Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные,
чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На
основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
17 - 18 мая: Переславль-Залесский и Плещеево озеро. |
«Не нужен мне Сочи и берег турецкий! Я ездил вчера в
Переславль-Залесский!» Маршрут: Берендеево –
Ростиново – Ефимово – Коротково – Переславль-Залесский – Веськово – Талицы –
Купанское – Варварин Ключ – Кухмарь – Криушкино – Синий Камень – Никитская
Слобода - Переславль-Залесский - Берендеево. Общее расстояние: 130 км за 2
дня. Участвовало 16 человек. Переславль-Залесский –
старинный русский город, составная часть Золотого Кольца, буквально усеян
памятниками истории. История здесь – на каждом шагу. Город стоит на берегу
Плещеева озера, водоёма редкой красоты, фактически – родины российского
флота. Вокруг города на много километров – глухие переславские леса, богатые
грибами, ягодами, животным миром, фактически – небольшая тайга в центре
Европейской России. Эти места воспеты Пришвиным. В настоящее время там –
национальный парк «Плещеево озеро». Историческая
справка по Переславлю-Залесскому День 1: 17.05.08. Расстояние – 88 км. Берендеево
– Ростиново – Ефимово – Коротково – Переславль-Залесский – Веськово – Талицы
– Купанское – Варварин Ключ – Кухмарь – Криушкино – Синий Камень – Никитская
Слобода - Переславль-Залесский – ночёвка на Плещеевом озере. |
|
Я вышел из дома под проливной тропический дождь: вытянутой руки видно не было! До станции Болшево - 7 минут пешком, но промокнуть успел основательно. "Та-а-а-к, ну, началось!..." подумал я. В мытищах дождь шел уже вполне средний. Нас собралось 9 человек, ещё 7 велокатовцев ехали на александровской электричке от Ярославского вокзала. Поезд был полупустой, подсели без проблем, и, даже сгруппировались в одном вагоне! Поезд был самый первый по расписанию, и те, кому добираться до трёх вокзалов издалека, не спали эту ночь вообще, а время заняли катанием по ночной Москве. Ну когда ещё так получится! Дождь продолжался до самого Александрова, постепенно слабея. В Александрове - пересадка на ростовский поезд, на всю процедуру - 15 минут. Чтобы меньше идти по перрону, лучше было заранее сесть в головной вагон (у нас же был предпоследний). Платформа на Ростов - низкая, рюкзаки и велосипеды передавали по цепочке, рассредоточившись по тамбурам по 3 - 4 человека. Но поезд - полупустой! Билеты продают уже внутри, т.к.на остановочных пунктах после Александрова кассы отсутствуют. Высадка в Берендеево. Маленький посёлок. Идёт слабый дождь. Название посёлка не случайно. Мы знаем лесного царя Берендея по опере Римского-Корсакова. В действительности же, берендеи - это был такой кочевой тюркский народ, обитавший рядом с Киевом, за левым берегом Днепра, где тогда начиналось Дикое Поле. С русскими они иногда воевали, но чаще - торговали, и сами, порой, служили в княжеских дружинах. Когда пришли монголо-татары, берендеям тоже досталось на орехи, и, спасаясь, берендейская орда ушла далеко на север, в дремучие леса, окружающие Берендеево болото, там и осели. А Берендеево болото - это, действительно, лесное царство, и поныне тоже. Отсюда и пошел сюжет про лесного царя! Пустынный асфальт к северу от Берендеево идет по горкам, лесами-полями, порой открываются великолепные обзоры. Дождь прекращается, выглядывает солнце. Прохладно. Через 20 км приезжаем в Переславль-Залесский. На сегодняшний день программа такая: заселяем 4 человека в кемпинг и объезжаем по кругу Плещеево озеро. Путь лежит через центр города, и по пути осматривает кое-что из достопримечательностей. Участник прокололся, меняем камеру. Далее едем к Сорокасвятской церкви, рядом, возле горадминистрации, на площади стартует какой-то автопробег. Едем на Красную площадь, осматриваем храмы, в т.ч. Спасо-Преображенский собор постройки 1152 года. В сувенирных рядах обращает на себя внимание позолоченный велосипед(!) Позолота не настоящая, но впечатляет! Выезжаем из города, оставив слева на горе Горицкий монастырь монастырь. Это - на завтра. На берегу Плещеева озера находим пятачок для обеда, видимо, это стоянка рыбаков. Берег очень низкий, плоский и приболоченный, наш сухой пятак - это просто везение. На дрова идут сухие кусты, их здесь хватает. Снова выезжаем на дорогу, идущую вокруг озера. Справа - тот же низкий берег, слева - отроги холмов, в которых озеро лежит, как в чаше. Хороший асфальт, движение пока что оживлённое. Возле музея ботика Петра заселяем людей в кемпинг, и оставляем у них тяжелые вещи. Вот где пригодился АВЛовский трансформер: отстегнул верхний клапан, приделал к нему лямки - получился маленький заплечный рюкзак! Подьезжаем к воде еще в одном месте: здесь в воду удобный заход. Погуляли босиком по отмели: вода пока что очень холодная. Озеро у берега очень мелкое: идешь далеко, а всё по колено! Серега Медников попытался было искупаться, но идти ему бы пришлось очень далеко ! Машины с асфальта постепенно пропадают. День распогодился, тепло, солнечно. Слева от дороги присмотрели место для лагеря: сухой березово-сосновый лес, кусты, частично - посадки. И в этом лесу много-много маленьких озёр, даже, скорее, ям с водой. Продолжаем объезд Плещеева озера. Местность меняется, появляются светлые сосновые боры на песках. По берегу озера - турбазы. Это – Пришвинский Бор, уцелевший, во многом благодаря усилиям писателя. |
|
|
|
|
Вдали -Плещеево озеро
|
Экология
в действии: убираем чужой мусор!
