День 4: 06.07.22

 

Лодочный ручей – мыс Корабль – Точиленный ручей - часовня безымянного Инока Терского – Кашкаранцы – р.Сальница - Ермаков ручей.

 

49,6 км.

 

 

 

Лодочный ручей

 

 

Пасмурно, тепло. На море прилив. Самарские уже съехали. Мы тоже выдвигаемся.

 

Объезд Лодочного ручья

 

Переменная облачность, прохладно. Выходим на красный Терский грейдер, и сразу после моста сворачиваем обратно к морю, на старую дорогу.

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Путь проходит по длинной, многометровой каменной ступени шириной около 200 м. Ступень круто обрывается к морю. У ее подножия - множество камней. Есть возможность спуститься к воде. Ступень покрыта сухой тундрой и множеством камней. На дальнем от моря краю поднимается следующая ступень, на ней уже растет лес.

Дорога неровная, с камнями. Точнее, здесь несколько параллельных дорог. Самые красивые виды - с ближней к морю, но она же и самая труднопроходимая из-за камней.

 

Мыс Корабль

Море под обрывом мыса Корабль

Вид на вторую от моря террасу

 

Ближняя к морю грунтовка

Море под обрывом мыса Корабль

Вид со второй от моря террасы

 

Мы уже не первый километр едем по Аметистовому берегу. Оттого все тут такое красное: камни гравий и песок. Местная порода: песчаник с содержанием лимонита. А в него вкраплены жилы аметиста и флюорита. Их промышленные разработки давно завершились, эффективный объем закончился. Но, себе на память, в россыпях что-нибудь отыскать можно, если повезет.

Спустя километр за ручьем, в море вдается высокий, красный, скалистый мыс - мыс Корабль, центральная точка Аметистового берега. С него - хороший обзор. Отсюда видно, как вдоль всего берега тянется высокий, красный обрыв. На мысу мы встретили пару искателей, они показали нам найденный осколок с вкраплениями драгоценного камня.

Аметист можно найти не только на Корабле. Вокруг достаточно много разведочных канав, сохранившихся со старого времени.

 

На море сегодня второй день прибой, а в данный момент - прилив. Волны доходят почти до скальной стены. С мыса Корабль - очень красивый обзор. Правее, в лесу, находится объект, похожий на вчерашнюю каменную пустыню. Только он более узкий и более вытянутый, более подходящее название "каменная река". И, в отличие от вчерашнего случая, мы уже заранее знаем о его свойствах. Едем.

Дорога на каменную реку

Каменная река

Отворотка, усеяная камнями, ступенями поднимается по шикарному, низкорослому сосновому лесу. Вообще, равнинный Терский берег на большом протяжении идет от моря вверх ступенями. По крайней мере - до Кашкаранцев, это точно. С Терской дороги это скоро становится незаметным, но на чужих фото, сделанных с дронов, это совершенно четко просматривается.

Уже через 900 м достигаем каменной реки. Внешний вид - такой же курумник, как вчера, только напоминает именно реку. Это место - более посещаемое людьми: "река" вдоль дороги буквально усеяна множеством рукотворных каменных пирамидок.

Возвращаемся на основную дорогу.

В прошлый раз мы почему-то пропустили огромный, лежащий в воде у берега камень - Чаячью скалу. А ведь это чуть ли не символ Терского берега! Пропустили мы его, наверное, потому, что ехали по одной из параллельных дорог, с которой море у самого берега не просматривается. Сейчас мы эту точку специально заранее занесли в навигатор.

Ориентир - маленький, бетонный параллелепипед, поставленный "на попа". Это тригапункт. Далее тропинка спускается к морю, прямо к Чаячьей скале.

Сейчас прилив, и скала отделена морем от берега. В отлив к ней можно подойти посуху. И неизменные чайки наверху: как же без них!

Прибой разыгрался не на шутку!

 

Чаячья скала

Аметистовый берег

Прибой под Чаячьей скалой

Старый Терский тракт. Аметистовый берег.

 

Мыс Корабль – безлесный, но лес вскоре подступает к дороге. Вот так и едем: справа - лес, слева - еще полоса деревьев, за ней - море.

 

Полоса "приморской тундры" становится значительно уже.

