Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные,
чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На
основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
12.04.15:
Урочище
Тёплое |
Маршрут: Клин – Высоковск – Владыкина
Гора – Петровское – Павельцево – Богаиха – Спасское – Аксениха – Вертково –
Кадниково – Васильевское-Соймоново – урочище Тёплое - Васильевское-Соймоново
– Кадниково- - Вертково - Покровское-Жуково – Степаньково – Нудоль –
Пречистое – Кучи – Нижневасильевское – Парфёнки – Курово – Савельево -
Румянцево. 80
км, 4 человека. Маршрут проходит по пересеченной, лесной местности Клинско-Дмитровской гряды, преимущественно тихими, местными асфальтами среди лесов и полей. Маршрут был разработан и освоен нашим товарищем Михаилом Лысовым, внесен в путеводитель «Велотуризм. Подмосковье», выпущенный издательством «Вокруг света» в 2007 г. Мы уже однажды проходили его вместе с Михаилом и группой Русского Клуба Велопутешествий. В этом году – это первый полноформатный выезд. Для открытия сезона расстояние 70 км чуть-чуть великовато. Но мы пошли на это, учитывая хорошее состояние дорог и хороший 100%-й асфальт. Чуть в стороне от основного маршрута, примерно на середине пути находится интересное место: урочище Теплое. Было большое желание его посетить, но это добавляло 10 км пути. Решено было так: Выйдя на поворот к урочищу, будем решать на месте, ехать или нет. Ориентироваться будем на фактическое состояние дороги, физическую форму, настроение и все остальные факторы. Принимать решение будем «евроголосованием»: только 100% - «за». В ином случае – продолжаем движение базовым маршрутом. Пасхальное воскресенье. По-настоящему праздничная погода: солнечно и очень тепло. Юго –западный ветер, он будет встречным более чем на половине пути. Узнав прогноз, задумались: не развернуть ли маршрут на 180 градусов? Решили, что – нет: ветер прогнозировали несильным, а с учетом общего наклона рельефа с севера на юг (по крайней мере, теоретического) и огород городить нечего. Ленинградский вокзал. Как же радуют
электрички, сделанные в городе Торжке!
Великолепная планировка! И багажные места имеются, и велосипедные места!
Никто никому не мешает. Когда-то такими же были и составы производства Демиховского завода, не чета тому
техническому позорищу, на котором мы вынуждены ездить последние годы. Ленинградская
ветка – единственная в подмосковной системе, где ходят нормальные составы.
Причина простая: эта ветка относится к Октябрьской ЖД, а остальные – к Московской
ЖД. Соответственно, первую комплектует Торжок, вторую – Демихово. |
|
||||||||||
Передали бы, что ли, всех нас в
ведомство Октябрьской ЖД! Что еще приятно: поезд практически пустой. Но: во-первых – воскресное утро, во-вторых – дачный сезон еще не начался. А вечером мы узнали третий фактор: Пасха! Клин. Тут есть свои достопримы, в т.ч.музей Чайковского. Но задержка у нас никак не предусмотрена. Выход с поезда на площадь справа по ходу поезда. Опять радость: дурникетов пока нет! Едем на юг, через километр – поворот направо, пересекаем по эстакаде ЖД-пути. Короткая промзона – и покидаем город. Трафик средний. Высоковск. С шоссе, если не знать, что это город – ни за что не догадаешься: здесь – одноэтажная застройка. Трафик уменьшается.
Ветер явно превышает данные прогноза, движемся не так быстро. Смешанные леса с преобладанием ели перемежаются с полями. Пересеченка идет постоянно, но высотные перепады не очень большие. Под пологом леса просматривается потемневший снег, в полях очень сухо. Солнце припекает, уже откровенно тепло. У меня дает о себе знать дефект цепи и задней кассеты: появились срывы. Не то, чтобы об этом было вообще неизвестно раньше: не думал, что убьется так быстро. Все-таки никогда не нужно выезжать…даже не на неисправной технике – на не идеальной! И никогда не надо надеяться на авось. Перемещаюсь в хвост, все мы целенаправленно растягиваемся по дороге, не теряя друг друга из вида. Крупное село Петровское. Очень напоминает агрогородки Белоруссии. Поворот налево с основной дороги Клин – Волоколамск. Трафик заметно падает еще сильнее, асфальт не ухудшается. Перепады высот становятся заметнее. Ветер – еще сильнее. При таком ветре уже был бы прямой смысл изначально начинать в Румянцево. Тем более, что явного ни понижения местности, ни повышения, вроде бы и не чувствуется. Так, 50х50. Хотя, внешнее ощущение может и обманывать. В районе Ногово дорога постепенно меняет направление, и ветер становится боковым. Вертково. Здесь – поворот на Теплое. Останавливаемся, оцениваем дорогу и свое состояние, и единогласно принимаем решение: увеличить километраж до 80 км. На самом деле, доехать до Теплого было бы очень любопытно. Теплое – бывшая усадьба Соймоновых, ныне не населенное, окруженное диким лесом место. Во время Отечественной войны здания усадьбы были уничтожены, сохранилась только Знаменская церковь, да и то в состоянии руин. Подробнее об усадьбе: http://okhtinka.ru/?p=312, http://nataturka.ru/muzey-usadba/teploe.html
Еще совсем недавно в урочище практически не было пути: старая дорога заросла полностью. На момент разработки веломаршрута несколько лет назад, радиалка туда даже не могла никому прийти в голову: добраться можно было только пешком, да и то, не без труда. Путешествовали в это место, в основном, экстремалы и «черные копатели». Сейчас храм взят на баланс РПЦ, планируется его восстановление. Пока что туда расчистили старую дорогу и насыпали хороший грейдер, а также очистили от густых зарослей сам храм, убрали отдельные деревья с крыши и стен и очистили от обломков фрагмент пола. И пока что – все. Единственное, что внушало сомнение – проходимость грейдера после недавнего межсезонья. Но он оказался вполне удобным, только с двумя короткими остаточными ледянками. Эта местность известна родниками с высоким содержанием железа, их тут несколько. Один из них – прямо по пути, возле Кадниково. С дороги не увидели, а подробный поиск не проводили: время дорого. Васильевское-Соймоново, последняя деревня перед огромной ненаселенкой. Имеет прямое отношение к хозяевам усадьбы. Вообще символично, что едем туда: Федор Соймонов был известным географом, картографом и навигатором. Наш человек!
Дорога выходит на довольно большую, безлюдную пустошь, окруженную лесами. Церковь видна издалека. Даже в полуразрушенном состоянии здание впечатляет! А руины даже добавляют ему некий шарм. За храмом начинается очень большой массив Долгоруковского леса, который тянется до самой Рижской ветки. Это – второй по непроходимости лес Московской области. Вязкая глина, непросыхающие лужи, густая трава, крапива в человеческий рост, непролазные кусты и гористая местность, изрезанная глубокими оврагами – все это крайне затрудняет передвижение. А экологическая чистота дает дополнительные тучи кровососущих насекомых. Короче, лес Сергиево-Посадского типа, но в своей крайней форме. Для пеших походов он интересен, к тому же там водится много зверей. Рядом – маленькая речка Вельга с мостом
через нее. Дальше – очень грязная дорога, ведущая в глубь пустоши. Там, в
конце – тоже «железный» источник. Из-за грязи и времени не едем. Место, безусловно, обладает некой аурой. Аура откровенно «цепляет». Несмотря на то, что ближайшая деревня находится всего в 1,5 км, такое ощущение, что ты на краю света. Тишина проникающая! Место чем-то напоминает Троице-Чижи, только вместо лесной поляны – большая пустошь. И только отдельные самодеятельные
археологи с Пообедали куличом, похристосовались
между собой и возвращаемся на основную дорогу. Покровское-Жуково. Недалеко от
восточного конца деревни, рядом с шоссе, на берегу той же Вельги есть главный
«железный источник»: эдакая яма в лесу с пульсирующим в ней мощным ключом.
Запланировано посещение. Но не тут-то было! Отворотка туда очень сильно
разбита тяжелой техникой: вывоз леса. А тропинки через лес напрямую сейчас
пока еще скрыты под снегом и не читаются. Едем дальше. По обеим сторонам – высокоствольный еловый лес. Поселок Нудоль. Очень глубокий каньон одноименной реки. Скоростной спуск на холостом ходу и нелегкий тягун. Второе бетонное кольцо. Дорога насколько узкая, настолько и оживленная, с узкой, неудобной обочиной, 6 км не самого приятного пути. Но вот что удивительно: сегодня Бетонка на 2/3 пустая! Не иначе, как народ Пасху празднует! Неисправная цепь дала мне самый печальный результат. Предположим, вы делаете нажим на педаль, порой – с усилием. А нога неожиданно проваливается в пустоту! Один – два – несколько раз – это ничего страшного Много раз – это уже нестандартная нагрузка на суставы. Короче, получил срыв колена, почему-то – только одного. Но ехать все равно надо! 2,5 км спустя после деревни Кучи – поворот с Бетонки налево. И сразу тишина! Это – самая приятная часть маршрута. Совершенно безлюдный асфальт прекрасного качества среди лесов и полей. Перед с.Нижневасильевское – глубокий и широкий каньон. От села открываются потрясающие виды, сравнимые с валдайскими в районе Боровичей. От Савельево до Румянцево – очень красивый лесной отрезок. Неудивительно, что раньше здесь в лесах было много пионерских лагерей, руины которых сейчас прячутся в чаще совсем недалеко от шоссе. Не заезжаем: время подгоняет. Волоколамская электричка. По всем «законам жанра» дальний поезд в воскресный вечер должен быть основательно загружен. Но он оказался полупустым! Воистину, пасхальный подарок! С комфортом возвращаемся. Трек: СКАЧАТЬ |