоминает Карелию, не хватает только
камней и скал. Черное озеро очень красиво! В бору устраиваем обеденный
привал. Деревня Масляные Горочки.
Горочки и вправду есть, а мягкий песок на дороге и впрямь создает какое-то
масляное ощущение. Но название пошло не отсюда, а потому что раньше здесь
была маслобойня по производству горчичного масла.
Пересекаем шоссе Покров -
Киржач и снова уходим на лесную дорогу. Красивый, хвойный лес. Дорога выходит на асфальт,
сначала в д.Иваново, затем в пос.Вольгинский. Далее по дороге через
Институт Вирусологии выезжаем на Горьковское шоссе, пересекаем его и едем по безлюдному
асфальту к д.Марочково. Здесь остался последний участок мещерского типа,
примыкающий к Горьковской ЖД и непосредственно к Клязьме. Но времени на
детальную разведку уже нет, время позднее и надо думать о выброске. Рядом с Марочково находится
брошенный аэродром, мы посещали его с С.Барадулиным: http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/omutissy031108/actual.htm
Первая радиалка по старому асфальту
на восток ни к чему не привела: тупик, забор, территория, охраняемая
собаками. На юго-восток - направление сомнительное: там лежит большой, сырой
черноольшанник. Едем прямо на юг, к ЖД, по барадулинскому треку. Грунтовка
идет лугами и перелесками близ речки Вольга (не путайте с Волгой!). Перед
самой железкой - перелаз через канаву. Далее едем параллельно ЖД, к
северу от нее. Тропинка здесь изрядно перекопана: идут железнодорожные
работы. Слева тянется сырой, непролазный лес. Вскоре дорога уходит вверх на
песчаное плато, покрытое сосновым лесом. Здесь дорога нормальная, и места
красивые. Доезжаем до платформы 113 км.
На этом разведку заканчиваем,
едем по кратчайшей. Можно было бы сесть на поезд прямо здесь, но интервал
позволял нам доехать до Омутищ. Переходим ЖД на правую
сторону, едем по тропинке вдоль полотна. Снова ЖД-работы, делают отсыпку
колеи. Сперва под колесами песок, потом гравий. Совсем рядом, чуть южнее,
проходит тихий, местный асфальт, да уж чего там...едем, где едем! На пути - маленькая речка.
Переходим ее по ЖД-мосту. А там уже и Омутищи рядом! Трофи сегодня не очень
походило на «трофи в тривиальном понимании»: все было просто и гладко,
элементов сложной разведки - мало. И еще: сегодня у нас, фактически получился
новый, очень неплохой маршрут. Осталось только немного доработать его
последнюю часть, на подходе к Омутищам. А еще лучше - дотянуть нитку до Леоново
или Петушков. Трек: СКАЧАТЬ |