Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще
всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе
наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
01.06.19: Дорофеевский бор – 2019, или по следам Евпатия
Коловрата. |
Маршрут: Петушки – Петушинский мост через
Клязьму – устье Сеньги – р.Большая Ушма – урочище Дикое Поле – урочище
Дорофеевский Бор – Мануйлово – Филиппово – Дорофеево – Белавино – Чукаево –
Красное – Слобода – Шатурторф. 52 км, 2 человека. Есть на границе Владимирской и Подмосковной Мещеры большой, прекрасный лес между Петушками и Шатурой. Ездить туда можно бесконечно, и всегда открывать что-то новое. И в этом лесу, ближе к его южной границе, есть сплошной лесной массив, не слишком затронутый деятельностью человека - Дорофеевский бор. Мы там бывали неоднократно, но последний раз - достаточно давно: аж в 2008 году! 1 июня 2019 г. возникло желание посетить его вновь. С тех пор много чего изменилось в наших лесах не в лучшую сторону. В зимнее время были ледяные дожди, поломавшие много деревьев. Летом 2010 г. страшные пожары уничтожили огромные лесные площади. Огромный вред природе нанесли так называемые "короеды", ну, или, кто там стоит за ними... Хотелось посмотреть, в каком сейчас состоянии находится Дорофеевский бор, насколько он уцелел в эти нелегкие годы. Вторая цель: оказывается, в тех местах находится место, где когда-то принял первый бой с войсками Батыя рязанский воевода, народный герой и богатырь Евпатий Коловрат. Надо посетить это место. Для наглядности и сравнения будем иногда использовать цитаты из отчета о походе 2008 г. Цитаты из отчета 2008 года будем
выделять красным курсивом, что позволит провести сравнение событий. Огромный, по подмосковным меркам, лес между Петушками
и Шатурой – наше культовое место, об этом чудесном регионе писалось
неоднократно. Люди, прошедшие этот лес насквозь, считались прошедшими
некоторую важную и ответственную ступень, и есть мнение, что после этого,
они, в принципе, способны, в перспективе, на велосипедные путешествия любой
сложности. Это то, что называлось: «Звезда на раму велосипеда» J Октябрьское утро 2008 года. Параллельно
Клязьме, дорога идёт по глинистым почвам, по кромке приклязьменских дубрав.
Сейчас – есть лужи, и жидкая грязь, порой – серьёзная, а в сухой летний сезон
здесь – лучше асфальта! |
|
||||||||
Теперь было начало лета, и грунтовые дороги близ Клязьмы были, именно, лучше асфальта! Слева по ходу - Клязьма со старицами, пойменными озерами и узкой полосой дубрав с вековыми деревьями. За дубравами вдоль Клязьмы тянется длинное поле, в нем много грунтовых дорог. А за полем встала стена хвойного леса, который идет далеко на юг. На восточном конце поля в Клязьму впадает безымянный ручей. Тут дорога пересекает жидкую грязь. Она тут почти всегда. Пересекаем пешком и входим в лес. За - ней подъем по глубокому песку. Сейчас он мокрый, но рыхлый. Ехать худо- бедно можно. После подъема дорога идет по высокому берегу клязьминской протоки. Раньше тут стояло лесничество. Сейчас должны начаться тяжелые пески. Но, после бывшего лесничества на берегу
старицы Клязьмы, что близ устья безымянного ручья, сырая погода дала о себе
знать в лучшую сторону: хорошо вымокший песок был ещё и неплохо утрамбован
машинами охотников и рыбаков. В результате: мы великолепно прошли по мокрому
песку практически весь путь! У нас же песок мокрый, но рыхлый. Едем с переменным успехом. У обочины на зеленом мху отдыхает группа пеших туристов, человек 10. Мост через Сеньгу. Начинаются мокрые пески
(летом мы здесь идём пешком, причём, задолго до моста!) А сейчас –
практически не слезаем с велосипеда! Пески сильно намокли, и хорошо
утрамбованы охотничьими и рыбацкими машинами, а, также, отдельными лесовозами
( потом их станет больше). Минуем Сеньгу. Я дорогу просто не узнаю!