 

Лес невысокий и очень красивый, полностью хвойный: сосна с примесью ели. Молодые сосны (их большинство) имеют пирамидальную форму, поэтому сосновый лес издали трудно отличить от елового. А вот старые сосны по форме больше напоминают дубы. Похоже, что с возрастом они растут больше вширь, чем ввысь, и часто приобретают весьма причудливые формы. Внизу – беломошник, в сочетании с зеленомошником, травы практически нет, подлесок отсутствует. Ну, просто не лес, а декорация к опере Римского-Корсакова!

Очень много низкорослого можжевельника, часто он образует сплошные заросли. Много стланиковой формы. А на берегу можжевельник растет "углами", с наклонным повышением от моря, и его заросли по форме напоминают волны.

Такой дорогой я готов ехать бесконечно!

 

Приморский обрыв заканчивается. Дорога спускается вниз, на уровень моря.

Старый и Новый Терский тракт сходятся в одной точке: мост через Точиленный ручей. И сразу же опять расходятся.

Ручей сейчас абсолютно сухой: только камни на дне.

 

Точиленный ручей

Пляж близ Точиленного ручья

 

Деревянная часовня на берегу. В старые времена, в этом месте к берегу прибило тело без признаков разложения (это - в море-то, где тело просто объедят все кому не лень!) человека в монашеском одеянии. Рыбаки...чуть не сказал "обзвонили" - оповестили все беломорские монастыри, которые все оказались в недоумении. Никто у них не пропадал! Человека захоронили здесь же, а потом начали происходить чудеса. Подробнее: СМ.ЗДЕСЬ. Так его и поименовали: Безымянный Инок Терский. Поставили часовню. В ХХ веке ее разрушили. Сейчас снова восстановили.

Часовня маленькая и уютная. На полу - деревянная рака. Крышка свободно открывается. Внутри песок, в котором находятся мощи. К песку можно приложить ладони и обратиться к Иноку. И отпечатков ладоней на песке много.

Расскажу о личном опыте. В этот поход я поехал с гастритом. Меня "крючило и дрючило" на протяжении более чем полугода. Вообще-то, в таком состоянии сидят дома, но я ничего не мог с собой поделать. Я предупредил всех участников, туго набил полрюкзака лекарствами - и вперед!

Так вот: сразу же по возвращении на Большую Землю я совершенно забыл, что это такое! ВООБЩЕ ЗАБЫЛ! Там на Терском берегу я изложил иноку свои проблемы. Моя Половина тоже замолвила за меня слово.

Как хотите, так и истолковывайте. Но факт остается фактом.

 

Сейчас часовня слегка обветшала, и ей не помешал бы небольшой косметический ремонт. А так все на месте.

 

Возле часовни есть скамейка и стол. На берегу моря - очаг из камней. Стало быть, уставшему путнику пообедать не возбраняется. Что мы и делаем. А заодно и купаемся в Белом море. Холодное! Только запрыгнуть и выпрыгнуть. Но как бодрит!

 

Сейчас тут не задерживаемся. Но к песку инока, конечно, прикладываем кисти рук.

 

Часовня Инока Терского

 

Неподалеку находится источник Инока Терского. Для этого надо пройти лесом по тропе, которая начинается от часовни, выйти на грейдер, перейти его, и на другой стороне почти сразу будет грунтовка, уходящая в лес. Грунтовка доступная для автомобиля. Через некоторое время будет пятачок, где машины оставляют. Дальше - около 50 м пешком. Всего от часовни до грейдера 160 м и от грейдера до источника около 330 м.

Что интересно: дорога на источник идет наверх, и сам он находится не под горой, а наверху.

Ходим двумя группами по очереди.

 

Сейчас на источник не выходим.

 

К часовне подъехали велосипедисты из Питера. Не совсем велосипедисты: они на машинах, с велосипедами на крышах. Побывали в Териберке, доехали по Мурманской трассе до Кандалакши, а теперь едут в Варзугу. Обменялись с ними впечатлениями.

Далеко на западе, на границе моря и суши виден транслятор, маленький и тонкий, как игла. Это село Кашкаранцы. Нам - туда.

 

Уже по возвращению на Родину мы узнали новость, буквально взорвавшую сеть. 20 августа на месте часовни обнаружили только груду бревен. Кто и зачем это сделал? Эмоции просто переполняли медиа-пространство.

