Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

 

15.08.15: Шутов камень.

 

 

Маршрут: Мельдино - Паром Мельдино - Раменский - Тишино - Липино - Ступино - Дутшево - Дулово - Нижнево - Пустынь - Усть-Пристань - Александрово - Поздняково - Кочергино - Рогачево - Подвязново - Горицы - Ведерницы - Ащерино - Подсосенье - Турбичево - Киндяково - Шутов Камень - Клусово - Арбузово - Подъячево - Ольгово - Астрецово - Андреевское - Яхрома

 

91 км, 3 человека. 

 

Сегодняшний маршрут проходил по двум совершенно разным краям Подмосковья: Верхневолжской низменности и Клинско-Дмитровской гряде.

Верхневолжская низменность плоская как стол равнина лесистая и заболоченная. Клинско-Дмитровская гряда край высоких холмов и глубоких речных долин спуски дороги постоянно чередуются с подъемами.

Теплым солнечным туром поезд прибыл на платформу Мельдино, не доезжая пару остановок до города Дубны. Мельдино находится, практически, на канале Москва - Волга. Тут же - паромная переправа. Паром уже стоял под подсадку. На переправу подъехала еще группа неизвестных нам велосипедистов.

Единых правил для паромов в России видимо не существует. В Белоомуте, например, пешеходы и велосипедисты перевозились бесплатно. Здесь за недорогую плату. Оплату собирала женщина в фуражке явно капитанского вида.

 

 

Паром Мельдино

Братская группа на пароме

Паромный контроль

 

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Паром Мельдино

Паром Мельдино

Переправа

 

На пароме

Канал Москва - Волга

Паром Мельдино

 

Группа велосипедистов после высадки уезжает по тропинке вдоль самого берега канала в южном направлении. У нас тоже был план такой радиалки, в коротком, майском походе этого года, в Дубну. Это отдельная, очень интересная тема, но сейчас нам надо ехать по единственному в этих местах асфальту, вдаль от берега.

Здесь, между трассой канала и рекой Сестра, находится очень большой лесной массив, которой считается самым непроходимым в Подмосковье. Видимо, из-за обилия болот и множества дренажных канав. Внешний вид леса со стороны - глухой, таежный. Дорог в этих краях очень мало. Нам известны всего 2. Первая: хороший асфальт с очень низким трафиком, пересекающий этот лес примерно посередине, с севера на юг. Вторая идет четко вдоль реки Сестра, через деревни, расположенные по этой реке. Эта дорога огибает лес по его границе. Вот этим путем мы сегодня и поедем.

Первые километры после Мельдино идут заболоченных лесом, как чернолесьем, так и участками сосновых боров, со мхом и багульником. Когда мы ехали здесь весной 2009 г., происходила массовая миграция лягушек. Асфальт был усеян ими сплошь. Сначала мы старательно объезжали каждую. Но ситуация на дороге не менялась несколько километров подряд: это было феерическое шоу живой природы! Нам очень скоро стало понятно, что если мы и дальше будем бороться за жизнь каждого земноводного, то участники сегодня просто не попадут домой. И мы поехали напрямик, уже не считаясь с потерями лягушачьего племени. "Так что человеколюбия нам хватило ненадолго!" - подытожил я свой рассказ о событиях далекого 2009 года. Но участники поспешили меня успокоить, что с "человеколюбием" у нас как раз все было в порядке: все-таки позаботились об участниках.. вот "лягушколюбия" у нас явно не хватило!

Фото из «лягушачьей хроники» 2009 г.: СМДЕСЬ.

Ближе к дишино дорога выходит из леса в поля и подходит к Сестре. Сестра - тихая спокойная равнинная река с медленным течением. На ее берегах стоит достаточно много деревень, дорога некоторое время идет через них параллельно реке. Берега реки обрывистые, но не очень высокие. Часто обрывисты оба берега, и река течет как бы "в корыте". А вокруг - совершенно плоская равнина: луга и поля. Невдалеке виден лес.

 

От Мельдино – вдаль

Река Сестра

Сестра. Сходни.

Сестра. Сходни.

Река Сестра

 

Когда мы ехали здесь в 2009 г., "корыто" реки было до краев полно водой, по причине весны, и река выглядела вровень с местностью.

