Актуальный репортаж с места событий.Здесь
размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные,
чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе
наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
Маршрут: Черусти –
Красная Гора – направление на Шестимирово – направление на Тасино - Красная
Гора – отворотка на Туголесье – Черусти. 36 км, 3 человека. На самом восточном краю
Московской области находится маленький посёлок Черусти. К югу от него лежит
Черустинский Лес – огромный, совершенно ненаселённый массив. Лес
ограничивается с востока плавнями нижней Бужи и Клепиковскими озёрами, на
западе – Туголесскими болотами, а на севере и северо-востоке переходящий в
леса национального парка «Мещёра». Лес исключительно разнообразен: в нём
присутствуют ВСЕ мещёрские ландшафты, все типы лесов и болот. С севера на юг лес пересекает
20-километровый грейдер очень хорошего качества, из нехарактерного для Мещёры
плотного малосыпучего песка с красноватым оттенком. Дорога хорошо подсыпана,
дренирована, а в особо топких местах укреплена бетонными плитами. Практически
всегда очень хорошо проходима. Это – главная дорога Черустинского Леса. Она
прямая, как стрела, и нет большего удовольствия, чем ехать по ней вдаль среди
черустинского безлюдья! Планируя поход, мы замышляли
его, как 100-процентное трофи: живую разведку этого леса изнутри радиально-стержневым
методом (одно или несколько главных направлений и отворотки вправо-влево с
возвратом на главную дорогу). |
|
|
|
|
|||
|
Сквозных прохождений и
выходов на асфальт не планировали. Как я написал на Велокатовском форуме,
по-хорошему, на этот лес и недели мало! Аномально тёплое, солнечное
утро конца октября. Черустинский тракт, стрелой уходящий на юг. На дороге
много луж (что нехарактерно), но почти все легко объезжаемы по периметру. Что
любопытно: у большинства из них, с правой стороны - плотная кромка, а с левой
– жидкая, чавкающая грязь. Почему такая закономерность? Высказали
предположение, что это из-за вращения Земли вокруг своей оси (шутка! J) Сразу за Черустями – сырые
черноольшанники, сойти с дороги в лес практически некуда. Луж на дороге много,
грязи здесь тоже больше, чем будет потом. Временами – бетонное покрытие
(сыро!) Весной здесь столько черёмухи, что голова кругом идёт! Примерно через 6 км дорога
повышается, становится суше, луж – меньше, грязь исчезает совсем, в лесу
появляются сосны и ели. Вскоре – отворотка налево. Здесь еще 5 лет назад была
деревня Красная Гора («Пунаваара», фин., «Монте-Колорадо», исп., «Акайяма»,
яп., «Кызылтау», казах.) Сейчас – 5-6 полуразваленных избушек. Зашли,
осмотрели. Меня охватило дежавю, вспомнилось Заонежье (см.СЮДА) Не хватает только деревянной часовни! Ну,
и срубы в Карелии посолиднее. Но почему же «Гора»? Кругом
всё абсолютно плоское! На восток от Красной Горы
дорога просто великолепна, по ней можно лететь! Тут-то и выяснили, почему –
«Гора». Сразу за деревней находится небольшая возвышенность, даже не очень
заметная для глаза. Но, по мещёрским сверхравнинным меркам и это – гора!
Хотя, чаще и правильней, такую возвышенность называют «Грива». Гора, действительно, красная,
иными словами – красивая. Великолепный высокоствольный сосновый бор, редкой,
даже для Мещёры красоты. Да и в буквальном смысле тоже: песок на дороге
становится почти красным. Как на Ладожском озере! (см.ЗДЕСЬ). Встаём на перекус на берегу небольшого
озера в бору. На дне, под водой – какая-то кирпичная кладка. На берегу –
представьте себе, чум! Без шкур, правда, но сделанный очень грамотно: с
дополнительными колышками в полу, очагом из кирпичей, с крытым сверху,
выкопанным каналом поддува. Первоначальная версия – это
охотничья стоянка (в славном городе Черусти практически, каждый мужик имеет
охотничье ружьё, что совсем не удивительно) подверглась сомнению. В самой
ближайшей округе обнаружились следы ещё нескольких стоянок, всего – на очень
много человек, а, также – оторванная от сосны табличка с надписью «чайная».
Видимо, это какое-то место массовых мероприятий, туристических, или, близких
к тому. Надо сказать, что место выбрано донельзя удачно! Покушав близ чума, едем
разведывать дорогу на Шестимирово. «Красная гора (грива)» кончается.
Появляется ель и мелколиственные породы. И лужи! Далее – развилка. Влево – на
Тасино (ЖД+платформа, если получится добраться), вправо – на Шестимирово.
Вправо – дорога гораздо хуже, но – проезжая. Проезжая она – недолго.
Начинаются перелазы в обход огромных луж. Лес здесь – хвойный, еловый (верный
признак понижения местности в Мещёре). Потом – тупик. Все возможные тропинки
и объезды уходят в воду и жидкою грязь. Был вариант сделать обнос – но очень
длинный: в итоге не успели бы вернуться домой (а мы ведь говорили: недели
будет мало! J ) Разумный разворот – и
обратно. До развилки. Далее едем трофить дорогу на Тасино, насколько
получится (времени уже не так много). В начале сентября пытались проехать
этим путём с противоположной стороны (см.ЗДЕСЬ). Тогда – окончилось неудачей (разлив
Бужи). Сейчас – тоже. Характер дороги изменился: резко возросло количество
больших луж. И качество тоже! В обход каждой третьей лужи понадобился
перелаз. Встречаем джип с охотниками, говорят: переправы через Тасу (речка на
пути к Тасино) нет. Можно попытаться переправиться через большую речку Бужу
(если повезёт с охотниками-перевозчиками), но тогда мы, по предварительным
данным, улетим в полную тайгу. Едем дальше: не для переправы, а чтобы
прояснить характер дороги и состояние переправы через Тасу (было ведь что-то
раньше!) Когда засекаем по часам, что пора обратно (до Тасы и близко не
подошли, проклятые лужи много времени отнимают) – всплакнув, поворачиваем!
Говорили же: недели будет мало! Что бросается в глаза: в
отличие от наших любимых необитаемых лесов между Петушками и Шатурой, в
Черустинском лесу практически не встречаются вырубки, разъедающие, словно
язвы, Петушковские леса. Во всяком случае, редины в лесу, в которых можно
предположить старые вырубки, уже успели порядком зарасти, и обрести
более-менее нормальный вид, зрительно теперь уже трудно установить, что же
там было. Возвращаемся точно так же,
как ехали: через Красную Гору. На обратном пути наш Пётр проникся процессом
преодоления здешних луж, и сделал на этом поприще немалые успехи, составив
конкуренцию местным охотничьим джипам, и добился определённых результатов!
Надо сказать, что у наших добрых друзей на www.velocat.ru это стремление (преодоление грязей) обрело последнее время массовую
популярность J! Не исключено, что это – явление сезонное,
осенью, как известно, грязи – наилучшие! К слову: для больших любителей
оного, готов уступить уникальный вариант. Подробности – при сугубо личном
общении. Скажу одно: увидев начало той дороги, я сам шарахнулся от неё, как
чёрт от ладана! Но если очень надо – проведу, путь даже сам помру! J Возвращаемся с Тасинской
отворотки той же дорогой. Пётр делает успехи в прохождении очень серьёзных
луж (мне порой не по себе, откровенно пасую!) На обратном пути, на развилке
от Красной Горы, проверяем начало отворотки на запад, в сторону Туголесья.
Проходим метров 300 (времени – в обрез!), констатируем, что можно (и нужно),
несмотря на некоторую грязь, ехать дальше, и, облившись слезами, возвращаемся
обратно в Черусти. Напоследок повторимся: на
Черустинский Лес, по-хорошему, и недели мало! |
||
Трек: СКАЧАТЬ