Моя первая зимняя катушка.
Мой рассказ адресован тем героям, кто решил
испытать себя в благородном занятии - зимнем катании на велосипеде. Хочу сразу
сказать, что ничего необычного в этом мероприятии нет. И эта моя повесть, полностью автобиографичная, служит
тому доказательством. Итак, 17 ноя 2007
года, около 7ми утра, я вышел из дома, держа в руках свой Мериду м 90. Было не холодно, около-5С. У меня
имелась предварительная договорённость о встрече в электричке с человеком,
который являлся координатором нашей поездки. Это Владимир Ельшаев (welsh@yandex.ru). В поезде, в это время,
свободно, и с велом, можно добираться без проблем. Затем мы подсели к другим участникам (едущим
из Москвы).
Я экипировался по своему разумению и был
уверен, что проблем у меня не будет. Но я весьма глубоко заблуждался! Всем, кто
будет собираться в сколь-нибудь длительный зимний поход на велосипеде, следует
обязательно осознать одно важнейшее обстоятельство. Зимнее катание СУЩЕСТВЕННО
(!) отличается от летнего. А именно: Зимой гораздо сложнее отдыхать, просто
остановившись!
Как мы катаемся летом? Проехав достаточное
расстояние в хорошем темпе, можно постоять полчасика, любуясь пейзажем. Можно
полежать, сняв майку и позагорать. Майка, кстати, за это время высохнет. А
зимой ничего этого сделать нельзя! Разогревшись на ходу, устав, и, желая
отдохнуть, остановившись, вы начнёте быстро охлаждаться. Мокрая одежда будет
очень холодить, а руки сильно мёрзнуть даже в перчатках. Неплохо иметь запасные.
Придётся молотить без отдыха. Обычная хб одежда тут мало подходит. Весьма
желательно иметь запасной комплект для смены. Желательно влагоотводящее бельё.
Сейчас его в достатке и можно легко приобрести. Думаю, лыжная амуниция самая
подходящая. Но и это не главное! А самое главное – это выбрать себе дистанцию
по-силам. Зимой это особенно важно. Именно потому, что холод – ваш главный
враг. Не скользкая дорога, где без шипов нельзя, не целина, о которой речь
впереди, не голод или жажда. И даже не поломки, устранять которые на холоде
надо очень оперативно. Ибо пальцы через 5 минут перестают гнуться. Самое
опасное – холод, который может только усиливаться. Поэтому главный совет: начинайте с малого.
Потренируйтесь, прикиньте свои возможности. Если желаете проехать большое
расстояние – катайтесь кругами, увеличивая их количество. Несильно удаляйтесь
от дома. Главное – иметь возможность
сойти с дистанции и быстро оказаться в тепле. Как и произошло со мной.
По отзывам наших коллег с www.bibolsh.narod.ru есть еще один
эффективный способ борьбы с холодом: рассчитать темп передвижения так, чтобы не
потеть (но и не мерзнуть), но скорость передвижения при этом будет существенно
ниже. Годится, как вариант, но закладываться на такую схему передвижения надо
ЗАРАНЕЕ, иначе рискуете не вписаться в маршрут!
Проехав около 35 км, я стал выдыхаться. Я не
остановился совсем, а стал просто отставать, задерживая группу. Поскольку
снизить темп всем нельзя, Владимир предложил мне сойти. Я, разумеется,
согласился! К счастью, км около в 8ми, имелась жд. станция. Туда я и
направился. Меня поехал сопроводить один из катальцев. Имя его Василий, и я ему
очень благодарен за это и за ценные советы, которые он мне дал, пока я плёлся
до станции. Если стартовали мы со скоростью около 20 км.ч, то к концу я не мог
дать больше 10ти. Василий объяснил мне кучу моих ошибок. Это касалось и
настроек велика, и техники самого качения. Здесь я не буду вдаваться в
подробности. Но, замечу, в длинной катушке мелочей не бывает! Если в лёгкой
прогулке давление в шинах может отличаться от нормы, то на большой дистанции
это обернётся существенным увеличением расхода сил. И поэтому сокращением
пройденного пути и средней скорости. А у меня, по наблюдениям Василия, недоставало
около 30% давления. У меня было ощущение, что я всё время еду в гору. И
подкачать было некогда. Группа уйдёт. Напомню, что долго стоять нельзя! Высота
седла имеет огромное значение. И много чего ещё, о чём я и не думал. Весьма
желательны очки. Ветер со снегом навстречу – опасен для глаз. Вообще – открытых
частей тела иметь не нужно. Можно обморозить.
Заодно
выяснилось, что я не умею ездить по целине. Это особая песня! Зимой даже по
асфальту ехать труднее, чем летом. Это объясняется тем, что под колёсами всегда
есть снежок. Пусть его мало и он незаметен. Его надо приминать и на это уходит
много сил. Из-за этого у машин
зимой расход бензина больше. А
теперь представьте себе целину! Тогда глубина была небольшая – 10-15 см, но
ехать было очень трудно! Требуется самая низкая передача, и вес тела
переносится как можно дальше на заднее колесо. Ещё одно ВАЖНОЕ замечание. Зимой
резко работать рулём очень опасно. Думаю, понятно почему. И ещё – тормозить
надо сразу двумя колёсами. И не иначе! Сейчас всё и не вспомнишь. Даже такую
деталь надо помнить: вода, даже в рюкзаке,
может сильно остыть (или просто замёрзнуть, да ещё и разорвать емкость
для воды) и пить её, разгорячённому, небезопасно (лизать лёд – тем паче).
Выручит термос.
Принципиально важно наличие
велошлема! В условиях гололёда травмоопасность дороги возрастает многократно.
Тормоза должны быть в идеальном состоянии, по тем же причинам. И, конечно, не
забыть про фонари переднего и заднего света: световой день зимой короток! Финал путешествия был счастливый.
На станции было тёплое помещение и я переоделся в сухое. Через пару часов мы
с Василием оказались на Казанском вокзале, и ещё через полчаса я был дома.
Должен сказать, что несмотря на все трудности, мне понравилось. Ноги,
конечно, гудели. Но приятно гудели. Главный вывод – постепенность. Если летом
вы проезжали 30-40 км , то зимой эта дистанция кажется в полтора раза
длиннее. Исходя из этого, рассчитывайте свои силы. И ещё один момент: зимой
многих лесных и просёлочных дорог нет. Поэтому ехать приходится по
автомобильным дорогам. В это время они сужаются и обочины скользкие. Будьте
осторожны! Некоторых водителей велосипедисты раздражают и можно ожидать
всякого. Я считаю - пусть труднее и дальше, зато безопаснее! Катайтесь там,
где меньше машин. Лично я – продолжу зимнее катание. Катайтесь зимой – в этом
что-то есть! |
|
26.11.07.
Мещёра,
Гуслицы. Михаил.