Назад

 

Моя первая зимняя катушка.

 

Мой рассказ адресован тем героям, кто решил испытать себя в благородном занятии - зимнем катании на велосипеде. Хочу сразу сказать, что ничего необычного в этом мероприятии нет. И  эта моя повесть, полностью автобиографичная, служит тому доказательством. Итак, 17 ноя  2007 года, около 7ми утра, я вышел из дома, держа в руках свой Мериду  м 90. Было не холодно, около-5С. У меня имелась предварительная договорённость о встрече в электричке с человеком, который являлся координатором нашей поездки. Это Владимир Ельшаев (welsh@yandex.ru). В поезде, в это время, свободно, и с велом, можно добираться без проблем.  Затем мы подсели к другим участникам (едущим из Москвы).

Я экипировался по своему разумению и был уверен, что проблем у меня не будет. Но я весьма глубоко заблуждался! Всем, кто будет собираться в сколь-нибудь длительный зимний поход на велосипеде, следует обязательно осознать одно важнейшее обстоятельство. Зимнее катание СУЩЕСТВЕННО (!) отличается от летнего. А именно: Зимой гораздо сложнее отдыхать, просто остановившись!

Как мы катаемся летом? Проехав достаточное расстояние в хорошем темпе, можно постоять полчасика, любуясь пейзажем. Можно полежать, сняв майку и позагорать. Майка, кстати, за это время высохнет. А зимой ничего этого сделать нельзя! Разогревшись на ходу, устав, и, желая отдохнуть, остановившись, вы начнёте быстро охлаждаться. Мокрая одежда будет очень холодить, а руки сильно мёрзнуть даже в перчатках. Неплохо иметь запасные. Придётся молотить без отдыха. Обычная хб одежда тут мало подходит. Весьма желательно иметь запасной комплект для смены. Желательно влагоотводящее бельё. Сейчас его в достатке и можно легко приобрести. Думаю, лыжная амуниция самая подходящая. Но и это не главное! А самое главное – это выбрать себе дистанцию по-силам. Зимой это особенно важно. Именно потому, что холод – ваш главный враг. Не скользкая дорога, где без шипов нельзя, не целина, о которой речь впереди, не голод или жажда. И даже не поломки, устранять которые на холоде надо очень оперативно. Ибо пальцы через 5 минут перестают гнуться. Самое опасное – холод, который может только усиливаться. Поэтому  главный совет: начинайте с малого. Потренируйтесь, прикиньте свои возможности. Если желаете проехать большое расстояние – катайтесь кругами, увеличивая их количество. Несильно удаляйтесь от дома.  Главное – иметь возможность сойти с дистанции и быстро оказаться в тепле. Как и произошло со мной.

По отзывам наших коллег с www.bibolsh.narod.ru есть еще один эффективный способ борьбы с холодом: рассчитать темп передвижения так, чтобы не потеть (но и не мерзнуть), но скорость передвижения при этом будет существенно ниже. Годится, как вариант, но закладываться на такую схему передвижения надо ЗАРАНЕЕ, иначе рискуете не вписаться в маршрут!

Проехав около 35 км, я стал выдыхаться. Я не остановился совсем, а стал просто отставать, задерживая группу. Поскольку снизить темп всем нельзя, Владимир предложил мне сойти. Я, разумеется, согласился! К счастью, км около в 8ми, имелась жд. станция. Туда я и направился. Меня поехал сопроводить один из катальцев. Имя его Василий, и я ему очень благодарен за это и за ценные советы, которые он мне дал, пока я плёлся до станции. Если стартовали мы со скоростью около 20 км.ч, то к концу я не мог дать больше 10ти. Василий объяснил мне кучу моих ошибок. Это касалось и настроек велика, и техники самого качения. Здесь я не буду вдаваться в подробности. Но, замечу, в длинной катушке мелочей не бывает! Если в лёгкой прогулке давление в шинах может отличаться от нормы, то на большой дистанции это обернётся существенным увеличением расхода сил. И поэтому сокращением пройденного пути и средней скорости. А у меня, по наблюдениям Василия, недоставало около 30% давления. У меня было ощущение, что я всё время еду в гору. И подкачать было некогда. Группа уйдёт. Напомню, что долго стоять нельзя! Высота седла имеет огромное значение. И много чего ещё, о чём я и не думал. Весьма желательны очки. Ветер со снегом навстречу – опасен для глаз. Вообще – открытых частей тела иметь не нужно. Можно обморозить.

 Заодно выяснилось, что я не умею ездить по целине. Это особая песня! Зимой даже по асфальту ехать труднее, чем летом. Это объясняется тем, что под колёсами всегда есть снежок. Пусть его мало и он незаметен. Его надо приминать и на это уходит много сил. Из-за этого у машин  зимой  расход бензина больше. А теперь представьте себе целину! Тогда глубина была небольшая – 10-15 см, но ехать было очень трудно! Требуется самая низкая передача, и вес тела переносится как можно дальше на заднее колесо. Ещё одно ВАЖНОЕ замечание. Зимой резко работать рулём очень опасно. Думаю, понятно почему. И ещё – тормозить надо сразу двумя колёсами. И не иначе! Сейчас всё и не вспомнишь. Даже такую деталь надо помнить: вода, даже в рюкзаке,  может сильно остыть (или просто замёрзнуть, да ещё и разорвать емкость для воды) и пить её, разгорячённому, небезопасно (лизать лёд – тем паче). Выручит термос.

Принципиально важно наличие велошлема! В условиях гололёда травмоопасность дороги возрастает многократно. Тормоза должны быть в идеальном состоянии, по тем же причинам. И, конечно, не забыть про фонари переднего и заднего света: световой день зимой короток!

Финал путешествия был счастливый. На станции было тёплое помещение и я переоделся в сухое. Через пару часов мы с Василием оказались на Казанском вокзале, и ещё через полчаса я был дома. Должен сказать, что несмотря на все трудности, мне понравилось. Ноги, конечно, гудели. Но приятно гудели. Главный вывод – постепенность. Если летом вы проезжали 30-40 км , то зимой эта дистанция кажется в полтора раза длиннее. Исходя из этого, рассчитывайте свои силы. И ещё один момент: зимой многих лесных и просёлочных дорог нет. Поэтому ехать приходится по автомобильным дорогам. В это время они сужаются и обочины скользкие. Будьте осторожны! Некоторых водителей велосипедисты раздражают и можно ожидать всякого. Я считаю - пусть труднее и дальше, зато безопаснее! Катайтесь там, где меньше машин. Лично я – продолжу зимнее катание. Катайтесь зимой – в этом что-то есть!

 

26.11.07.        Мещёра, Гуслицы. Михаил.

 

Назад