Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

 

20.04.14: Междуречье Поли и Воймеги

 

 

Маршрут: Черусти – Пустоша (дер.) – Пустоша (пос.) – Рошаль – Бакшеево – Лемешино – Мишеронь – Власово – Бордуки – Кривандино.

 

71 км, 3 человек. 

 

Конец мая 2014 года. Прекрасная, теплая погода. К тому же сегодня - Пасха! Грунтовые дороги оттаяли, просохли, и грунтовый сезон начался до срока. Выезжаем в дальнюю Подмосковную Мещеру.

Наша давняя, популярная тема - исследование системы бывших узкоколейных железных дорог. Ветка Северная Грива – Бакшеево - одна из последних веток, по которой было прекращено движение. Еще не так давно по ней ходили последние поезда. Есть информация, что в настоящее время ее полотно уже разобрано. Дорога пересекает 2 реки: Полю и Воймегу. Состояние мостов через них вызывает вопросы. Есть сведения, что их, может быть, уже нет. А, может быть, их как-то и поддерживают: ведь старая насыпь - удобный путь. Выяснением состояния дороги мы и займемся.

Черусти. Наш путь лежит на город Рошаль. Но поедем не напрямую по асфальту, а через село ПустошА (ударение тут принято делать на последний слог).

До Пустоши идет безлюдный асфальт. Немного не доезжая села, налево сворачивает грунтовка. Для начала, по случаю праздника, заглядываем в село, в Покровскую церковь. Службы сейчас не было, обошли вокруг храма, похристосовались с батюшкой.

Пустоша - селение "на краю земли". На дальнем краю большой пустоши, что за селом (вот, откуда, наверное, название) начинается огромный, нежилой лес, где находится легендарный Шушмор. Похоже, так его никто и не нашел. Может, кто и нашел, только не факт, что он сможет рассказать об этом. Это, как в анекдоте:

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

- Отгадай загадку: черное по полю ползает.

- Не знаю.

- Негр мину ищет. А вот еще отгадай: черное в воздухе летает.

- Не знаю.

- Негр мину нашел.

 

А еще, в том же лесу, но уже ближе к Пустоше, находится урочище, которое почему-то называется Ягненок. Там, среди леса и болот, стоит курган, где похоронен один из темников хана Батыя.

Наверное, историки согласятся со мной, что из татар ягнята были не лучше, чем современные американцы!

Но мы едем не туда. Возвращаемся до нашей отворотки. Едем пустошью по эдакой аллее из осин, потом из сосен. Дорога хорошо высохла.

Среди пустоши к дороге подходит хвост соснового леса. Останавливаемся на перекус.

Далее грунтовка приводит нас в маленький поселок, так же носящий название Пустоша. Старая ЖД-ширококолейка совершенно не товарного вида. А между рельсами идет очень удобная грунтовая дорожка. По ней выезжаем на товарную ЖД Черусти - Рошаль, параллельно ей идет асфальт, тоже Черусти - Рошаль.

Очень неплохой асфальт, широкий и абсолютно пустынный. По обеим сторонам - дремучий лес и болота справа. Там - большой болотный массив. В подлеске растет багульник.

 

Пустоша. Покровская церковь.

Пустоша. Осиновая дорога. Съемка на ходу.

Съемка на ходу

Дорогами Дальней Мещеры

Между Пустошой и Рошалем

 

 

Брошенное лесное жилье

Пустоша. Бывшая грузовая ветка.

Пустоша. Бывшая грузовая ветка.

Ветка Черусти - Рошаль

Ветка Черусти - Рошаль

 

Рошаль - город большей частью не более 5 этажей, много одноэтажной застройки. Среди окружающих его со всех сторон многокилометровых, дремучих лесов, город выглядит крупным. Здесь есть предприятия оборонной промышленности. Пока они работали нормально, в протекающую через город реку Воймегу сбрасывались весьма токсичные стоки.

В связи с этим вспомню первомайский байдарочный поход по реке Поля 1995 года. Мы вычитали много информации, что вода в реке после впадения ее притока Воймеги становится непригодной для питья и даже опасной. Но были и другие сведения о том, что оборонка Рошали полностью стоит не первый год, и ситуация со стоками совершенно изменилась. Разгорелись дебаты: где брать воду для питья и готовки? Я пообещал всем, что, когда будем проплывать устье Воймеги, прилюдно выпью кружку воды из-за борта в знак презрения к пустым страхам.