Между деленки и Высоково переходим Сестру по подвесному мосту. Такие мосты тут не редкость, для "корыта" они довольно удобны. Мы в Тверской области. Асфальт, уходящий вглубь лесов, остался на том берегу, мы же едем теперь по старому, местному, абсолютно пустому асфальту, между Высоково и Дулово. Дорога идет по чернолесью, расположенному на месте то ли старой вырубки, то ли старого бурелома. Сестра идет за деревьями параллельно дороге.

 

Сестра. Сходни.

Река Сестра

Река Сестра. Мост в Высоково.

Река Сестра. Мост в Высоково.

Сестра

 

Река Сестра. Мост в Высоково.

Сестра. Уже Тверская область.

Сестра. Уже Тверская область.

Сестра. Уже Тверская область.

 

Мост через Сестру в Высоково

Глубинные межобластные дороги

Глубинные межобластные дороги

 

Дулово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Наш товарищ Виктор Ющенко (не экс-президент Украины, а велосипедист-морж под ником Kilimanjaro) рассказывал, что во время их велопохода в эти края на Пасху батюшка освящал велосипеды и давал велосипедистам позвонить в колокола!

Дулово. Церковь Спаса Нерукотворного.

Сестра. Между двух областей.

Сестра. Средиземье. Глухомань.

Работа по части навигации.

 

Подвесной мост очень хлипкой конструкции, с сильно износившимся покрытием из старых досок. На мосту молодой чувак развлекается тем, что выводит его из равновесия. Да тут и одному человеку без велосипеда надо постараться, чтобы безопасно пройти! У чувака хватило ума приостановить свои занятия, пока мы переходим.

 

Рискованная переправа

Нижнево

Мост в Нижнево

Мост в Нижнево

 

Здесь опасно!

Сестра. Нижнево. Мост.

Нижнево

 

Это почти Покрова-на-Нерли! (дустынь)

дустынь

Межобластными дорогами

 

Снова Московская область. Нижнево. Хороший грейдер. Деревни, поля, чернолесье. Сестра идет слева.

Деревня Пустынь. Здесь находился очень старый монастырь Медведева пустынь. Ныне от монастыря сохранилась церковь Рождества богородицы, внешне очень напоминает знаменитый храм Покрова-на-Нерли, по крайней мере – издали.

Село Усть-Пристань. Сложно сказать, почему такое название. Но по поводу «Усть» все ясно: в этом месте в Сестру впадает река Яхрома. Именно ее мы пересекаем по мосту. Тут мы покидаем Сестру и некоторое время будем ехать вдоль Яхромы. И, напоследок, пересечем эту реку по мосту на самом финише, в одноименном городе.

Безумные небеса

Безумные небеса

Безумные небеса

Безумные небеса

В небе появились темно-фиолетовые тучи, на редкость грозного вида. Но никакого беспокойства по поводу дальнейшего пути они у нас не вызвали. Несмотря на внешний вид, было совершенно ясно по ряду признаков, что дождя из них в ближайшее время не прольется. Хотя, на самом горизонте, до земли свесилось пара фиолетовых, дождевых хвостов.

Старое русло Яхромы

Яхромские луга

Яхромский асфальт

Очень безумные небеса!

За мостом начинается какой-то потрясающий, просто европейский асфальт, без единой трещины, похожий на какое-то каменное зеркало! И при этом - абсолютно пустой! Дорога в точности повторяет нитку Яхромы и причудливо извивается среди полей, идя по самому берегу реки. В этом месте Яхрома образует ряд стариц и пойменных озер. А немного вдали, на окраине поля плотной стеной встают еловые леса. Огромный массив – он никуда не делся. А также к самым берегам Яхромы красивые сосновые боры местами подходят вплотную.

Александрово. Дорога пока полого, но верно пошла вверх. Верхнее-Волжская низина закончилась, началась Клинско-Дмитровская гряда. Защелкали переключатели скоростей. А вот впереди показалась панорама холмов.

Оглянувшись назад, мы увидели очень красивую картину: сзади, на севере, где-то внизу, развернулась во всю ширь горизонта Верхнее-Волжская низина. Мы успели подняться достаточно высоко. Недаром последние полчаса езда была в основном с усилием: был постоянный подъем. Гряда к северу опускается достаточно резким уступом. А на юг она скоро начнет скатываться пологими ступенями, причем, спуски будут постоянно чередоваться с подъемами. Но, в целом, местность постепенно пойдет вниз.