|
Заколачиваем
сваи для костра
|
Плещеево
озеро
|
Поворот направо на лесную дорогу в Талицы. Там, еще не так давно, находилось локомотивное депо, обслуживающее узкоколейную ЖД Купанских торфоразработок. Я еще помню, как в центре Переславля стояли на путях синие пассажирские вагоны, если не ошибаюсь, узкоколейка тогда работала уже в экскурсионном режиме. Сейчас она разобрана, а на базе узлового центра в Талицах создан музей ЖД-техники, уникальный в своём роде. Грунтовка ведёт через потрясающе красивый лес, песок на дороге плотно укатан. Посетив музей (см.фото, лучше всяких комментариев), продолжаем объезд
Плещеева озера, пытаемся сделать это
по разобранной узкоколейке. |
Не тут-то было: неубранные шпалы не дают ехать совершенно! Ищем дорогу, расспрашивая местных жителей. Они поведали, что наш главный ориентир - Варварин Ключ, к которому мы в конце концов и выезжаем, отклонившись от озера несколько к северу. Вода в ключе очень вкусная, а некоторые из нас принимают купель, отыгравшись за неудачу на озере. За ключом начинается широкий песчаный (но плотный) грейдер. Природа опять резко меняется, вокруг - ельники, ольшаники, осинники, мокрый лес. Когда снова начинается асфальт, лес расступается, дорога идёт открытыми пространствами. Берег справа становится очень высоким, шоссе идет у его подножия. Это – Александрова Гора. Взбираемся на неё, оттуда - великолепный вид на озеро. Отсюда видно, что озеро - почти идеальный овал. Вершина горы называется Ярилина Плешь, там стоит стоит деревянный крест, отмечая место, где когда-то был монастырь Александра Невского. Под горой, на приозёрном лугу лежит Синий Камень. Это был объект поклонения у народа Меря. Историческая справка. Меря –
угро-финский народ, обитавший в центре Европейской России до прихода славян,
аборигены этой земли. Ростовско-Переславский край – исторический центр
мерянского народа, там появились даже некоторые элементы государственности.
Этнически наиболее близки мерянам из ныне существующих народов – марийцы.
Даже названия этих народов очень близки («меря» и «марий» означает «человек»,
«мужчина», «муж») В настоящее время полностью растворились в русском этносе.
Но Ваш покорный слуга еще не расстался с мечтой найти когда-нибудь одного из
последних людей, еще не забывших язык меря, где-нибудь в костромской
глухомани. С принятием христианства, в целях борьбы с культом, камень загрузили на плот, вывезли к центру озера и утопили. Спустя какое-то время, сантиметр за сантиметром, камень «выполз» обратно! Мистика, но факт! Четкого объяснения этому так и не найдено. Да, последующие попытки избавиться от камня также были безуспешными, и в конце концов на это дело махнули рукой! Камень обладает особой энергетикой и некими аномальными свойствами. При контакте с ним рекомендуют либо сидеть на нем, либо лежать. Проехав опять через город, завершаем путь в глубоких сумерках. Вещи
из кемпинга забрали, жильцов - оставили. Лагерь ставим уже в полной темноте. |
День 1: 18.05.08. Расстояние – 42 км. Лагерь
на Плещеевом озере – усадьба Ботик Петра – Горицкий монастырь – Никитский
монастырь – Берендеево. На второй день вернулось настоящее лето, тепло, солнечно. Сегодня - городская экскурсионная программа. Переславль, фактически - музей под открытым небом. И одного дня на него, конечно же, мало! Мы успели посетить музей Ботик Петра (само судно - на реставрации, стоит в закрытом павильоне, завёрнутое в полиэтилен), Горицкий монастырь, и Никитский монастырь. Со стен и башен Горицкого монастыря открывается красивый вид на город и Плещеево озеро. См.фото. Обратно проделываем тот же путь до Берендеево, но по тёплой летней погоде и при сильном встречном ветре. Наш поезд отправляется на Александров в 17-50. Платформа низкая. Заранее рассредотачиваемся по тамбурам еще на платформе, загружаемся по цепочке. Поезд, к нашему счастью, опять полупустой! В Александрове, сначала, то же самое, но в Сергиевом Посаде народа набилось столько, что тем из нас, кто высаживался до Москвы, пришлось проявить немалую изворотливость! Облегчило задачу то, что в Пушкино народ всё же немножко вышел. Трудно на свете ещё найти такое место, где на небольшой площади сосредоточено столько исторических
и природных памятников, как в Переславле-Залесском и на Плещеевом озере! |
|
Фоторассказ от Ивана: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Railaga: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Александра Velo: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Дениса: СМ.ЗДЕСЬ
Трек: СКАЧАТЬ