Наши походы

Арт-страница

На главную страницу

“Другая Карелия”.

Предпраздничная поездка по маршруту: Суккозеро- г.Вотто-Ваара- Янгозеро- оз.Пизанец- южный берег Сегежского водохранилища- Медвежьегорск. 11-15 июня 2009 года (П.Красников).

Мысль поехать по такому маршруту пришла мне в голову совсем незадолго до Дня Независимости России. И пришла, как часто это у меня бывает, по дороге с работы во время дремоты в электричке.

В Медвежьегорском районе Карелии я бывал уже несколько раз, но остались такие «белые пятна» как Янгозеро, озеро Пизанец и Сегежское водохранилище. Оказалось, что всё это можно посетить за одну поездку, но, чтобы проехать с комфортом, необходимо 3 полных ходовых дня и надёжные попутчики.

С попутчиками всегда трудно, но в этот раз, я считаю, что команда подобралась очень подходящая: Игорь Ходак, Костя Кветный, Дима Штукенберг, ну и я, конечно.

Билеты мы смогли купить очень удачно: отъезд 11 июня в 18:22 на Костомукшинском поезде, прибытие 12 в 6 утра в Суккозеро, отъезд из Медвежьегорска в 01:30 15 июня, прибытие в Петербург в 12 часов дня. Таким образом, получилось три полных ходовых дня и некоторое время в последний день в качестве запаса, которое мы в итоге удачно потратили на отдых на берегу Онежского озера…

За выходные дни мы проехали 290 километров, из которых асфальтовой дороги 20км, да и то в последний день. Суммарный набор высоты составил 2300м.

Другая Карелия.

Карелия здесь действительно иная, чем, например, в любимом нами Северном Приладожье или в Петрозаводске.

Населённых пунктов почти совсем нет: люди селятся либо вдоль железной дороги на Костомукшу, либо по берегам крупных рек и озёр. На остальной территории, которая действительно очень обширная, люди не живут. Хутора, если и встречаются, единичны.

Рельеф очень холмистый, недаром этот район носит название Западно-карельская возвышенность. Множество затяжных подъёмов и крутых спусков, перепады высот часто достигают 50-70 метров, иногда до 100. Множество мест, откуда открываются виды на 15-20 и более километров.

В 50-60 годы прошлого века в Медвежьегорском районе велась промышленная добыча леса. То и дело дороги представляют из себя брошенные узкоколейки, о чём свидетельствуют шпалы, встречающиеся на обочинах дорог, и куски низкопрофильных рельс.

Всюду множество камней, скальных выходов и осыпей.

Животный мир не тронутый человеком: в реках и озёрах много рыбы, птицы не пуганные, много змей, бобров (мы всюду видели их плотины). Крупные животные, в т.ч. медведи и лоси, судя по следам, тоже встречаются довольно часто.

Всё это в совокупности делает Медвежьегорский район Карелии очень привлекательным для туризма, в том числе и для велосипедного.

12 июня в 6 утра мы вышли из поезда. На улице прекрасная погода, солнышко уже во всю пригревает! Собрали велосипеды, сделали традиционную фотографию у служебного здания вокзала с надписью «Суккозеро» и двинулись в путь.

500 метров вдоль железной дороги до переезда ровная дорога, а за переездом сразу внушительный подъём по песчаному грейдеру. Посёлок Суккозеро мы проехали стороной: мемориальный комплекс мы уже осматривали в прошлом году, а провиант у нас был с собой на все три дня. На окраине посёлка набираем воду из колодца.