Все оказалось, в общем-то, просто. С благословления РПЦ и при участии духовного лица старая часовня была, если так можно выразиться, "демонтирована", и будет ее восстановление в новом виде. Все понятно, но так дела не делаются! Надо было объявить об этом заранее, установить соответствующий стенд, а разобранные материалы аккуратно сложить и приготовить к вывозу, как это делается во всех нормальных случаях.

А здесь что!? Неудивительно, что такой подход вызвал в народе самую негативную реакцию.

Ладно, будем ожидать восстановления!

P.S. Восстановили-таки. Подробности: https://vk.com/id320092394?w=wall320092394_1152

 

Тони по берегу встречаются и дальше. После Трухинской нам попалось еще то ли 2, то ли 3 тони, точно не помню. Осматривать их мы не стали: впереди у нас еще будет всем тоням тоня!

 

Одна тоня! Называется Умбский Невод. 2 полуразрушенные избы на расстоянии 100 м между ними. В одной пол завален старыми полуистлевшими сетями. В другой внутри находится какое-то земляное сооружение с амбразурой. Возможно, это был погреб.

 

Бывшая тоня Умбский Невод

 

В Кашкаранцах планируется заправка продуктами. Уже 15 часов, а магазины в глубинке закрываются рано. Хотя, совсем уж в глубинке можно узнать у местных, где живет продавщица, нанести ей визит, она откроет магазин и отпустит товар. Но это - где как. А у нас магазинов еще долго не будет. Поэтому подбираемся вдоль моря максимально близко к Кашкаранцам, а как только старая дорога начала вызывать некоторые сомнения (например много песчаных подушек), мы вышли на грейдер (он всегда рядом) и пошли на всех скоростях.

 

Сейчас мы продолжаем путь по старой дороге вдоль моря до самых Кашкаранцев, почему - об этом скажем позже. Песок, действительно, становится более сыпучим, часто встречаются "подушки", ехать приходится аккуратнее. Дорога пересекает несколько ручьев, проходящих внизу в трубе. И сейчас они тоже все сухие!

На открытой полосе вдоль моря (она стала еще уже), кроме классической тундровой растительности, появляется и обычная трава, она становится все выше, и ее становится все больше.

Море шумит, прибой усиливается, пахнет солью и йодом.

 

Ну вот, соприкоснулись с грейдером вплотную, без машины! Красный, тряский, пыльный и красивый! Только пылить тут особо некому. По бокам - все тот же дремучий лес. Только, если слева от дороги - километровая полоса между грейдером и морем (но если этого не знать заранее, так и не поймешь: лес – и лес), то справа лес уходит в никуда. Там не будет ни кола ни двора до самого Баренцева моря! Нет, где-то там затерялись Ловозеро , Краснощелье и прочее. Но это все - очень точечно, и чтобы сосчитать эти пункты, хватит пальцев на одной руке. А все остальное – необозримые, дикие просторы. Еще дальше - Ледовитый океан, до Северного полюса. И снова океан. И безлюдная, северная Канада. Представляете, сколько это пилить до населенки, стоит только спешиться и сделать один шаг вправо? Аж жуть берет!

Но довольно лирики, а то уже Кашкаранцы показались! Село стоит на полуострове, с трех сторон омываемом морем. Море видно из окон любого дома. Поворот в село - на его западном конце. А справа от дороги стоит мизерная военная часть.

На первый взгляд, все поморские селения невзрачны. Дома маленькие, приземистые, деревянно-серого цвета, стоят несколько хаотично. Все это больше похоже, даже, на полярную станцию 30-х годов. Что же здесь так цепляет? Видимо, "намоленность", в светском смысле этого слова. Ведь сколько же поколений уходило с этих берегов на промысел, на Грумант, за Югру! Скольких проводили, скольких не дождались, скольких дождались! Глубинами сознания чувствуешь: здесь человеческий ДОМ, а не общежитие. Ребята, Москва, по сравнению с этим, просто отдыхает, даже если Вы - москвич в третьем поколении!

Кашкаранцы расположены полукругом, по периметру полуострова. На улице – дети, у них играет какая-то музычка.

 

Лес немного отходит от моря, выходим на открытое пространство полукруглого Кашкаранского полуострова. Он безлесный, покрыт травой, мхом, брусникой, кустиками можжевельника. Только на его западной стороне - село Кашкаранцы и еще одна маленькая военная часть: метеостанция, антенны и служба Кашкаранского маяка.

Пересекаем полуостров по диагонали. Подъезжаем к шлагбауму в/ч с целью узнать из таблички что-то большее. Ничего, только: "собственность МО РФ, посторонним вход воспрещен", примерно так.

Выходим к морю возле вторых ворот в/ч и маяка. Море откровенно разгулялось: валы обрушиваются на прибрежные камни, небо потемнело. Сильный холодный ветер, утепляемся.

 

2 магазина недалеко от въезда: один - с левой стороны улицы, другой - с правой, и чуть подальше. Он открыт.

Ну все получилось, как мы и предполагали. Могли бы и не лететь. На дверях магазина - номер телефона продавца, если что - звоните хоть до 24-00. Север, система выживания!

 

Вот почему мы сейчас не спешили! Сюда можно успеть всегда.

 

Заправка, перекус на пороге магазина. Проехались по селу до кашкаранского маяка. Это также объект министерства обороны. По пути проезжаем мимо деревянной церкви Тихвинской Божьей Матери.

 

Магазин открыт, закупаемся, перекусываем. Нам рассказали, что в этом году сюда перенесли ежегодный байкерский фестиваль "Мотобухта". Причина - пожароопасная обстановка. Обычно он всегда был близ устья Лодочного ручья.

https://xn--80ahtdk3gwa.xn--p1ai/rally/184165/

 

В Кашкаранцах есть своя библиотека. Через окно мы рассмотрели многочисленные стеллажи с книгами.

 

Сейчас в селе строят новое одноэтажное здание библиотеки.

Также в селе появился гостевой дом с неплохими удобствами: несколько домиков.

 

Кашкаранский маяк

Шторм под Кашкаранцами

Кашкаранцы

Тихвинская церковь

 

Кашкаранцы

Гостевой дом

Кашкаранцы

Небо над Кашкаранцами

 

https://m.vk.com/kashkarancy

Подробнее о Кашкаранцах: СМ.ЗДЕСЬ.

Кашкаранцы на ВК: https://vk.com/club16314912

 

Далее продолжаем путь по грейдеру. Сначала он идет по морскому берегу, потом по лесу. Грейдер безлюдный: редкая машина проедет мимо.

У меня один за другим - 2 прокола. Меняем камеры.

Солнечно, очень тепло. Заметили, что лес стал заметно выше. Дыхание Гольфстрима! Появились сплошные ельники. Красиво, но дорогу трясет!

 

Погода хуже не становится, сухо. А на юго-западе у горизонта появилась ярко-оранжевая полоса, красиво контрастирующая с суровым небом.

Отъехав совсем чуть-чуть от Кашкаранцев, мы заметили, что в лесу очень тепло. Раздеваемся.

Спустя 9,7 км от села грейдер сменяется асфальтом. На нем надпись краской: "Ой! Всё!" (эта фраза относится к асфальту). Покрытие - отличного качества.

 

Новый Терский тракт. Беломошники.

Конец асфальта

(а для нас – начало!)

 

А морской берег проходит все так же рядом, за лесом, слева от дороги, не далее, чем в километре – двух, порой – и ближе.

 

Ничего, кроме навигатора, не подсказывает, что море совсем рядом. Но иногда из леса слева доносится запах моря. А если прислушаться, хорошо слышен шум прибоя. Ветер дует оттуда, и все доносит до нас.

 

Один раз, во время пятиминутной остановки на отдых мы просто съехали с трассы и через пару минут оказались на морском берегу. Был отлив. Солнечная погода. А вдали, по курсу нашего следования, с неба свисают хвосты неслабого дождя. Будем готовы!

 

Подъехали к этому же месту. Оно находится в 300 м от устья реки Сальницы. Море совсем рядом, хорошо видно с дороги. Но отворотку к нему перегородил свежий кювет с крутыми откосами. По очереди ходим пешком прогуляться на морской берег.

Отлив, прибой пенится уже вдали от берега. Небо заметно посветлело. Следует сказать, что Старый Терский тракт идет на запад и дальше Кашкаранцев, хорошо проходимый, но его на этом отрезке пересекает несколько ручьев (или просто больших луж, точной информацией мы не располагаем), переправы через которые нельзя назвать иначе, как брод. Поэтому мы и едем по Новому тракту. А Старый - вот он, мы стоим прямо на нем. Но то место, куда мы подошли пешком, стало очень неудобно для подъезда из-за нового кювета, и все это густо заросло высокой травой.

