9 января: Лыжня Калистово - Морозки. |
Маршрут:
Калистово – Подвязново – Папертники – Луговая – Володкино – Беклемишево – Гришино
– Сбоево – Голиково – Никульское – канал «Москва – Волга» - Морозки. 33 км, 4 человека. Магистральная лыжня Калистово -
Морозки - один из популярнейших и красивейших лыжных маршрутов выходного дня в
Подмосковье. Лыжня соединяет Ярославскую и Савеловскую ЖД-ветки и входит в
состав Северной Лыжной Системы (термин наш) - очень интересной группы лыжных
трасс, постоянно накатанных и пропиленных от завалов. Система имеет общую
форму полукольца, где-то в 50 - 70 км к северу от Москвы. По Системе можно
перебраться, по меньшей мере, от Рижской ЖД до города Фрязино, практически
без пеших разрывов. Все началось с того, что внезапно
отменили мой поезд на Москву, и подсесть в Мытищах на заявленный поезд с
участниками я уже не успевал. Там была еще одна отмена поезда на Александров:
в итоге получался интервал лишних 50 минут. Вот так-то планировать ПВД на
новогодних каникулах! Созвонились с народом. Игорь прекрасно
знал маршрут. Решили, что все потихоньку пойдут вперед, а я буду догонять.
Условились о месте встречи. |
|
В поезде я выслушал откровения бывшего
ФСБ-шника, которого жестко подставили бывшие коллеги с целью сломать и
заставить работать на какую-то их внутреннюю группировку. Мужик весь в
борьбе, и, видимо, накопилась потребность выговориться. Калистово. Солнце, голубое небо, -10
С. Как всегда, на старте - уйма лыжников. Раздеваюсь до флиски и ухожу
вперед: у меня дела! Еловая тайга. Определить где я: под
Калистово или, скажем, где-нибудь под Няндомой в Архангельской области, почти
невозможно. Хотя нет: близ Калистово в лесу попадаются дубы! Вообще, народу на лыжне мало. Но после
недавних зверских снегопадов она укатана просто идеально. Видимо, все группы
просто рассосались по трассе. Нижнее белье становится влажным, а
флиска легко продувается. Прохладно! Одеваю стоппер и продолжаю путь, сбавив
темп. Лыжня входит в узкий коридор из
молодых елей. Впереди - колонна
лыжников весьма почтенного возраста, внешне очень похожи на софроновцев.
Где-то человек 15. Почтенные лыжники идут в очень неспешном темпе. И ведь не
обгонишь сбоку! А крикнуть "Лыжню!" язык не поворачивается.
Пристроился сзади, думаю: "Посмотрим". Колонна остановилась на перекрестке. С
извинениями протискиваюсь между лыжниками и елками и вырываюсь вперед. |
Спуск в овраг, на его дне - источник.
Над источником - свежая отворотка в лес. Тут меня ждут наши люди, и уже
скипел чай на дровах. Перекусив, продолжаем путь в полном
составе. От самого Калистово лыжня идет по трассе газопровода. Между прочим,
газопровод - полезная штука, и не только в плане поступления валюты в
российский бюджет! Навстречу проехала группа снегоходов.
Разговаривать с этими уродами, как правило бесполезно. Может, на них мины
какие-нибудь особенные ставить, а? Подумайте, коллеги, это тема! Пересекли глубокий распадок, на дне
которого течет Яхрома. Переправа - плотный снег, и, видимо, лед. Короче: если
не знаешь, что там речка, ни за что не догадаешься! Лыжня выходит на трассу ЛЭП. Глубокий,
красивый распадок, на его дне - шоссе Мураново - Алёшино. Сложный спуск,
скорость огромная, резкий поворот в конце. К счастью, шоссе почти всегда
пустое. Развилка. ЛЭП прямо - на Ассаурово,
вправо - новый обход (проложен зимой 2009 г.) Герасимихи, влево - наш путь,
опять по газопроводу. Здесь я раньше уже не проходил, но Игорь и Василий
знают этот путь наизусть. Неизменный таёжный пейзаж тянется с
самого Калистово. Солнце. Мороз усиливается. Выходим на большое поле вокруг деревни
Беклемишево. Проходим по самой правой деревенской улице до ее конца. В конце
- поворот направо и спуск в овраг. Спуск резкий и непрямой: надо соблюдать
осторожность, чтобы на повороте влево не въехать на скорости в ручей. На дне оврага - святой источник с
часовней над ним. Вода там, конечно, холодная, но, по сравнению с тем, что
можно бы было ожидать - необычно тёплая! И вкусная. Заправившись водой, углубляемся в
распадок, где в лесу Игорь находит пригретую стоянку. Устраиваем обед. |
Солнце садится. Очень заметно холодает.
Но небо ясное, и сумерки будут длинные. Тайга кончилась начинаются открытые
пространства Клино-Дмитровской гряды. Виды потрясающие. Но фотоаппатат уже не
возьмет: для него темно. Полем выходим на местную автодорогу.
Движения почти нет, дорога - под укатанным снегом, по нему можно ехать.
Выходим на шоссе Ассаурово - Новогришино, некоторое время идем по его снежной
обочине (там даже лыжня есть). Потом уходим в чисто поле по лыжне. Своеобразно выглядит сухая, желтая
трава, густо возвышающаяся над белым снегом. Она здесь очень высокая. А
дальние поля из-за нее и вовсе не белые, а какие-то мутно-желтые! Перевалив через высокую гряду,
пересекаем ручей Комариха (он где-то под плотным снегом), здесь - островки
леса. После долгого подъема полем с правого края обходим деревню Сбоево на
вершине горы. Густые сумерки. За Сбоево входим в
еловый лес. Прямая лыжня. Пока обходимся без фонарей, хотя, лыжню скорее
чувствуем, чем видим: внизу просто белый путь. Выходим на поляну с огромным, старым
дубом, а потом - и вовсе на открытое пространство. Впереди - сияющая гора
горнолыжного комплекса. Вдали - огни дальних городов и весей: Икши, Яхромы,
Дмитрова....светится цепочки огней Дмитровского шоссе, канала Москва-Волга,
дальних горнолыжных комплексов. В небе над ними светлые пятна. Фонари опять
не нужны. Вообще, феерическое зрелище! Из-за
очень пересеченного рельефа парад далеких огней получается каким-то
трехмерным. Картину дополняют самолеты, постоянно заходящие на посадку в
Шереметьево и взлетающие оттуда. А мороз уже и вовсе нешутейный! Да
плюс еще ветер и высокая влажность. Какое счастье, что Игорь с Василием
досканально знают путь, а то мне бы на этом морозе пришлось постоянно
доставать навигатор и карту...ребята, вы спасли мне руку! Коттеджные новострои в Подмосковье
давно уже стали больной темой для всех нормальных людей. Ребята рассказали,
что за короткое время нитка второй половины пути сильно изменилась, и не в
лучшую сторону. Народ приспосабливает лыжню к новым условиям, ищет новые
обходы строений, которые растут, как грибы. Лыжня уже несколько не та. Вот и
сейчас пришлось разбираться на месте, где бы пройти через последний на пути
поселок. Прошли. Крутой спуск в долину канала, с
большим набором скорости и резким поворотом. Вот тут надеваем фонари, от
греха подальше. Идем вдоль незамерзающей речки ххх.
Переходим шоссе. И выходим на лед широкого разлива реки ххх перед ее
впадением в канал. В устье аккуратно проходим по краю никогда не замерзающей
промоины. В низине канала и без того очень
высокая влажность достигает своего пика. В воздухе - ледяной туман, вокруг
фонарей - сияния в виде мутных вертикальных столбов. Находим участок прочного
льда с лыжней и переходим на другой берег. До платформы Морозки - рукой
подать. Поезда долго ждать не пришлось. В
ледяном тумане показалось мутное, желтое пятно - прожектор электрички, и
вскоре мы, обсыпанные инеем, ввалились в теплый вагон. |
А по прибытию в Москву там было
всего-то - 10 С! Будь на то моя воля, я бы объявил эту
лыжню памятником природы и споривного туризма, и запретил бы всякое
строительство в пятикилометровой охранной зоне. А району газопровода и вовсе бы
дал статус заповедника! |
А вот краткий отзыв от нашего
уважаемого штурмана, Игоря Липина: Это был
суперпоход - достойное завершение новогодних праздников!!! Все в этот
день было немного необычно. Началось с того, что метеосайты пообещали 100-98%
влажности при похолодании к вечеру до -19 С (и они не соврали). На пути к
Калистово выяснилось, что Болшевскую электричку отменили, и группа вышла на
маршрут без головы, т.е. без организатора покатушки Рита задала хороший темп;
не успев сфотографировать восход солнца над елками, мы докатили до первого
родника, где сделали первый костер и чай. Вскоре приехал Володя, далее
продолжили вчетвером. День был солнечный, лыжня очень красивая. Везде
накатано, подлипа-отдачи не было. Второй костер с чаем сделали на втором
роднике, было уютно, уезжать никто не хотел. Дальнейший путь проделали в
темноте, спускаясь с особенно крутых гор с налобными фонарями. Наблюдали
падающие звезды, обычные звезды и какое-то невероятное количество самолетов
со всех сторон. В 2 км от станции у меня начал самоотстегиваться автомат,
т.е. я ехал отдельно, лыжа - отдельно. К счастью, это происходило на пологих
участках, и я приспособился вщелкивать крепление на ходу. К вечеру резко
похолодало, на Морозки лег сильный туман. Вася по градуснику, а Володя по
бороде и усам определили, что температура -19-20 С. В электричку вошли,
покрытые инеем, с ледяными корками на рюкзаках, но очень довольные. Поход на этом
не кончился. Гражданам пассажирам было показано шоу с поеданием сгущенки из
горлышка пластиковой упаковки, а позже мы сделали первопрохождение запасных
путей Савеловского вокзала с лабиринтами и артабанами и успешно вышли к
метро. Вот некоторые моменты этого дня: http://picasaweb.google.ru/lindenrus/uJrPZK# |
Фото от Игоря Липина: СМ.ЗДЕСЬ
Трек: СКАЧАТЬ