Актуальный репортаж с места событий.Здесь размещаются
свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего –
фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее
интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
29 - 30 марта: Тур-Де-Клепики, Кривандино – Спас-Клепики -
Кривандино |
«Мещёрский асфальт неустанно манит, И тянет к себе, как
гигантский магнит!» Маршрут проходил местными
асфальтовыми дорогами, --- км всего, 3 человека ехали по полной программе, на 2-й день присоединились ещё
2 участника. Общее расстояние – 166 км. День 1, 29.03.08. Расстояние – 86 км. Маршрут: Кривандино -
Курьяниха - Лузгарино - Починки - Маланьинская - Новосельцево - Вальковская -
Пестовская - Кулаковка - Филинская - Савинская - Перхурово - Шеино -
Якушевичи - Пышлицы - Евлево - Тюрвищи - Ушмор – Батыково - Спас-Клепики -
Полушкино. Заброска до Кривандино - на
электричке, идущей до Вековки, несмотря на субботнее утро, расположились с
комфортом. Народу мало, ну, не сезон ещё! Стояла великолепная погода,
солнце, ни единого облачка, воздух прогревался до + 10 и выше. Ветра почти не
было. Появились первые бабочки. Асфальт очень хорошего
качества, и, при этом - почти пустынный. К югу от Кривандино дорога
пересекает нехарактерную для Мещёры возвышенность. За неделю, прошедшую с
момента подготовительной разведки (см.ЗДЕСЬ) Мещёра изменилась
до неузнаваемости. В лесу еще лежит снег (ну, конечно, не такой, как был!), но
асфальт сухой, обочина - тоже, и на открытом пространстве снег тоже растаял,
и более того – везде почти сухо! Поворот на восток в районе д.
Пестовская. Трафик здесь - вообще нулевой! По обе стороны дороги открывается
вид на разлив верховьев Ялмы (приток Пры), в обычное время - маленького
ручейка. |
|
Кулаковка, старинная
мещёрская деревня. Заправляемся колодезной водой. Внимание привлекает пень от
огромной ветлы - её спилили, чтоб при падении дом не разрушила. Забегая
вперёд, скажу, что на обратном пути мы в Кривандино видели следы подобной
катастрофы. Асфальт идёт отрезком
великолепного Черустинского лесного массива. Находим южную оконечность лесной
дороги, заваленной снегом в прошлое воскресенье. Уже гораздо лучше, но ехать
всё равно нельзя. К тому же дорога завалена обломанными ветками деревьев, не
выдержавших мокрых снегопадов. Выбираемся на большое
открытое пространство, условно назовём его "Пышлицким Опольем".
Слева вдали протянулся на много километров лёд озера Дубовое. Здесь
начинается край Клепиковских озёр. Снова уходим в лес. Д.Евлево,
мост через Пру, и - начинается Рязанская область. Здесь снега в лесах ещё
меньше. Вскоре ещё раз переезжаем Пру
по мосту, на реке - впечатляющий разлив. Вдали просматриваются озёра Шагара и
Иваньковское. У д.Старый Ушмор пытаемся
сделать маленькую радиалку на озеро Великое. Грунтовушка проходима. Ст.Ушмор
по планировке больше напоминает финский хутор: 4-5 беспорядочно раскиданых
домов. Только это - старинные мещёрские избы. Озеро Великое полностью
оправдывает своё название. Но видно, что оно мелкое. Едем дальше. Отворотка на
музей деревянной архитектуры. На воротах надпись:"Лесная Крепость".
Музей закрыт. Рядом - озеро Белое, на берегу - огромные древовидные
можжевельники и остатки гигантского кострища на большой поляне. В Клепики въезжаем в сумерках.
Проезжаем город насквозь, ещё раз - мост через Пру - и, еще пару километров
по рязанской дороге. Поворот направо в сосновый лес - турбаза
"Мещёра", место нашего ночлега. Турбаза полупустая, не сезон. Без
проблем берём 2-х местный номер + раскладушку (был с собой 1 спальный мешок).
А вот парилочка, к сожалению, уже расписана и заказана, обошлись душем в
номере. Итого, ночлег обошелся по 400
руб.с носа, сюда же входил утренний завтрак. |
День 2, 30.03.08. Расстояние – 80 км. Маршрут: Полушкино -
Спас-Клепики – Батыково - Ушмор - Тюрвищи - Евлево - Фрол - Дерзковская –
Бородино – Белковская - Дмитровский Погост –Федеевская - Вальковская -
Новосельцево - Маланьинская - Починки
- Лузгарино - Курьяниха - Кривандино. Подъем - 7-00, на час раньше
запланированного (ошибка с переводом времени!). Турбаза расположена в
прекрасном сосновом лесу, который резко спускается в пойму Пры. С утра
прогулялись посмотреть на разлив реки. Ясно, солнечно, небольшой мороз,
который очень скоро прошел. Едем обратно в Клепики.
Параллельно Рязанской трассе идёт
насыпь узкоколейки, воспетой Паустовским. Когда-то это был единственный путь,
соединяющий клепиковскую глухомань с Большой Землёй. Спас-Клепики - старинный,
тихий, симпатичный русский город, в основном - одно- и двухэтажный, много
старых домов. На центральном бульваре - бюст Есенина, и море грачей на
деревьях (вот почему Есенин белой краской покрашен!). В школе, где учился поэт, сейчас музей.
Снаружи школа сейчас выглядит гораздо лучше, чем в те времена: подновлённая,
побеленая, а тогда обшарпанная была (судя по музейным фото). Внутри -
обстановка учебных классов, общежития для учеников из дальних деревень, и что
особенно любопытно - квартиры учителей, вполне полноценные по тем временам.
Порадовало отношение музейного персонала - они, действительно, энтузиасты
своего дела! Обратный путь. В основном -
по той же нитке, немного разнообразили его после границы областей. Солнечно,
тепло. |
|
После д.Фрол опять пересекаем
Ялму. Она здесь уже шире, а её разлив - так гораздо шире! На берегу лежат
чёрные долбленые челны из цельного дерева, они здесь до сих пор в ходу.
Управляются самодельными вёслами или шестом, похожим на толстую трость с
перекладиной - дно здесь мелкое! Навстречу нам уже едут
однодневные участники: Михаил с Игорем. Но, с их скоростью, они приехали на
место встречи очень рано, и, чтобы зря не ждать подъехали к нам еще ближе. Сергей,
оторвавшийся вперёд на километр, не заметил внеплановую стоянку ребят, и
усвистел дальше, даже рация его уже не брала! Вызвонили его объединёнными
усилиями, и вернули назад. Пообедав в сосновом лесу,
двинулись в Кривандино на выброску. По пути заехали в д.Туголес, где среди
невзрачного населенного пункта обнаружили великолепный храм! Выбросились комфортно и без
проблем, в полупустой электричке. Итак, это был самый простой и
самый ранний по сезону вариант клепиковского похода, привязанный только к асфальту
ввиду сезонных условий. В будущем можно развить этот маршрут, включив в него
достаточно протяженные лесные и грунтовые дороги, и разнообразив его
радиалками в озёрную глубинку, а при наличии времени - и в глушь лесов на
Пре. |
Фото от Railaga: СМ.ЗДЕСЬ
Трек: СКАЧАТЬ