Назад

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

31 августа: Гуслицкое Узкоколейное Трофи.

 

Гуслицы – местность в ближней Подмосковной Мещёре, расположенная примерно между Куровским, Павловским посадом и Егорьевском, старинный староверческий край. Мы неоднократно писали ранее о походах туда:

Август 2006 г.

Июль 2007 г.

Ещё раз июль 2007 г. (внизу страницы)

Ноябрь 2007 г.

Целью нашего настоящего похода было исследование системы бывших узкоколейных железных дорог, еще не так давно густо покрывавших леса и болота этого края, и выходивших далеко за пределы собственно Гуслиц. Узкоколейки обслуживали, в первую очередь, обширные торфоразработки. В настоящее время они почти все разобраны, рельсы и шпалы вывезены. А по оставшимся насыпям часто проходят хорошие грунтовые дороги, или же тропинки. Но не все насыпи хорошо проходимы, а порой и непроходимы вообще.

Холодное, сырое утро конца августа. В любой момент может пойти дождь. Дует очень сильный ветер. Через пл.Кабаново и Ликино-Дулёво (город автобусов и фарфора) выезжаем на 2-е бетонное кольцо (фактически – продолжение главной улицы города за его южной окраиной), и, немного проехав, поворачиваем налево, на тихий местный асфальт, в сторону Язвищей. В Дуброво – поворот направо, на Авсюнино. Мы же едем прямо. Менее 1 км спустя, направо уходит хорошая грунтовая отворотка. Это – начало узкоколейки.

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Смешанный березово-сосновый лес, качество дороги отличное. Слева, параллельно дороге, проходит насыпь, за ней – канава. Навстречу, на старом дорожном велосипеде едет мужик средних лет, в кепке и аккуратном, новом пальто, довольно интиллигентного вида. Про себя окрестили его: «Датский Фермер». Как вычислили позже, «Датский Фермер» ехал издалека, и, возможно, его путь был не самым лёгким.

Местность меняется: низкорослое чернолесье, кусты, болота с обеих сторон. А путь по насыпи – хороший.

Забавно: в местах, где насыпь пересекается с каналами, и грунт имеет свойство проседать, дорогу подсыпают….битой керамической посудой: чашками, блюдцами, чайниками! Скорее всего, это – промышленный бой с Дулёвского завода.

На одном из таких перекрёстков вправо уходит тропинка, туда ведут почти все следы. Это – бывшая ветка ЖД на Мисцево. Но мы едем прямо. Дорога резко ухудшается: сильно заросла, кусты мешают ехать. Сильно сбавляем скорость.

На какое-то время въезжаем в высокоствольный хвойный лес. Налево – 2 очень хорошие отворотки. Игнорируем: цель – узкоколейка! И вскоре въезжаем в настоящее болото.

По обеим сторонам – амазонские джунгли! Огромные стволы чёрной ольхи растут прямо из воды. Тростник, мох, ярко-зелёные листья белокрыльника. Последнее значит, что вокруг – непролазные топи. Единственная твердь – наша насыпь. Но тропинка еле заметна: очень заросла. Периодически приходится спешиваться. Но в основном – всё-таки едем, правда, на предельно низкой скорости. Завалы на пути местами прорублены, где человеком, где бобрами. Насыпь иногда перпендикулярно пересекают бобровые тропинки из одного водоёма в другой.

Без специального снаряжения и больших усилий человеку попасть сюда очень сложно. Во всяком случае, походы выходного дня сюда – абсолютно нереальны. И только старая узкоколейка даёт возможность заглянуть в этот затерянный мир.

Мне пришло на ум сравнение со стеклянным тоннелем, идущим по дну океанариума. Идёшь, вертишь головой, а вокруг плавают акулы и скаты. В обычных условиях увидеть такое почти невозможно. Вот, подобный тоннель чем-то напоминает наша насыпь!

Между тем, местность повышается, ольха уступает место осине, затем берёзе, и далее – сосне. Дорога становится легче, а потом колея и вовсе вливается в хорошую грунтовку, появившуюся откуда-то сбоку и сзади.

Несколько позже, дорога сходит с насыпи – объезд верхового болота, видимо, там сложный участок. Объезд идёт красивым сосновым лесом, отличное покрытие из плотного песка. Вскоре дорога возвращается на насыпь. Теперь путь идёт узкой полосой между больших водоёмов. За дальними берегами просматриваются другие водоёмы. Это – южная часть больших Губинских карьеров, заброшенные и затопленные торфяные разработки. Появляются люди: охотники и рыбаки. Что интересно: из-за сильного ветра (вот тут он снова стал заметен!) на карьерах – необычно большие волны.