Через 15 километров начала пути на озере Нижнее Карбисалми (N 63 07.136, E 32 30.757) мы устраиваем завтрак, во время которого к нам из леса вышли два велосипедистов из Белоруссии! Вот как бывает: в такой глуши можно встретить коллег! Из разговора мы узнали, что эти отважные парень и девчонка путешествуют уже почти 2 недели. В период белых ночей у них сбился режим дня, перемещаются преимущественно ночью. У нас такое было в прошлом году во время большого Карельского похода (Лодейное поле- Сортавала- Суоярви- Вотто-Ваара- Гимолы). Едут они из Медвежьегорска вдоль берега Сегежы, Гумарино, были на озере Пизанец… Т.е. отчасти у нас с ними очень похожий маршрут. Только времени несравнимо меньше…

Мы поделились с коллегами заваркой чёрного чая, чёрным хлебом и ещё кое-чем. Они сказали, что недостатка в еде у них нет, просто соскучились по некоторым продуктам. Впечатление, что ребята очень голодные сложилось не только у меня.

Ещё ребята поинтересовались недорогими гостиницами в Петербурге и магазинами с велосипедными запчастями и велосипедной одеждой. Думаю, мы им помогли. На прощание сфотографировались и обменялись адресами электронной почты.

Далее наш путь лежит в сторону горы Вотто-Ваара, которую мы огибаем с западной стороны. Во время прошлогоднего похода мы уже ездили по этой дороге. Что характерно, это было без одной недели год (20-22 июня мы были на горе). Воспоминания от той поездки ещё очень свежи… На гору решили не подниматься, это бы заняло очень много времени, не меньше 3,5 часов.

На дороге Игорь позабавлялся с гадюкой. Сначала она была неактивная, но после того, как он схватил её за хвост, она стала шипеть и бросаться на Игоря. Ещё на этой же дороге видим много медвежьих следов и экскрементов. С западной и южной стороны от Горы мест для ночёвок почти нет. В северной части дороги нет воды, но сосновые и еловые леса с подстилкой из вереска. Южнее много заболоченных участков и лиственного леса. У реки Тяжа вообще почти всё заболочено. В тоже время отсюда самый короткий, путь на вершину. Подъём очень крутой. Спускаться здесь тоже тяжело.

Для стоянок лучше всего выбирать восточный и северный склоны Вотто-Ваары. С этих сторон довольно много ручьёв и озёр, леса в основном сосновые. Здесь достаточно мест, где можно обустроить базовый лагерь и уже налегке гулять по окрестностям и совершать «восхождения».

После нескольких километров на юг (в сторону Гимол) по бывшему полотну узкоколейной железной дороги, после отворотки на новый гранитный карьер, съезжаем с основной дороги на восток (точка N 62 57.881 E 32 35.338). Дальше также двигаемся по бывшей узкоколейке, по обочинам встречаются шпалы, в лужах местами лежат рельсы…

На часах уже 12:40, задумываемся об обеде. Решаем доехать до Янгозера. Места в округе очень красивые. Настоящая Карелия! На болотах цветут какие-то цветы и растения, по дорогам текут ручьи из болотной воды…

После относительного равнинного участка пути (от Вотто-Ваары до подножья горы Пюкс, точка N 62 58.177 E 32 42.917) начинаются горки, на дороге песок. Скорость движения по этой дороге составляет 8-15км/ч, не быстрее.

Мне очень понравилась гора Мистамане (западный берег Янгозера). На вершине мы не были, но высоту почувствовали, особенно по подъёму на гору, это, пожалуй, одна из высших точек нашего скромного путешествия.

Спуск с горы к Янгозеру тоже очень понравился. Укатанная дорожка, не очень крутой склон. В точке N62 57.69 E32 52.02 на скалистом мысу отобедали. Мыс довольно сильно вдаётся в озеро, видны его бесконечные просторы. Костёр разожгли в камнях из топляка и веток. С дровами здесь проблем нет. Уезжать отсюда не хочется.

Двигаемся вдоль западного берега красивейшего озера на север. Мост через Кукозерку оказался уже полностью разрушен. Воды в реке оказалось совсем мало, не выше, чем по колено, и перейти её не составляет никакого труда, что мы и делаем.

Двигаемся по основной дороге, проблем с навигацией здесь нет никаких. Дорога довольно хорошего качества. Луж относительно не много. И рельеф, рельеф… В точке N62 0.91 E33 1.85 делаем поворот налево, в сторону озера Пизанец. После поворота дорога становится ещё лучше. Лужи постепенно вообще исчезают, грейдер очень укатанный, больших камней почти нет. Скорость заметно увеличивается.

Завтра у нас запланирован брод через протоку между озёр Верхнее Мярат и Нижнее Мярат, поэтому мы решили найти брод с вечера. Подъезжаем к протоке и видим подвыпившего рыбака. После недолгих разговоров нас угощают щукой и обещают завтра перевезти на лодке: протока оказалась довольно широкой и явно глубокой. Вода довольно холодная.

Двигаемся к основной цели нашего путешествия - озеру Пизанец. Нас обгоняет колонна автомобилистов на «Шеви-Нивах», «Нивах» и ещё на чём-то отечественном. После северной оконечности озера Верхнее Мярат начинается довольно крутой и очень протяжённый подъём. Дорога выходит на террасу склона, отсюда открываются виды на многие километры на запад.

После крутого спуска и опять подъёма делаем левый поворот на дорогу, не обозначенную на карте генштаба. Это первый поворот налево, он хорошо заметный.

Начался дождь, появилась мошка. На счётчике чуть больше 100км, все устали. Решаем встать лагерем, а к озеру сходить уже без велосипедов. Едем по дороге, на подъёме обгоняем сломавшихся автомобилистов (тех самых, на «Нивах»). С полянки уходим по тропе на север, продираемся по лосиной тропе сквозь кусты и выходим на берег небольшого озера. В точке N63 12.902 E32 58.706 ночуем. Дров здесь очень много. Вода в озере прозрачная, её мы пьём даже сырой без всяких последствий. Варим чудесную уху, пьём чай с бальзамом и засыпаем под стук дождя по палатке. Первый день удался!

13 июня просыпаемся около 9 утра. Завтракаем и пешком идём в сторону озера Пизанец. До него не больше 400 м. Выходим к самому красивому месту. На нашем и противоположном берегу, справа и слева, всюду скалы огромной высоты из красивой породы, поросшей мхами. Где-то внизу прозрачные воды… Мы вышли и ахнули! Такого никто из нас не видел раньше. Жалко, что фотографии не передают объёма. Озеро Пизанец очень длинное, больше пяти километров, а в ширину не более 100-200 метров. Высота берегов также до 100м метров! Проводим в этом месте примерно полчаса, много фотографируем и фотографируемся.

Вернувшись к велосипедам, собираемся и выезжаем на встречу новым приключениям! Быстро выходим на основную дорогу. На подъёме я обнаруживаю, что у меня не работает передний переключатель. Оказалось, что порвана оплётка тросика у подседельной трубы и в пружину переключателя попал маленький камушек. Чинимся за 5 минут. Дальше обалденный спуск. Как в горах!

Возвращаемся к вчерашней протоке между озёр. Времени уже 12 часов и, конечно, рыбаки уехали уже. Ну что же, будем объезжать через Гумарино. Меня очень интересовала дорога вдоль озера Селецкое и есть ли мост через речку Ломнезерка, впадающая в это озеро. Видимо, сейчас о его наличии никак не узнать.

Едем вчерашней дорогой. Погода предгрозовая. Солнца нет, при этом очень тепло и душно. Едем полураздетые. Вновь получаю удовольствие от чудесного грейдера…

Свернули на вчерашнем повороте (N62 0.91 E33 1.85) в сторону Гумарино. Дорога очень плохая для велосипеда. Много песка, потом участок с лужами. Средняя скорость здесь не очень высокая.

На обочине нашли детский трёхколёсный велосипед. Это уже не первая такая находка в походах. Например, в первомайском походе на Селигер мы тоже нашли такой лисапедик. Сделали несколько смешных кадров.

У моста через речку Янгозерка, это перед самым въездом в Гумарино, обедаем. В воде плещется огромное количество мальков.

Гумарино это довольно большой посёлок, расположенный на берегу реки Гумарина. Есть несколько магазинов. Центральная улица асфальтированная. Сотовая связь отсутствует даже здесь. В посёлке перекусили у магазина.

Нам очень понравился центральный колодец, над которым сверху построен деревянный павильон. В стволе колодца до сих пор толстый лёд! В некоторых местах больше 50см! Это местная достопримечательность.

Через 6 км после посёлка делаем правый поворот на короткую дорогу, ведущую к Сегежскому водохранилищу. Дорога грязная, земляная, её пересекает множество ручьёв. Много заболоченных участков. Едем медленно, иногда спешиваемся и обходим лужи. Вокруг очень красиво. Наверное, кроме охотников сюда никто не ездит.

После Рахмозера едем по сосновому лесу. Долго смотрю на заболоченное озеро Руоголампи. Таких красивых лесных озёр давно не видел. Вокруг сосновый лес, освещаемый вечерним июньским солнцем… Сразу становится понятно, что ты на севере!

Поворот к речке Поруста, через которую нам предстоит брод, заросший, но у меня нет сомнений, что нам именно на эту дорогу. Первые 200-300 метров для машины не проезжаемы: большая колейность, глубокие ямы. Дальше дорога лучше, но тоже местами зарастает.

К броду я выезжаю первым. Сразу понимаю, что намечается непростое мероприятие. От моста, кроме береговой части с моей стороны, вообще ничего не осталось. Наверное, река очень сильно разливается по весне. Подъезжают ребята и я начинаю разведку брода.

Довольно легко перехожу с велосипедом на противоположный берег, но при этом сумку с фотоаппаратом окунаю в воду. Фотик безнадёжно мокнет. Жалко, но ничего не сделаешь уже. Вторая ходка за рюкзаком. Потом страхую ребят, при этом постоянно нахожусь в воде. Очень приятные ощущения.

Игорь решает подстраховаться огромным бревном, которое лежит на камнях посередине русла. Я ему помогал развернуть бревно поперёк течения и перетащить на наш берег. Едва не угробились! Дима, когда переходил речку, утопил сандаль…

Этот брод (N63 1,6064 E 33 21,8581) лучше всего переходить по пути продолжения дороги, на месте старого моста. Глубина сейчас была чуть больше, чем по грудь.

Очень много комаров. Быстро одеваемся и уезжаем от реки прочь. Дальше - больше! Встречаются участки дороги, полностью залитые 20-30см толщей воды протяженностью 200-300 метром и даже больше. Видно, что с этой стороны почти никто не приезжает. 15 км дорога идёт вдоль очень живописных болот. Вода в лужах тёплая и вонючая. Периодически снизу намокают велорюкзаки. В одной из луж Костя смешно упал и довольно долго лежал по шею в воде. Жалко, фотоаппарат уже не работал L

На очень красивом берегу реликтового озера Сюялампи (N 63 6,1249 E 33 23,6089) перекусываем. Тут хоть как-то можно стоять, сильный ветер с воды сдувает комаров. Здесь несколько хороших стоянок, правда, все около дороги.

Двигаемся дальше. Все уже устали, хочется скорее приехать на стоянку. Качество дороги и рельеф не позволяют ехать быстро.  Только после моста через р.Гормозерка (N 63 10,2799 E 33 27,1413) дорога улучшается. На Гормозере Костя проверяет стоянку. Грязно, решаем ехать на Сегежу.

После крутого километрового подъёма выезжаем на грейдер Паданы-Медвежьегорск. Ура! Срезка закончена! Ехали 25км полдня! Восточнее по качественному грейдеру было бы гораздо быстрее, но без всякого ажура зато!

Через несколько километров замечаю, что одна из бонок в креплении багажника утеряна. Что бы закрепить багажник приходится снять задний дисковый тормоз в его крепление в раме вкрутить стойку багажника. Длинных винтов под рукой не было. Выкручиваем из флягодержателей, вместо шайб гровера я подложил шайбу от ниппеля камеры. Очень удобно оказалось.

Этот грейдер изобилует затяжными подъёмами и спусками. Крупных камней почти нет. Едем довольно быстро. Подъездов к Сегеже я тут не увидел. В его сторону уходило несколько лесовозок, которые, это видно даже с грейдера, заканчиваются совсем недалеко от основной дороги.

Скорость местами до 40 км/ч! Вверх не больше 10 км/ч у самых сильных участников.

Сразу за деревней Евгора очень крутой и длинный спуск, за которым поворачиваем на первую дорогу налево, к Сегеже. В точке N63 11,0702 E33 38,3316 встаём на ночёвку. Время час ночи, но при этом очень светло! Палатки ставим на крутом утёсе, тут есть несколько ровных площадок. Костёр разжигаем прямо у воды, огромное количество топляка этому способствует. Сидим у огня примерно до половины четвёртого, наблюдая вспышки молний над Сегежей. Вода здесь поразительной чистоты. Пьём даже сырую, ничего не опасаясь.

Проехали за сегодня 100 км.

14 июня просыпаемся около 10 утра. На улице жарища, ясное небо, лёгкий ветерок с воды. Готовим пищу, собираемся и выезжаем по направлению к МедГоре.

Участок до Карельской Масельги запомнился крутыми горами, длинными равнинными участками, обилием змей на дороге и обочине, а также начинающейся грозой, которую в итоге унесло куда-то на Сегежу…

Потом долго ехали до Чёбино, обсуждая с Костей планы на осень и новогодние каникулы. Подъёмы здесь ещё круче, чем были. Местами градусов по 15! Машин мало, но встречаются.

Огибаем очень красивое озеро Остречье, южный берег которого представляет собой скальную стену, высотой около 50метров, сама же деревня с одноимённым названием ничем не примечательна. К реке Кумса очень длинный (больше 3км) и крутой спуск, тут мы теряем всю высоту… Слева и справа очень красивый чистый сосновый лес, прямо у дороги реликтовые озёра… Эти места называются легкозапоминающимся (шутка!) словом урочище Плакковаара!

От р.Кумса до Чёбино настоящий карЭльский рельеф. Тут я отрываюсь от ребят минут на 10. Жду на обочине, сидя на берёзовых поленьях.

Дальше асфальт L Первый за 3 дня, не считая 500 м в Гумарино.

Едем несколько километров до села Падун, где релаксируем вблизи водопада. Тут и пообедали и искупались и попили чай, сидя на камнях, нагретых солнцем…

Попробовали найти заезд к берегу Кольозера, чтобы посмотреть скалы, но ничего не получилось, т.к. лезть через мусор, наваленный у трассы, не хотелось.

Около 18 часов выехали в Медвежьегорск, где купили еды на вечер и всё необходимое для предпраздничного глинтвейна, посвящённого моему дню рождения. Всё это употребили на берегу Онежского озера. Тихий вечер, солнце, песок. Время до поезда пронеслось незаметно.

В ночной вагон загружали шумно и быстро, подгоняемые проводницей… Спалось хорошо, как всегда спиться в поездах.

Проехали 80 км. Итого за поход 280км.

15 июня. Ладожский вокзал, 11:30. Суета, дышать нечем, грязь…

У меня одно приятное воспоминание о возвращении: очень неожиданно было принимать поздравления с днём рождения от Анжелики, она решила приехать прямо на вокзал! Она была первой, кто поздравил меня!

Поход, несомненно, удался! В середине июня, в разгар белых ночей, очень здорово путешествовать в Карелии с друзьями! Мы в восторге от дорог, по которым ездили, от прекрасных пейзажей, фантастической грозы над Сегежей, белых ночей!

Ещё один актив в команду Грудничков! Ездите с нами!

В рассказе использованы фотографии Дмитрия Штукенберга и Маламута.

Карту, маршрут и путевые точки для GPS можно получить у автора.

Павел Красников + Маламут.