ДМИТРОВ, город в Российской Федерации, в
Московской области, районный центр, в 65 км к северу от Москвы. Расположен на
р. Яхроме и канале им. Москвы (порт на канале им. Москвы). Железнодорожная
станция на линии Москва — Кимры. 63,5 тыс. жителей (2001).
Исторический очерк
Первое летописное упоминание о городе относится
к 1154 г. У князя Юрия Долгорукого при переправе через реку Яхрому у селения
Великое Полюдье, родился сын, будущий Всеволод Большое Гнездо, в крещении
Дмитрий. В память такого события Юрий велел заложить в Великом Полюдье город и
переименовать Полюдье в Дмитров. В новоявленном городе была устроена крепость.
Дмитровский кремль, в отличие от других древнерусских крепостей, не использовал
естественной возвышенности — он построен у подошвы горы, в заболоченной низине.
Раскопками установлено, что при строительстве жилищ внутри крепости приходилось
использовать сваи для защиты от подпочвенных вод. Болото, подступавшее с
северной стороны к валу, служило естественной защитой города. Рукав старой
Яхромы также близко подходил к самой крепости. С юга и юго-запада крепость была
окружена искусственным рвом шириной от 12 до 30 м. Общая протяженность вала 980
м, высота насыпи около 15 м. Вокруг крепости в том же 12 в. появляется посад,
обитатели его занимаются охотой, рыбной ловлей, огородничеством, ремеслами,
торговлей. К концу 12 в. население Дмитрова и окрестностей значительно выросло
за счет переселенцев из южной Руси, теснимых половцами и другими дикими
племенами. Возникают монастыри. По преданию, в Дмитровском крае в конце 12 в.
их насчитывалось 24.
После раздела Ростово-Суздальской земли Дмитров
отошел к Переяславлю, им стал владеть князь Ярослав Всеволодович. В 1238 Дмитров,
среди прочих русских городов, подвергся жестокому разорению, учиненному
войсками ордынского хана Батыя.
В 1238-46 Дмитровским уделом владеет князь
Александр Ярославич Невский, после его смерти — его брат Константин, затем
последовательно племянники Давид и Василий, после них — сын Александра Невского
Дмитрий, в дни княжения которого, по преданию (1291), являлся в городе
чудотворный животворящий крест Господень. В 1293 город вновь подвергся
разорению татар, под водительством хана Дюденя. В 1301 в Дмитрове проходил
стратегический съезд четырех князей: внук Александра Невского князь
Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей —
князей Андрея Александровича Владимирского, Михаиле Ярославича Тверского,
Данило Александровича Московского. Однако съезд не прекратил междоусобиц. Но
это событие нашло отражение в гербе города, принятом в 1781: "...герб
города Дмитрова представляет в верхней части щита герб Московский, а в нижней
четыре княжеских короны в горностаевом поле, в память бывшего в оном городе
знаменитого четырех Российских князей съезде». Годом позже Дмитров по завещанию
князя Ивана Дмитриевича отошел к Москве, вместе с Дмитровским княжеством.
Следующее летописное упоминание о городе относится к 1389. По духовному
завещанию Дмитрия Донского город получил его четвертый сын Петр, который жил и
умер в Дмитрове в 1428. В городе при нем был княжеский двор, чеканились
собственные монеты. В 1408 Дмитров пережил разорение татар во главе с ханом
Едигеем.
В начале 16 в. Дмитров стал важным торговым
центром Руси. Город находился на удобном речном пути по Яхроме, Сестре, Дубне в
Волгу. В 1503 г. удельным князем становится сын Ивана III Юрий Иванович, при
нем город достиг наибольшего расцвета. Елена Глинская обвинила князя Юрия
Ивановича в мятежных замыслах, он был пойман и заключен в темницу. После
расправы с Юрием Ивановичем, Глинская присоединила Дмитров к Москве. Официально
городом владел сын Елены Глинской Иван Грозный. Торговое значение Дмитрова
сохранилось. Особенно славился город рыбной торговлей.
Дмитров с уездом отнесен к числу городов, взятых
Грозным в опричнину, в дворцовое управление поскольку с его населения и рынков
поступали богатые сборы в опричную казну. Дмитров навсегда отошел к Москве,
закончился 415-летний период его удельной истории.