Проплываем. В устье Воймеги не менее десятка рыбаков с удочками облепили берега. Факт отрадный. А о моем обещании как-то позабыл и я, и народ.

Недалеко от впадения Поли в Клязьму мы разбили лагерь. Поздним вечером к нашему костру подошли охотники, вставшие по соседству – молодые ребята из поселка Мишеронь, угостили нас свежепойманной рыбой. Мы пригласили их присесть и предложили по сто грамм. Разговорились.

Мы задали ребятам злободневный вопрос: как сейчас дела с водой в Поле? Они ответили, что уже несколько лет, как река чистая. «А раньше от вашей байдарки вообще только каркас бы и остался!» - подытожили мишеронские.

Интересно, как в Рошали с оборонкой сейчас? Вроде, времена теперь, все же, несколько другие. Может, ожило производство?

Нет, не ожило! Показательная информация о городе Рошаль, СМ.ЗДЕСЬ , ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Ну, с Воймегой мы сегодня еще встретимся. Хотя, она протекает через город, и по мосту мы ее уже переехали. Пока ее состояние нареканий не вызывает.

Проехав где-то около километра от моста через Воймегу на запад, сворачиваем в северном направлении. Доезжаем до границы города. Дальше на север уходит пустой, но хороший асфальт (везет нам сегодня на такие дороги!) в сторону пос.Бакшеево.

Дорога идет через шикарный лес. Минуем бетонный мост через Воймегу. Перед мостом – интригующая отворотка налево, в лес. Как-нибудь, в следующий раз: на сегодня – другие задачи.

Бакшеево – бывший поселок торфоразработчиков. Как и все подобные населенные пункты в Мещере, живет сейчас непонятно чем. Именно через Бакшеево проходит интересующая нас бывшая ветка узкоколейки.

В сам поселок нам заезжать нужды нет, захватываем чуть-чуть самую окраину. Главное – найти узкоколейку. Получилось не сразу. По приборам мы уже, фактически, стоим на колее, а ее нет. Сначала нашли разрушенное деревянное здание полустанка (станция Бакшеево находится восточнее, в черте поселка, уже не функционирует). Возле полустанка стоят несколько срубов-заготовок без окон, дверей и потолка, для каких-то зданий. Работу забросили достаточно давно, судя по мху на бревнах, серебристо-серому цвету дерева (как в музее-заповеднике Кижи), и молодым березкам, успевшим вырасти внутри срубов.

 

Дорога на Рошаль. Съемка на ходу.

Бакшеево. Недострой многолетней давности.

Бакшеево. Остатки узкоколейного полустанка.

Бакшеево. Остатки узкоколейного полустанка.

Бакшеево. Остатки узкоколейного полустанка.

 

Рядом находим узкоколейку. Рельсов и шпал нету, грунтовки и тропинки тоже нету. Есть только плотно примятая прошлогодняя трава. Ехать можно. На восток колея уходит в сторону Бакшеевской торфяной системы. Это – тема на будущее. А сейчас – на запад.

Очень скоро выкатываемся в красивую долину Воймеги с пойменными лугами и вековыми дубами. А вот моста нет: одни сваи торчат. Воймега же в полном порядке: не просто чистая река, а даже очень красивая.

Попробуем проехать на тот отрезок узкоколейки и к мосту через Полю (если он есть). Но сначала – на привлекшую наше внимание отворотку у шоссейного моста через Воймегу: она совсем рядом и просто напрашивается на исследование!

И не напрасно: отличный лес отличная дорога! Вскоре дорога снова выходит на берег Воймеги, исключительно красивое место. Просто создано для массовых туристических мероприятий, как, например, берег Нерской возле Подосинок. Тут можно было бы поставить не один десяток палаток. Тут и обедаем.

Еще чуть позже дорога выходит на нашу узкоколейку по другую сторону разрушенного моста через Воймегу. Можем продолжать путь по бывшей ЖД! А лесная дорога идет дальше в северном направлении. Предположительно, она идет к месту впадения Воймеги в Полю и на озеро Смердячье. Больше некуда: с двух сторон будут реки, а мостов, скорее всего, нет. Про Смердячье много говорить сейчас не будем, это тема на будущее. Заметим только, что озеро – метеоритного происхождения, с чем связан выход из озера сероводорода, давший озеру название.