Начинается, так его назовем, Рогачевское Ополье – густонаселенный сельскохозяйственный регион, со всех сторон окруженный лесами и холмами. Главная ценность края – Яхромская Пойма, осушенная низменная долина реки Яхромы, не исключено, что это даже дно бывшего озера. Почва Поймы очень плодородная и служит огромной овощной плантацией, обеспечивающей продуктами Москву и область.

По поводу существования в прошлом Яхромского озера мы в свое время уже писали:

“…Мне где-то когда-то попадалась карта (или схема, не помню), где на месте Поймы нарисовано озеро. Между прочим, верю. Во-первых – это явная котловина, причем не только по отношению к Клинско-Дмитровской гряде, но и по отношению к Верхневолжской низине, откуда мы только что приехали. Во-вторых, земля поймы – это почти чернозём, не зря там выращивают овощи, да еще в таких количествах. Напрашивается вывод, что основа здешней земли – сапропель, т.езёрный ил, а это идеальная почва для овощеводства. И, наконец, название Яхрома в переводе с угро-финского языка народа Меря звучит примерно как «Озёрная Река». Но озёр здесь нет! По крайней мере, в настоящее время….”

Нашлись факты, подтверждающие правильность нашего предположения: СМДЕСЬ.

Рогачево. Столица Рогачевского Ополья.

А вот из-за горизонта показалась и «столица» Ополья – большое село Рогачево (хотя в экономическом понимании столицей Ополья принято считать Новосиньково). Рогачево нарисовалось, подобно граду Китежу. Такая аналогия напросилась из-за контура Никольского собора, это большой и красивый храм, заметный издалека. Внешне село напоминает, скорее, старый, уездный город.

От главной площади едем на восток по Заречной улице. Это, фактически, вторая Бетонка, трасса А-108. Дорога, понятно, более чем оживленная. Едем по ней недолго: 4 км. Выезжаем из Рогачево, минуем додвязново и сворачиваем с Бетонки направо, в направлении д.Горицы.

Хороший грейдер извивается по высоким холмах безлесого, населенного Ополья. Рогачевское Ополье имеет форму кольца. По периметру широкого, возвышенного овала расположились многочисленные населенные пункты. А низменное «ядро» Ополья - это плантации Яхромской поймы. Тут нет ни жилья, ни сооружений, только земля, каналы и овощи. При относительно небольшой площади, Ополье производит чуть ли не 5% российского урожая овощей! Это очень большие цифры. И неудивительно: Ополье кормит Москву! Когда мы приезжали здесь как-то осенью, в воздухе стоял такой аромат лука и всякой зелени, что казалось, будто готовят салат оливье на полстраны!

Сейчас мы пересекаем западную часть края.

 

Рогачевское Ополье

Рогачевское Ополье

Рогачевское Ополье

Рогачевское Ополье

 

Время обеда. Мы расположились на краю горохового поля, на плоской вершине высокого холма, на окраине Ащерино. Отсюда прекрасный обзор на окрестности. А в ближайшем лесу напротив, менее чем в километре от нас, проходит граница Дмитровского испытательного автополигона. На большой, лесной, пересечённой местности проложена система испытательных дорог на все случаи жизни. Это отдельный объект для посещения. Но это будет потом.

 

Привал на поле

Привал

Привал

Привал

 

Рогачевский простор

Рогачевский простор

Гороховое поле

 

Старт!

Полями…

Долина римерши

Продолжаем путь. Грейдер резко спускается вниз, делает поворот на 90 градусов, и перед нами открывается очень красивый вид, напоминающий первые отроги Кавказа за рекой Кубань. Это долина Кимерши, маленькой речки. Здесь, собственно, Рогачевское Ополье и заканчивается. Снова начинается лесной край. Скатившись в долину, едем между высоких гряд холмов слева и справа. Слева к дороге из леса выходит тропинка. Нам - туда.

У подножия холмов стоит мокрый, ольховый Шутов лес. Там находится Шутов камень, объект паломничества (второе название – Киндяковский камень, от ближайшей деревни Киндяково).

Самый знаменитый камень в русской традиции - легендарный Алатырь-Камень, обладающий большой магическое силой. Подробнее об Алатырь-Камне: СМДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Шутов камень, по легенде, является одним из девяти осколков Алатырь-Камня. Это объект аномальный, но его энергетика является положительной. Считается, что он излечивает практически любые заболевания. Наиболее успешно – детские. К камню также можно обратиться с различными просьбами. Предание говорит, что благодаря камню удачно закончилось «стояние на Угре» , т.к.цель (покончить с зависимостью от Орды) была достигнута без кровопролития. А перед сражением Иван III приводил войско к камню.

 

История отмечает, что камень определенным образом способствует мирным процессам. Наиболее показателен случай с сыновьями Александра Невского, устроившими между собой многолетнюю гражданскую войну. Безобразие прекратилось после переговоров князей в этих самых местах.

Тропа ведет в лес. Лес, действительно, топкий. Деревья растут, почти что, из жидкой грязи. Шаг в сторону с натоптанной тропы – и можно начерпаться. Через Кимершу перекинут мостик. Всего от дороги до камня – чуть больше сотни метров. Камень имеет вид очень плоской пирамиды. Рядом – источник, вода – ледяная и очень вкусная. Все деревья вокруг пестрят от многочисленных ленточек.

Необходимым действием обладает вода, вылитая на грань камня и собранная при стекании с него. Проделали. Выпили. Смочили лоб. Вобщем, все, как положено…

Вместе с тем, общение с камнем требует определенной аккуратности. Так, например, в Шутовом лесу можно заблудиться, несмотря на его небольшие размеры (выше на склоне холма растет уже обычный еловый лес).

 

Мост к Шутову Камню

Река Кимерша

Река Кимерша

Кимершинский источник

Шутов Камень

 

Шутов Камень

Шутов Камень

Шутов Камень

Тропа на Шутов Камень

 

Как бы там ни было, есть 2 вещи, которые трудно объяснить.

1)      Почему тяжелый камень не ушел в болото? Кругом – топь!

2)      Откуда он там вообще взялся? Ледник принес? Тогда почему он один? Ледник приносит МНОГО камней!

Клинско-Дмитровская гряда

Вопросы остаются, а мы едем дальше. Чуть раньше отворотки на камень появляется хороший асфальт. А через 3 км – выход на Рогачевское шоссе. Трафик невысокий, местность – очень пересеченная. Лес – еловый с примесью чернолесья, иногда – дуба. Временами – поля.

После Арбузово сворачиваем с Рогачевки влево, на хороший асфальт, ведущий в Яхрому.

Вот тут пересеченка становится, ну очень большой! Особенно мощный тягун – перед Ольгово.

С горы из Ольгово открывается потрясающий вид назад. В селе была усадьба Апраксиных. В настоящее время сохранились конный двор и хозяйственные постройки. Все прочее – по большому счету в руинах. Хотя нынешние владельцы (Дерипаска, 2016 г.) преподносят эту территорию, как место отдыха. В настоящее время действует конный прокат и платная рыбалка на прудах.

Об усадьбе на сайте владельцев СМДЕСЬ. Но в данном случае, отношение к историческому наследию иначе, как скотским, не назовешь.

 

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

 

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

Усадьба Ольгово

 

Классическими ландшафтами Клинско-Дмитровской гряды, хорошим асфальтом с низким трафиком доезжаем до Астрецово. А там до Яхромы уже и рукой подать. Менее километра по окраинам Яхромы – и въезжаем в Ольговский переулок. Оттуда открывается великолепная панорама на глубоко врезанную долину реки Яхрома, по дну которой проложен канал Москва – Волга. Не зря трассу канала проектировали именно здесь: чтобы меньше вынимать грунта и меньше строить шлюзов.

Приближение к гхроме

Впереди – долина Яхромы

Долина Яхромы

По городским улицам почти все время скатываемся вниз. Яхрома расположена ярусами на обеих склонах глубокой долины и чем-то напоминает горный город. Как где-нибудь на Кавказе или в Боливии. Еще раз встречаемся с рекой Яхромой, пересекаем ее по городскому мосту. А несколько позже, по более крупному мосту пересекаем канал Москва – Волга.

Сайт города Яхрома: http://yaxroma.narod.ru/

На самом дне Яхромской долины, почти вровень с каналом проложена Савеловская ЖД-ветка. Из тех же соображений, что и при строительстве канала: минимум земляных работ. Здесь и завершаем поход, отправляемся на Савеловский вокзал.

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу