Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще
всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе
наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
29.11.14:
Канал
«Москва – Волга» в районе Пироговского
водохранилища, пешком |
12 км, 2 человека. Есть особый вид объектов, очень интересных для путешественников.
Назовем его так: инженерно-технические достопримечательности. Как
функционирующие (пример - плотины многочисленных ГЭС), так и ныне не
действующие (пример - заброшенные железные дороги, особенно узкоколейные, и
их инфраструктура). На отдельные объекты попасть крайне затруднительно
(космодром Байконур, Чернобыльская АЭС...) другие - доступны и даже очень
(офисный центр на м."Автозаводская" в
реконструированных старых корпусах ЗИЛа и многие, ему подобные). Ряд объектов
является одновременно памятниками промышленной архитектуры (ряд старых
уральских заводов). Некоторые даже превращены в раскрученные экскурсионные
объекты (гипсовые шахты Пешелани в Нижегородской
области). Самым крупным техническим достопримом
Московской области является канал "Москва - Волга" (далее по тексту
- КМВ). Помимо множества технических сооружений (шлюзы, плотины, заградворота) канал органично вписывается в природный
ландшафт, а водные пространства русла канала и берега водохранилищ, в
сочетании с лесами и полями, создают неповторимые пейзажи. |
|
В районе, приближенном к Москве, канал образует систему
водохранилищ: Икшинское, Пестовское,
Пяловское, Учинское, Пироговское. Это наиболее пестрая в зрелищном отношении
часть водной системы. Путешествовать по ней было весьма интересно, и чтобы
подробно объездить эту территорию, не хватило бы и месяца. Там всегда
находилась какая-нибудь новая тропа. Эта территория раньше всегда считалась
общественной зоной отдыха и местным, подмосковным курортом. Здесь много лет назад начались мои скромные,
однодневные велопоходы. Когда регион был достаточно
объезжен, настал черед междуречья Вори и Киржача. Потом появилась Мещера, из которой мы не вылезаем и по сей день. Это, конечно, очень упрощенная хроника событий. Других мест тоже
хватало. Но общие приоритеты расставлялись где-то примерно так. В настоящее время, из-за необузданной торговли землей и коттеджного беспредела этот
регион утратил свою былую привлекательность процентов на 90, по сравнению с
тем, что там было до 90-х годов. Находиться тут порой стало просто неприятно.
Но и сейчас тут есть отдельные места, которые более-менее сохранились, и
человеку, который не может сравнить их с тем, какими они были в прошлый
период истории, эти места могут даже показаться достаточно симпатичными. Во
всяком случае, очень избирательно - но сюда ездить можно. Сегодня - короткая прогулка пешком по тому участку, который, как
раз, сохранился, практически, без изменений. Там ничего нельзя ни строить, ни
менять, по определению. Участок КМВ между Пироговским и Пяловским водохранилищами. Русло канала, с обеих берегов, укреплено высокими насыпями. Так сделано
только на участке, примерно, от Икши до Москвы. От Дубны до Дмитрова канал течет по плоской равнине. От Дмитрова до Икши - в глубокой долине рек Икша
и Яхрома. А на нашем участке рельеф переменный, и
без дополнительного укрепления берегов возможны локальные затопления
местности. Насыпи поросли сосновым лесом. Под пологом деревьев тут часто росли
маслята. Вершина насыпи - плоская, тут проходят хорошие грунтовые тропинки,
разбитые в наше время квадроциклами. Но сейчас
мороз способствует тому, что грязи от них нет. Общий облик местности
напоминает остров Ягры в Белом море, или Рижское
взморье - кому что ближе. Водохранилища замерзли окончательно, на льду много рыбаков, по нему
ездят опять же квадроциклы. А на канале лед очень
тонкий, в трещинах, есть и открытые разводья. КМВ замерзает плохо и медленно:
в нем - сильное течение. Мощные насосы постоянно гонят волжскую воду в
Москву. Смотрите фото: |