Узкоколейка. Характер дороги тот же, что и до бывшего моста: относительно плотный грунт и примятая прошлогодняя трава. Ехать можно, но не быстро. Вокруг – дремучий сосновый лес. Это очень глухой участок: жилья здесь нет, и никогда не было, а лесной массив отрезан от остальной земли двумя реками. На машине, похоже, тут ездят только в сторону Смердячьего.

Вокруг дороги пошли болота. Насыпь удерживает грунт, но он стал гораздо мягче и сырее. Временами слегка чавкает. Едем на предельно малых передачах.

На болотах стали попадаться большие разводья. Под насыпью кое-где по трубам проходят ручьи. На разводьях – бобровые хатки. На ручьях – бобровые плотины. Ехать несколько затруднительно, чисто по физическим усилиям.

Единственная отворотка на всем перегоне: просека, уходящая направо. Делаем разведку. Просека выходит на перпендикулярную просеку ЛЭП. Она полностью непроезжая, и, скорее всего, даже непроходимая. Возвращаемся на узкоколейку.

Постепенно дорога пошла на повышение, болота снова сменили сосновые боры, грунт стал тверже, велосипедисты стали потихоньку переключать скорости в сторону увеличения. Любопытный факт: на этом перегоне улучшение грунта идет по направлению к речным долинам. Хотя, это может объясняться тем, что болота на середине перегона имеют верховой характер. По тем частям, которые примыкают непосредственно к полотну, этого однозначно сказать нельзя. Возможно, они подпитываются верховыми мхами, лежащими чуть в стороне.

Вскоре местность становится совершенно сухой. Пересекаемся с перпендикулярной, лесной дорогой очень хорошего качества. Скорее всего, она тоже идет на Смердячье. Узкоколейка же, после этого пересечения превращается в свежий противопожарный ров. А до реки Поля остается метров 200. Чтобы всем не тащиться по рву, Катя вызывается добровольцем, идет пешком до реки и возвращается с фото разрушенного моста, от которого остались только очень высокие опоры.

Едем на юг по лесной грунтовке. Все, что хотели, узнали. Мостов нет. Насыпь ЖД есть. Тропинок по ней сейчас нет никаких. Но в хорошую погоду перемещаться по ней можно. А вот в сторону Смердячьего ведут прекрасные дороги.

Выходим на перпендикулярный полуразрушенный асфальт. Это прямая дорога ведет от Рошали до заброшенного (или нет?) пионерлагеря «Березка» на берегу Поли. Делаем радиалку.

Остатки лагеря есть. Более того, есть и пешеходный мост. Только сейчас вспомнил, как мы проплывали его на байдарке в 1995-м. Сразу же радиалка превращается в проходной маршрут. Но мост сейчас в таком состоянии, что еще немного – и его можно будет отнести к категории разрушенных.

 

Бывшая узкоколейка Мишеронь - Бакшеево

Бывшая узкоколейка Мишеронь – Бакшеево

Пойменный лес

Разрушенный мост через Воймегу

Воймега

 

 

Разрушенный мост через Воймегу

Воймега

Участники на Воймеге

Мещерская тишина

Переправа в воймежных борах

 

 

Боры на Воймеге

Боры на Воймеге

Бывшая узкоколейка Мишеронь – Бакшеево

Бывшая узкоколейка Мишеронь - Бакшеево

Боры на Воймеге

 

 

Бобровая глухомань

Плотина

Разрушенный мост через Полю

Река Поля

Уцелевший пешеходный мост через Полю

 

Сразу за Полей – красивое озеро Лемёшинское, окруженное полями. Твердые берега. За озером –деревня Лемёшино.

Озеро Лемёшино

Озеро Белое Бордуковское

Далее разбитой, но вполне проходимой песчано-торфяной грунтовкой прибываем в поселок стекольной промышленности Мишеронь, представляющий из себя эдакий обитаемый остров, окруженный бескрайними лесами. Как и Рошаль.

Через Власово и Бордуки, хорошим, тихим, многократно езженым ранее асфальтом доезжаем на выброску до Кривандино, по пути сделав короткую остановку на озере Бордуковское Белое.

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу