Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные,
чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На
основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
30.08.15: Черустинское трофи - 2015 |
«…О,
если в мире существует рай,
То его имя – Черустинский Край!»
Маршрут: Черусти – Струя – северный мост
через Тасу – Тасино – южный пешеходный мост через Тасу – стрелка Тасы и Бужи
– Красная Гора – Черусти. 46
км, 1 человек. Черустинский лес, находящийся на крайнем востоке Московской области – одно из самых глухих и безлюдных мест нашего края и один из самых сохранившихся участков дикой природы области. А также оно из самых любимых направлений наших походов. На севере и востоке лес естественным образом переходит в еще более обширные леса национального парка «Мещера» и Гусь-Хрустальнинского района Владимирской области. На Гусь-Хрустальный и прилегающие земли есть особые планы. Для этого была устроена небольшая разведка возможности проехать до Гуся от Черустей по кратчайшей через леса, потому как добираться до него известными дорогами – путь не ближний, хотя и интересный. В 2008 году предпринималась аналогичная разведка в направлении Уршела,
правда, без привязки к Гусю, как к цели. Тем не менее, это – вариант пути на
Гусь. Разведка дала результаты, но вариант оказался довольно сложным ввиду
состояния дороги Пустоша – Тасинские болота. Судя по дополнительным
источникам, такое состояние там всегда. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текущая задумка такова. Разведать состояние лесной дороги Черусти – Струя – Тасино. Есть информация, что состояние дороги сложное, а мост через реку Тасу разрушен. Но есть и сведения, что МЧС поработало над дорогой. Надо смотреть. Если вариант окажется непроходимым, пробуем следующее. От Черустей едем на юг лесной дорогой до Красной Горы, далее – на восток почти до Бужи, далее на север, опять же до речки Таса. Есть информация, что в качестве переправы можно использовать либо какое-то бревно, либо бобровую плотину. В 1993 г.мы использовали поваленное, качающееся дерево. Надо смотреть. Если лесная дорога через Струю пройдется легко, можно будет разведать дорогу через Тасино в сторону Красной Горы. И, если уж совсем время будет некуда девать по каким-либо причинам, можно будет еще раз проверить состояние перехода Пустоша – Тасинские болота. Вот такая гибкая программа. В зависимости от ситуации. Прохладное, пасмурное утро. Сильный западный ветер. Во время заброски на поезде пару раз начинался очень мелкий дождь, но так же быстро и заканчивался.
Черусти. Вокзальная улица идет на север. Первый поворот на восток – Пионерский проспект (вот такое название, ни много, ни мало!). Хороший, попутный ветер. Переезд через однопутку Черусти – Уршел. До 2007 г.здесь было пассажирское движение, которое то отменяли, то запускали. Вагоны жгли злоумышленники и ремонтировали в депо, обивая изнутри штакетником. С ЖД конкурировали таксисты-джиперы-внедорожники: по нормальной дороге в Уршел был крюк более 100 км! (Не они ли жгли вагоны?) Сейчас сообщение по данной ветке только грузовое, со стекольным комбинатом. Уцелело деревянное здание вокзала Черусти-Уршельские (отчасти теперь это – жилой дом). Уцелела платформа: бетонная плита на земле. Вдоль полотна никаких дорог и тропинок нет. После переезда Пионерский проспект становится Лесной улицей. Вот это ближе к истине! А ведь мне – как раз в лес и надо! Улица выходит на пустошь, поросшую кустарником. Довольно сносная грунтовая дорога. Но по сырой погоде на ней будет несколько грязных участков. Дорога заходит в сосновый лес, на въезде – старый щит: «Национальный парк «Мещера». С границей леса совпадает граница парка и Владимирской области.
Песок влажный, проходится легко. Не далее, как вчера (а, может, и ночью) пролил сильный дождь: хвоинки на дороге лежат в виде узора, напоминающего морские волны. Т.е., дорога превратилась в ручей, но уже подсохла. Сразу же, начиная от границы леса, в глаза бросается обилие брусники. Она здесь везде, прямо от обочины дороги. Черники тоже хватает, но она уже отходит по сезону, много черники напоминает вяленый изюм. В лесу часто попадаются моховые болота с клюквой, прямо на окраине дороги. Влево от дороги, время от времени, уходят хорошо натоптанные тропинки. Самое интересное, что идти и ехать туда некуда: на много километров – ни кола, ни двора. Более того, глубже в лесу на север лежит большое и труднопроходимое Кондрово болото. Видимо, тропинки ведут на грибные и ягодные, либо охотничьи угодья. Кстати, в поселке Черусти ружье в доме – это нормальное, и даже необходимое явление, разговаривали в свое время с местными.
С правой стороны продолжительное время тянется мелколесье, возможно, оставшееся после какого-то старого пожара. Пару раз попались автомобили с ягодниками. Чуть позже и до конца пути не встречалось больше никого. Отворотка направо. Через 200 м – поселок Струя: несколько домов, один каменный, возможно, бывшее здание остановочного пункта. И сам ЖД-остановочный пункт. Тут проходит электричка на Вековку.
Возврат на основную дорогу. Если до этого дорога была песчаная, то теперь она становится больше дерновой, т.е.транспорт ездит тут меньше. Но ездит. Дальше путь идет огромным горельником, уже успевшим немного косметически зарасти. Тут дорога становится может быть, чуть более разбитой, но ехать по ней можно все равно без проблем. Проезжаю маленькое озерцо, скорее всего – бывший пожарный пруд в лесу. Стоянка, точечный песчаный пляжик и чистая вода.
Горельник весь в ярко-желтом папоротнике. Приближение осени здесь вообще чувствуется острее, чем под Москвой. Все-таки, почти 160 км в сторону Урала, климат-то континентальнее! Несколько раз очень хорошо проглядывает солнце. На небе сегодня вообще все часто меняется. Вот очередной раз надвинулись тучи, брызнуло несколько капель, резко усилился ветер…громкий треск, почти грохот! Вековая сухая береза в горельнике падает под напором ветра, сея вокруг себя разрушение! Но от нее до дороги еще остается метров 20. Друзья, не гуляйте без нужды по горельникам со старым древостоем! Я если гуляете – то смотрите в оба! Деревья здесь обычно бывают очень слабые, и могут без причины вдруг упасть, куда не надо. Работа МЧС над дорогой, видимо, все-таки, была. Все упавшие когда-то на дорогу деревья пропилены. Дорога вновь входит в лес, сохраняя вид 2-х колей с дерновым покрытием и полосой травы между ними. Ехать достаточно легко, хоть и не очень быстро. Изредка попадаются грязные места, где лучше слезть. Но такие мини-перелазы тянутся метра на 2 – 3, не более. Вообще, дорога осмысленно ведет в сторону проблемного моста через Тасу. Причем, тут ездят машины. Так что есть шанс на переправу. В лесу появляется больше елей, причем есть очень большие, и совершенно нет поврежденных так называемым короедом. Местность становится более влажная.
Мост появляется внезапно. Недавно сделанный, добротный. Правее – остатки старого, развалившегося моста. А между этими двумя мостами – навал из досок-горбыля поперек русла, от берега до берега. Это была временная переправа. Таса – речка маленькая, узкая, течение летом практически отсутствует, так что такого сооружения, худо-бедно, хватало. Справа, чуть вдали – ЖД-мост казанской ветки. Здесь дорога близко подходит к железке. Дорога от моста поднимается в сухой сосновый бор. Ну, вот, главная задача выполнена! Дорога от Черустей на Гусь-Хрустальный есть. Но день еще в разгаре, так что еще поразведаем для души. Дорога становится песчаной, но плотной, очень хорошего качества. Кругом – очень красивые леса, есть моховое болото. А перед выездом на асфальт – шикарный сосновый бор. Тихий, лесной асфальт Тасино – Уршел. Еду в Тасино. Это – небольшое сельцо возле станции Тасин. Для Уршела это, как здесь народ говорит, «ворота во внешний мир». В первую очередь – в Москву, в Уршеле с работой плохо. Поэтому, редкую вековскую электричку здесь всегда поджидают таксисты. Вот и сейчас, уникальный случай: как раз эта электричка и подошла! Надо же так совпасть! И еще: весь день, ни «до», ни «после», не было мобильной связи. Только в Тасино прорезалась! Пересекаю ЖД, южную половину деревни, ухожу в лес на юг. Очень хорошая дорога. Чуть не улетаю по ней в хутор Бужа. Но нет, пусть это останется на будущее! А мне – с дороги направо (точнее – продолжать ехать прямо. Это на Бужу – налево), на дорогу похуже. Выхожу к топкому джиперскому броду через Тасу. Да, снова через Тасу! Несколько шагов влево – и через Тасу есть аж 2 переправы: - толстое бревно (не одно); - скромный пешеходный мостик. А еще левее метров 200 будет бобровая плотина. Раньше это была самая лучшая переправа для велосипедистов! А в 1993 г. я переправлялся здесь через Тасу по тонкому, качающемуся поваленному дереву. Да еще и при таких обстоятельствах, что до сих пор при воспоминании об этом – мороз по коже: СМ.ЗДЕСЬ. Но это было давно, и послужило хорошей наукой. А сейчас - быстрая переправа и ни одного…нет, комары немного появились. Здесь очень влажно.
Пойма Тасы заросла ивово-дубово-ольховым лесом, есть очень старые дубы. Высокая трава. Все густо перевито хмелем. Дорога – густой дерн, даже, скорее, плотно примятая трава. Ехать можно, но медленно: дорога достаточно твердая, но неровная. Здесь когда-то находился поселок Краснолесье, была даже школа. Сейчас в это поверить невозможно, настолько все выглядит глухо и девственно. Никаких признаков бывшего жилья! Вообще, раньше в Черустинском лесу были жилые поселки Кривандинского леспромхоза, велись заготовки леса. Сейчас исчезли все следы, все бурно заросло. Последним поселком была Красная Гора, его остатки еще различимы. Постепенно начинается высокоствольный смешанный лес с преобладанием сосны. С начала сегодняшнего дня в лесу постоянно попадаются грибы. Но к югу от Тасино они постоянно растут прямо посреди дороги! И не какие-нибудь, а белые и подосиновики! Дорогу преграждает достаточно серьезное болото. Колея уходит в грязь, а местами – и в воду. Переходить приходится по кочкам и отдельным бревнам. Но, в итоге, удалось даже не начерпаться.
Основательно распогодилось, светит солнце. За болотом пошел мощный сосновый бор. Дорога выходит перпендикулярно на прямую, основательную грунтовку, идущую по насыпи, с дренажными канавами по бокам. Тут когда-то проходила узкоколейка Красная Гора – Тасино. Только что пройденный участок сильно разрушился и зарос, а вот этот – прекрасно сохранился. По нему рыбаки постоянно ездят на реку Бужа. Вот это-то место и посетим. На Красную Гору – направо, а мне – налево. Черустинский лес во всей красе. Высокоствольные сосновые боры. Через полтора километра дорога поворачивает на юг и заканчивается на большой красивой поляне с вековыми дубами. Здесь наша знакомая Таса впадает в реку Бужу. Обе реки образуют старицы и пойменные озера. Где какая река, где старица, где озеро – сразу и не разберешь. Это – известное у рыбаков место, тут – старая, насиженная стоянка. Раньше здесь находился т.н. «синий дом», от которого остался только фундамент и остатки кирпичного сарая. Грунтовка делает на поляне разворотный круг. Дорога уходит и немного дальше, по глубокой грязи между двумя водоемами. Видимо, к коренному берегу Бужи. Но это – уже на будущее. Бужа – одна из тишайших рек в мире. Ее окрестности производят впечатление невероятной глухомани, но не зловещей, а очень лирической. На Буже всегда царит тишина, покой и какое-то умиротворение. Проплыть ее на байдарке – ни с чем не сравнимое наслаждение! Южнее Бужа растворяется в обширных болотах и образует некое подобие дельты Волги, только в малом масштабе. А затем впадает в Клепиковские озера. Вытекает из них уже под именем Пры. Еду обратно, и дальше на запад – в сторону Красной Горы. Лес все так же сохраняет свой феерический облик. Черустинский лес очень разнообразен. Боры из корабельных сосен сменяют березняки и осинники (деревья все равно огромные!), ельники, черноольшанники. Все чередуется в разной степени. Справа – большое, открытое пространство, густо заросшее белокрыльником. Растение предупреждает об опасности. Туда, где он растет, нельзя наступать ни в коем случае: засосёт в мгновение ока, и следов не найдут! Открывается вид на большое, непроходимое болото. А слева от дороги – мокрый черноольшанник с водными канавами.
Незадолго до Красной Горы вдоль дороги встает очередной вековой сосновый бор. На озере в этом лесу мы постоянно делаем привал. А вот то, что по другую сторону дороги находится шикарное клюквенное болото – раньше как-то не замечали!
За окраиной бывшей Красной Горы выхожу на главную дорогу Черустинского леса направлением север – юг. Доезжаю до Черустей оставшиеся 7 км.
До поезда хотел пособирать на окраине леса багульник на чай. Но в этот момент увидел, что с северо-запада надвинулась фиолетовая туча со свисающими вниз хвостами, и очень скоро она будет здесь. Так что – надо сразу на вокзал, и чем скорее, тем лучше. Когда влило по полной программе – первый раз за весь день – я только что зашел под вокзальную крышу. Погода отпустила времени ровно столько, сколько надо было для хорошей разведки! Итак, на Гусь-Хрустальный из Черустей можно проехать так же из Тасино. Но это будет сложнее и медленнее. А болото на подходе к Тасе может оказаться и вовсе непроходимым, в зависимости от погоды. Мне в Подмосковье очень нравятся 2 огромных, диких леса: Черустинский, и еще тот, что находится между Петушками и Шатурой. Но в последнем, несмотря на то, что сутками можно не встретить ни души, постоянно попадаются следы человеческого присутствия: многочисленные пустые лесные дороги, охотничьи стоянки, лесосеки, следы военных…А в Черустинском лесу ничего этого почти нет. Все старые следы хозяйственной деятельности поглотил лес. Есть только ощущение нетронутой природы, настоящей тайги. Трек: СКАЧАТЬ |