Здесь ВСЕГДА шли пешком! Даже ноги вязли в песке! А сейчас…..J Ехать можно, но с трудом. Мокрый песок сильно разбит. Поворот на 90 градусов, на юг. Такая же
дорога, с очень глубоким песком. И, точно так же, проходим её, не слезая с
велосипеда. Ну, когда ещё такое было?! Горочки с глубоким, рыхлым песком. Так здесь
– всегда. Но не сейчас. Сейчас – едем без особых усилий. Даже не верится! Итак, около 4 км, по плану, нам надо
проходить большей частью пешком. Проезжаем это дело на велосипедах! На горочках пошли большие лужи в понижениях между спусками-подъемами. По всем признакам, здесь вылилось такое количество осадков (причем, совсем недавно), что даже могучие мещерские пески не смогли их впитать. Вот и сейчас откуда-то послышались очень далекие глухие раскаты грома. Надо быть начеку! Лужи по обочине не объезжаются, ввиду отсутствия таковой. Вода упирается прямо в песчаные откосы. Лужи преодолеваем, втаскивая велосипеды по откосам вверх, на бугры. А на возвышенных частях дороги песок уже начал подсыхать. Вот это сочетание сухого песка, воды и жидкой, песчаной каши доставляет немало неприятностей. Масла в огонь подливают свежевыкопанные противопожарные канавы. Они нарушают естественный дренаж, их отвалы образуют своего рода плотины, препятствующие оттоку воды из луж. Когда через канавы приходится перетаскивать велосипед (а это происходит часто), то это - самое грязное месиво! Уже потом в голову пришла мысль: а как же при таком количестве осадков на поле, что тянулось вдоль Клязьмы, глинистые грунтовки выглядели так великолепно? Мы вернемся к этому позже. Едем урывками, где это возможно. А вокруг - красота! Боры - беломошники на буграх! Их здесь, на глубоких, сухих песках особенно много. Порой кажется, что на Мезень (планируемый поход на август 2019 г.) мы уже приехали! Поглядываем на небо. Солнце в дымке. Натягивает какие-то непонятные облака. Но опасности пока нет. Горочки закончились, пошла равнина, справа –
болото. А вот луж и грязи на этом отрезке сейчас почему-то меньше среднего. Слева, совсем рядом, за лесом – огромное болото Вольное, очень интересный и очень труднодоступный памятник природы. Это – аномальная зона! Вольное болото - это у нас сейчас "момент истины"! Если на пересеченке - такие лужи, то что может оказаться в болотистой низине? С другой стороны, понижения между холмами - это естественные "чаши", которые, до поры до времени, держат воду. А с ровной дороги вода может просто уйти в болото, которое примет ее в большом количестве. То есть: либо проедем, либо нет. Проехали! Луж мало, но дорога разбитая и грязная. Но лужи можно обойти по обочине, тут она есть. Временами переходим на пеший ход. Впереди идет одинокий путник туристического вида, с трекинговыми палками. Серьезный человек: абы кто тут не ходят. Спрашиваем: - Как там дальше дорога? - Дальше лучше будет! И, действительно, дорога стала...не то чтобы лучше, а суше и чище. С точки зрения пешехода - лучше. А мы стали больше проваливаться в сухой песок. Болото Вольное. Его окраины протянулись с двух сторон прямого, как стрела, отрезка дороги. В отличие от большинства мещерских болот, Вольное совершенно не затронуто деятельностью человека, спасибо Костеревскому полигону! Болото усеяно множеством песчаных бугров - сухих островов с сосновым лесом. Это - превосходные убежища для всяких животных. А судя по названию - и для "вольных" людей. Петушинские леса всегда были разбойничьими! "Петушки - скидывай мешки!" К счастью, это осталось в прошлом. Сегодня грибники-ягодники, наткнувшись на Вольное, обходят его стороной, а знатоки этих мест знают, что им там делать нечего. У нашей дороги появилось новое свойство. Влажный песок теперь представляет собой корку не более 4 см толщиной. А под ней - сухой сыпучий песок. То есть, осадков тут выпало в несколько раз меньше, чем километр назад. Вот почему глина на приклязьменских лугах была такой хорошей! Ливень имел залповый характер, и обильно полил очень ограниченную территорию. Светецкий магистральный канал. Низкосидящий мост. Обновлен недавно: виден свежий брус. Еще не так давно мост был несколько бесформенный. Немного не доехав до Горбатого Моста через Ушму,
сворачиваем направо и выходим на Белую Дорогу. Это местное название, и она –
действительно белая: от песка. Здесь нас обгоняет колонна из 2 джипов, Уазика
и «буханки». Или охотники (рыбаки), или тоже путешественники. Болото Вольное заканчивается. Рядом со старым, покрытым березовой порослью горельником - развилка. Прямо - Горбатый мост через Ушму, налево - Белая дорога. Из песка, который ее образует, обычно делают стекло. Белая дорога - абсолютно сухая. Похоже, что она и вообще не намокала. Песок очень глубокий и рыхлый. Впрочем, он всегда тут был такой, кроме памятной осени 2008 г. Большей частью идем пешком. Навстречу нам прошла небольшая группа пеших туристов, по двое, или по одному, с приличными интервалами между подгруппами. Налево - отворотка в сторону озера Верхнее. По преданию, некогда здесь ограбили купца, и спрятали бочонок с золотом на дне озера. Сколько тут побывало кладоискателей - не счесть! Но дно озера – это очень глубокий ил, и никто ничего так и не нашел. Не факт, что отворотка доходит прямо до озера: есть данные, что путь туда не самый простой. А вот до брошенных позиций ЗРК, которые находятся между озером и Белой дорогой отворотка точно доходит. С правой стороны в глубине леса виден просвет, как будто бы там находится открытое пространство. Так оно и есть: это озеро Светец. Добраться до него без болотных сапог отсюда невозможно: проверено. Навстречу нам встречается 2 джипа-внедорожника. Водители интересуются: сколько грибов нам попалось? По их словам, тут их должно быть сейчас очень много! Белая дорога делает поворот на 45, и такая же прямая, как стрела, уходит на запад. Это место называется Убитое Поле. Во-первых, почему "поле"? Ведь кругом же дремучий лес! Но есть сведения, что раньше тут находились сенокосы, ныне заросшие лесом. А почему "убитое"? Есть несколько версий. Самая правдоподобная следующая. После разорения Рязани Батыем воевода Евпатий Коловрат, находившийся на тот момент с рязанским посольством в Чернигове, вернулся в свои края, собрал тех, кто мог сражаться (1700 человек), и двинулся в погоню за 25-тысячным (!) монгольским войском. Тут произошла их первая битва. Подробнее о славном герое русского сопротивления тех лет: https://24smi.org/celebrity/4033-evpatii-kolovrat.html Сейчас на этом месте активистами из города Рошаль установлен памятник (большой камень с памятной плитой), и поклонный крест. По поводу личности Евпатия Коловрата мнения исследователей расходятся. Одни не сомневаются в его реальности, другие считают его легендарным, собирательным образом. Скорее всего, истина посередине: это реальная личность, деяния которой несколько приукрашены народным преданием. Вот, скажем, совершенно реальный Илья Муромец вряд ли бился, прямо-таки, со Змеем Горынычем! В поисках артефактов битвы здесь производились раскопки. Но много ли можно найти в дремучем мещерском лесу столько лет спустя! Пока что попытки заканчивались неудачей. Сейчас мы увидели рядом два небольших участка, обнесенные дорожной лентой, в просторечии - "волчатником". Может быть, тут и сейчас археологи работают? Но внутри ленты оказалась совершенно нетронутая лесная почва. Загадка! Возможно, это были помечены старые кострища, аккуратно заложенные дерном.
Как я сказал там на Убитом Поле, богатыри - это отдельная тема. И - очень интересная! С Белой Дороги – поворот налево, это путь на
Дорофеево и Мануйлово. От этой развилки устраиваем 2 радиалки. 1) На север. Это рыбацкая тропа на оз.Светец.
Хорошая дорога – меньше километра, далее без болотных сапог нельзя. Впрочем,
здесь так всегда. 2) Продолжение Белой Дороги. Белой она
остаётся чуть больше километра, дальше идёт по насыпи через ольховое болото.
В первой половине лета дорога здесь непроходима. Сейчас – проходима. На самой
кромке дороги – большая бобровая хатка, много бобровых тропинок к воде.
Раньше мы здесь видели совсем уж интересные сооружения: бобровые ПОДЗЕМНЫЕ
каналы! Сейчас, если они и есть – то закрыты высокой водой. Продолжение
дороги идёт в обход Оленьего Болота. Дальше она точно проходима. Убедились –
и повернули на плановый маршрут. Путь на Дорофеево начинается у поклонного креста. Здесь - перекресток лесных дорог. Дорога на Дорофеево великолепна! Очень
плотный, неразбитый песок, слегка скреплённый дёрном – идеальное покрытие.
Местность вокруг называется Дорофеевский Бор: классическая Мещёра, сосны,
мох. И много грибов (моховиков), все вернулись домой с грузом! Дорофеевский бор прекрасно сохранился! Ни пожары, ни порубки, ни буреломы, ни короеды его, практически, не затронули. В лесу попадается много больших корабельных сосен, почти, как в Солотче, или Беловежской Пуще. На сегодняшний день это, пожалуй, самый сохранившийся большой, целостный, лесной массив между Петушками и Шатурой. После борьбы с песками, лужами и комарами, ехать по удобным грунтовкам Дорофеевского бора - одно удовольствие! На выходе из леса еще раз пересекаем Сеньгу
по насыпи – и резкий подъём лесной дорогой, место, нехарактерное для Мещёры. В
конце подъёма – Дорофеево, начало асфальта. Собственно, это почти истоки Сеньги. Обширные лесные болота, из которых река собирает воду. Русло самой Сеньги настолько маленькое и незаметное, что трудно понять, когда именно мы ее пересекаем. Это либо очередной ручеек в маленькой трубе под дорогой, либо вообще мокрое место на дороге. Летом в Сеньге практически отсутствует течение, скорее это - не река, а цепь бочагов. А здесь, в верховьях - тем более. Судя по треку, само русло Сеньги мы, все-таки, не пересекали. Прошли чуть восточнее. А вот ее притоков пересекали сколько угодно! Дорога везде проходима. Но есть подушки из очень глубоких песков. Подьем впечатляет. Огромный, сплошной лес заканчивается. Наверху - сосновые боры, вперемешку с полями. Село Дорофеево, начало населенки. Асфальт на Шатурторф – очень хороший, тихий,
идёт лесами. В леса уходят заманчивые отворотки. Но – пора на поезд! Хочется, конечно, свернуть на какую-нибудь интересную отворотку, и доехать нестандартным путем. Но: хорошего - в меру! В отличие от осени 2008 г., сегодняшний путь оказался, в целом, нелегким, и по фактическим ощущениям можно сказать, что километр шел за два. Так что в Шатурторф на поезд! Трек: СКАЧАТЬ |