В 1610, после многомесячной неудачной осады
Троице-Сергиевого монастыря, поляки, под предводительством Сапеги пошли на
Дмитров, где продержались около двух месяцев. Захватив город, интервенты «огнем
его пожгли, а московскую силу и посадских людей, жен и детей и посекли (убили),
а церкви Божий осквернили и престолы Божий поколебали и одеяния с них пограбили
и с икон оклады сдирали, иконы метали, и книги пограбили и церкви пожгли...»
Затем Сапега зажег Дмитровскую крепость и ушел во Ржев. Даже четырнадцать лет
спустя после польско-литовского нашествия в уезде оставалось много разоренных
церквей, пустых дворовых и лавочных мест.
В последней трети 17 в. особое значение в
хозяйстве Дмитрова приобрели рыбные пруды, устроенные по рекам Яхроме и Березовке,
находившиеся в ведоме царского двора. В прудах содержалась живая рыба, которая
привозилась в особых «прорезных» стругах с севера по старому водному пути с
Волги и ее притоков, Мологи и Шексны. В Дмитрове существовал специальный
«государев рыбный двор», ведавший учетом и поставкой рыбы для царского обихода.
Кроме того, в дворцовом ведомстве состояла Конюшенная слобода. Специальные
выборные люди от этой слободы заведовали «государственными» лугами по реке
Яхроме, с которых поставляюсь сено для нужд двора. В Петровскую эпоху
Дмитровский край был вовлечен в орбиту общерусских экономических связей.
Оживляются старые торговые пути. Кроме того, ряд указов Петра касался
непосредственно Дмитрова. Так, один из них предписывал выслать из Дмитрова в
Петербург «первостатейных купцов... на вечное житье» с женами и детьми. Пришло
повеление взять в Дмитрове саженцы фруктовых деревьев для посадки их в
Петербурге (указы 1714).
В 1787 в Дмитрове жило 2950 человек, из них 246
купцов с объявленным капиталом 126 870 рублей. В 1781 Дмитров назначен уездным
городом Московской губернии. В 1812 в Дмитрове побывал французский отряд
дивизии Дельзона, но оставил город без боя.
За 1843 в Дмитрове числится 519 домов, 14
фабрик, 52 лавки, 2 трактира, 7 питейных домов. Жителей обоего пола — 3750
человек. В 1858 Дмитров посетил Александр II. Император побывал в доме
городского головы, купца В. А. Возничихина. Главным делом хозяина дома было
изготовление печатных пряников. Александра II в городе приветствовали не
хлебом-солью, а печатным пряником, который он и отведал.
В 1880 в Дмитрове была устроена выставка
сельскохозяйственных и кустарных промыслов уезда. В то же время бумаготкацкая
фабрика города была преобразована в фирму «Товарищество Покровской
мануфактуры».
В 1900 происходит некоторое оживление жизни
города: было открыто движение по Савеловской железной дороге. Дмитров приобрел
значение центра местных транспортных связей. В 1915 в Дмитрове проживало 4612
человек. На это население приходилось 10 церквей и 1 монастырь, около 15 трактиров
и винных лавок, несколько небольших промышленных предприятий, в том числе
чугунолитейный завод Галкина, десятки мелких заводиков и мастерских. Основной
«фирменной» продукцией Дмитрова были баранки и печатные пряники. В 1916 к
чугунолитейному заводу прибавились фабрика жестяных изделий и фабрика
целлулоидных гребней, но крупнейшими предприятиями оставались суконная и
ткацкая фабрики. После революции развитию Дмитрова способствовало строительство
канала Москва-Волга. В современном Дмитрове действуют завод фрезерных станков и
экскаваторный; швейное объединение «Юность»; фабрика офсетной печати, завод
алюминиевой консервной ленты, завод мостовых железобетонных конструкций. Из
перечисленных предприятий на полную мощность загружен только завод мостовых
конструкций.
В 1918 в городе был открыт
историко-художественный музей, действующий по сей день.
Памятники города:
Успенский собор в кремле сооружен на средства
Дмитровского князя Юрия Ивановича между 1509 и 1533 гг. на месте древнего
храма, от которого сохранились белокаменные подвалы. Собор принадлежит к кругу
итальянизирующих московских построек первой трети 16 в. Прототипом Успенского
собора явился Архангельский собор в Московском Кремле. Позакомарное покрытие в
1790 г. было заменено четырехскатной крышей. Крытая паперть в стиле
псевдоготики, окружающая собор с трех сторон, возникла в результате закладки
двухъярусных галерей 17 в. по проекту Ф. Шестакова (между 1822 и 1848).
Интересны изразцовые рельефы, украшающие снаружи стены храма: на южном и
северном фасадах — рельефы с композицией «Распятие», справа от южного портала —
рельеф, изображающий Св. Георгия на коне (3 м. в диаметре). Наиболее вероятная
дата их исполнения — конец 15-начало 16 в. Иконостас в храме резной, конца 17
в. Колокольня завершена в 1820-х по проекту А. Элькинского. Храм действующий.
Административный комплекс в Кремле создан в
первой половине 19 в. по «образцовому» проекту. Классически уравновешенный
небольшой ампирный ансамбль из четырех корпусов, стоявших по границам участка в
1898 г., дополнен церковью псевдорусского стиля, ставшей его высотной
доминантой.
Присутственные места выстроены в 1810 Е.
Петровым, занимают двухэтажный корпус «покоем», обладающий симметричной
структурой. Здание тюрьмы служит образцом казенной архитектуры 1830-х гг.
Лишенные художественных акцентов фасады двухэтажного здания были окрашены охрой
с белеными интервалами между рустами; планировка этажей одинакова -продольный
коридор вдоль задней стены объединяет равновеликие камеры, обращенные во
внутренний двор.
Тюремная Елизаветинская церковь построена на
средства жены владельца фабрики «Покровская мануфактура» Е. А. Ляминой, по
проекту зодчего Родионова (1898). Архитектура ее представляет интерпретацию
форм 17 в. и резко контрастирует с официальностью соседних построек. Специфика
заказа определила ряд своеобразных черт постройки. Металлические узорные
оконные рамы заменяют решетки. В интерьере вдоль стен, на уровне второго яруса
помещался балкон для конвоя и хора с входом через паперть.
Гимназия на территории Кремля — единственный в
городе образец обществен ного здания стиля неоклассицизма; построена по проекту
С. Родионова в 1915.
Борисоглебский монастырь известен с 1472.
Изначально пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем
московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 был приписан к новгородскому
Архиерейскому дому, с 1682 — к Заиконоспасскому монастырю в Москве.
Сформировавшийся к середине 18 в. небольшой архитектурный комплекс в целом
сохранил свою композицию. Художественным центром монастыря является собор
Бориса и. Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине 17 в. к нему примкнули
западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656
женой стольника А. Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный
одноглавый Алексеевский придел. Собор представляет образец московской школы
начала 16 в. Комплекс Святых врат, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев
монастырь, сложился в 17-19 вв. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало
функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в
1672 нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней
(1685-87) завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с
развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 к зданию.примкнул о севера
равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 с помещениями старой
постройки арочными проходами. Братские кельи в два этажа в основном сооружены
из кирпича в последней трети 17 в. Здание изменено позднейшими ремонтами.
Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными
ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины 19 в.
Корпус выстроен, по-видимому, по «образцовому» проекту. Не имевшая оборонного
значения кирпичная ограда высотой около 4 м,, толщиной 0.9 м, — с четырьмя
круглыми башнями по углам, выстроена в 1685-89, неоднократно ремонтировалась.
Монастырь действующий, мужской.
Церковь Введенская в Конюшенной слободе
построена из кирпича на средства Ф. Макарова, А. И. и И. А. Толченовых. Здание
стиля барокко заложено в 1763, окончено в 1768. В 1786, возможно, по проекту Н.
Осипова, сооружена колокольня в стиле классицизма, увеличенная на один ярус в
1832. Композиционным центром здания служит одноглавый храм типа «восьмерик на
четверике» с двусветным основанием, граненой апсидой и высоким сомкнутым
сводом. Храм украшает великолепный шестиярусный золоченый иконостас второй
половины 18 в. Богадельня в Конюшенной слободе построена в первой четверти 19
в. на средства И. А. Тутаринова: двухэтажное кирпичное здание в стиле
классицизм с симметричной объемно-плановой композицией создано, очевидно, по
«образцовому» проекту.
Усадьба Толченовых в Конюшенной слободе —
единственный в городе образец усадебного комплекса эпохи классицизма.
Сформировалась в 1770-80-х гг., когда принадлежала крупным хлеботорговцам А. И.
и И. А. Толченовым Усадьба была создана по образцу дворянской. Помимо стоящих
вдоль улицы каменных дома и флигеля в состав усадьбы входили многочисленные
блужбы, людские, амбары, конюшня и скотный двор. В глубине участка находился
регулярный сад с прудом, теплицами, оранжереями и беседкой. В 1796 владение
было продано И. А. Тугаринову, в18 40-х принадлежало М. Архангельской.
Впоследствии усадьба пришла в упадок и запустение. В 1920-х дом был объединен с
флигелем в один корпус. В результате реставрации 1960-70-х зданиям возвращены
их прежние обхемы и художественные формы.
Сретенская церковь построена из кирпича в 1814
на средства прихожан и И. Большакова. В 1883 по проекту С. Родионова сооружена
вместо прежней эклектичных форм колокольня. Храм действующий.
Троицкая-Тихвинская церковь построена из кирпича
на средства Г. Лошкина и А. Фуфаева по образцу Никитской церкви города
Владимира. Строительство велось с 1795 по 1801. Композиция здания предназначена
для летней и зимней церквей. Храм двухъярусный, трехэтажный. В настоящее время
реставрируется, проводятся службы.
Часовня у прохода в Земляном валу была заложена
на месте древних Никольских ворот в 1867 «в память чудесного сохранения жизни
Императора Александра II от руки злодея». Кирпичный восьмигранник, увенчанный
килевидными кокошниками и высокой шатровой кровлей, представляет характерный
образец эклектичной «тоновской» архитектуры.
Усадьба Подлипичье. В 1640 дьяк Григорий Пятов
купил пустоши Верхнее Подлипичье, построив для себя двор. С 1685 до конца 18 в.
принадлежала роду Хитрово, в середине 19 в. — Н. Пономаревой, в 1890-1917 —
Ляминым, затем Товариществу Покровской мануфактуры.
Планировка усадьбы утрачена, из построек
остались связанные общей композиционной осью дом и церковь. До начала 1930-х
усадьба находилась вне города. Двухэтажный с подвалом кирпичный дом не имеет
твердой датировки. Возможно, относится ко второй половине 18 в., внешние формы
— к середине 19 в. В конце 19 в. к средней части главного фасада была
пристроена высокая башня эклектичных форм с обильным кирпичным декором.
Кирпичная Казанская церковь сменила деревянную в 1735, перестроена или
обновлена во второй половине 1770-х по инициативе П. Хитрово. Бесстолпный храм
типа «восьмерик на четверике» с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и
колокольней служит образцом архитектуры барокко. Храм действующий.
Дом Милютиной — яркий образец архитектуры
модерна — выстроен на рубеже 19 и 20 вв. Входивший в состав городской усадьбы,
он стоял в глубине участка, окруженный обширным садом. В наружной обработке
дома использованы приемы швейцарской народной архитектуры. Владелица, О.
Милютина, в 1900-х гг. попечительница дмитровской женской прогимназии, устроила
в доме детский приют, что обусловило разделение его на две смежно-изолированные
половины. Внутренняя планировка изменена. Дом Клятовых выстроен в 1822Рубленое,
обшитое тесом одноэтажное здание с мезонином является интересным образцом
деревянного классицизма. Дом Олсуфьева, построенный в 1896, — один из образцов
распространенного в Дмитрове деревянного модерна. Небольшой рубленый
одноэтажный особняк на кирпичном, обработанном «под камень» цоколе, с высокой
мансардной кровлей, до 1960-х стоял в глубине участка. Здание — мемориальный
памятник. В нем провел последние годы жизни и скончался в 1921 г. П. А.
Кропоткин. Об этом напоминает выполненная С. Меркуровым памятная доска,
установленная на главном фасаде дома в 1924.
(По материалам энциклопедии «Кирилл&Мефодий»
)