Но хорошо, что дождя не было и нет!

Проходим большой посёлок Губино, староверческий и промышленный одновременно. Здесь производят автофургоны «Тонар»…..и ещё много чего.

Дорога уходит на восток. Местность разнообразная: сосновые леса, чернолесье, луговины, и, конечно же, болота. Покрытие дороги – отличное. Возможно, из-за мокрого песка.

Выходим на большое поле перед Власово и Федотово. Останавливаемся на обед.

Поворот на юг. Здесь, на месте бывших рельсов и шпал положили новый, гладкий асфальт. И, что интересно: совершенно пустой! Асфальт приводит в пос.Чистое Северное. Немного дальше – опять, поворот на старую узкоколейку.

Длинный узкоколейный перегон до асфальта Дуброво – Авсюнино. Местность поэтапно меняется: от высокоствольных хвойных лесов, через берёзу-осину, до настоящих болот, поросших мелким, но густым кустарником. Здесь главная сложность: осталось много шпал. Непредсказуемым образом приходится перебрасываться то по одну, то по другую сторону от старой ЖД-колеи: тропинки две, но они проложены хаотическим образом.

Пересекаем асфальт Дуброво – Авсюнино. Не сразу, но находим продолжение ЖД Мисцево – Авсюнино.

По насыпи идёт очень хорошая грунтовка, едем быстро. По обеим сторонам – болота, слева – верховое, справа – сложно сказать, оно просвечивается, но через полосу берёзового мелколесья.

По бокам, иногда – очень хорошо оборудованные стоянки, с крышей и скамейками. Похоже, эти места в почёте у охотников и рыбаков.

Направо с насыпи уходит хорошая грунтовая отворотка. Продолжаем следовать железной дорогой!

И зря! Вскоре, дорога заканчивается поляной на берегу канавы….переправа – пара жердей, где и порожняком-то пройти сомнительно! Возвращаемся на последнюю отворотку.

Дорога долго петляет по разнообразной местности: пустоши, луга, кусты, мелколесье, участки настоящего леса, и, конечно же – болота!

На охотничьей стоянке сидит группа пацанов с мотоциклами. Интересуются: проедут ли они дальше? Говорим, как есть (т.е., проедут!). Спрашиваем: выйдем ли в Мисцево (по нашим расчётам, если выйдем, то именно туда). Ответ: однозначно!

Ну что ж, на том и заканчиваем наше трофи! Дальше всё понятно. Мы выходим в Мисцево, чуть дальше – не забываем завернуть по пути в старообрядский скит Св.Леонтия и Св.Иосифа. Святой Лес поддерживается в идеальном порядке: новые иконы, новые таблички. В пересохших источниках появилась вода (мокрое лето), но в таких количествах, что попробовать пока что не рискнули.

Надвигается туча. Срочно прячемся в автобусной остановке. И не зря: дождь короткий, но сильный! Связываемся с Москвой: Bessi (Лена) нам очень сочувствует по поводу частых дождей. Объясняем, что текущий дождь у нас – ПЕРВЫЙ! А их там, оказывается, просто залило! Вот оно, ПРОВИДЕНИЕ!

Дальше всё просто. В Ликино-Дулёво нас еще раз накрывает короткий дождичек (даже не прерываем движения), и благополучно возвращаемся. Спасибо Др.Павлову за актуальную информацию по ЖД-расписанию!

ИТОГО: система бывших узкоколейных ЖД на востоке Московской области – очень перспективное поле деятельности, в чём мы убедились в очередной раз!

 

Начинается Святая Земля!

Дуброво, староверческая деревня

Дороги присыпают керамикой!

Дороги присыпают керамикой!

Через болота

Дорогу уже не разобрать!

Непролазные топи

Тропинка еле угадывается

Появился нормальный лес!

Изоляторы – музейная редкость!

Мещёрская классика

Нам надо туда!

Лианы (дикий хмель)

Здесь была железная дорога

Дальше пути нет

Староверческий скит

 

Староверческий скит

Приезжайте всегда! :)

Торт во время дождя

 

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

Назад

Hosted by uCoz