Отметим, что прибрежная полоса имеет вид уже не тундры, а луга. Здесь растет высокая трава и очень много иван-чая. Здесь он просто безумный! Заросли его тянутся по всему берегу до горизонта, окрашивая побережье в огненно-розовый цвет. Северное лето коротко, а северный день длинен и светел. Вся природа старается использовать это время с наибольшей пользой. Здесь все цветет одновременно: иван-чай вместе с пижмой и огромными арктическими ромашками, так знакомыми нам по Мезени! В лесу цветет и пылит финская ель - переходная форма между европейской и сибирской. Еще немного времени - и по кольским водоемам потянутся желтоватые полосы пыльцы.

Возвращаемся на трассу.

 

Дорожные знаки ремонта, дорожная техника. Вот он, асфальт! Да еще какой великолепный! Такой и в Подмосковье еще поискать надо! Из машины, да еще будучи пассажиром, все эти прелести воспринимаются как-то скомкано. А на велосипеде – очень чувствуются!

Надо отдать должное добросовестности терских дорожников. Даже такой момент: впоследствии, видя знак "неровная дорога", мы несколько внутренне мобилизовывались, что естественно. И что же? На дороге оказывалась всего лишь символическая заплатка, на которую мы, без знака, и внимания не обратили бы!

А местность от прокладки асфальта не изменилась совершенно. Все тот же дремучий лес.

Попутно заметим: по всему нашему маршруту, кроме Кузоменьских песков, ручьи и речки встречались регулярно. Чего-чего, а воды на Кольском хватает. Причем - чистейшей!

 

По поводу питьевой воды отметим один момент. В прошлом году в Белое море зашло на нерест невиданное по размерам стадо горбуши. Сначала радости народа не было предела: ее ловили просто голыми руками! Но вскоре настроение резко поменялось.

Горбуша - лососевая рыба. И, отнерестившись, она погибает, таков закон природы, так устроен лосось. Реки несут мертвую рыбу обратно к морю. А здесь ее было просто безумное количество. Разлагающегося биоматериала было столько, что подойти к любому терскому водоему было просто невозможно, не зажав нос! Даже медведи разбежались, кто куда. О какой вообще питьевой воде здесь можно говорить!

И ведь горбуша, в отличие от семги, не ищет родную реку, где она вывелась из икринки. Она прет без разбора во все реки, преодолевая против течения любые пороги и водопады; и порой доходит по рекам чуть ли не до Хибин!

В 17 году был урожай горбуши, которого не видели 10 лет. Что, впрочем, никак не сказалось на обеспечении нас питьевой водой. Но по сравнению с 21 годом это было ничто! Здесь же имела место просто экологическая катастрофа.

Поэтому, зная это, мы опасались не того, что рыбы будет мало, а напротив: того, что ее будет слишком много. Без еды прожить как-то можно, без воды - гораздо сложнее.

К счастью, горбуша идет на нерест только по нечетным годам, так что оказалось все нормально. И вода в достатке, и очень вкусная!

Вот так порой бывает!

Красивый высокоствольный лес, через который мы едем, называется Ермаковский бор. А вот и Ермаков ручей. Через несколько метров после моста - отворотка налево. Хорошая грунтовая дорога. Это наша грунтовка.

Через 200 метров видна обсыхающая литораль, а дорога пересекается с другой грунтовкой, идущей параллельно берегу. Едем налево, в сторону ручья, который показывается через несколько метров.

Ермаковский ручей неширокий, порожистый, каменистый. Устье рядом, но его не видно за последним коленом ручья. В ручье лежит плоская каменная плита, как отлитая из бетона, и образует красивый порог. Вода, как всегда, чистейшая и вкусная.

Исследуем местность дальше, выходим на море. Отлив, вода отошла очень далеко, кажется - что кое-где и за горизонт. Песчаный пляж. Вдоль него - длинная, насколько хватает глаз, безлесная полоса с уже не тундровой, а луговой растительностью: высокой травой и иван-чаем, шириной около 100 м. За ней - лес. По кромке леса тянется от ручья неплохо набитая грунтовка - Старый Терский тракт. Далеко на западе - едва различимые контуры избушки. Жилья там нет, более того: лежат большие приморские болота. Стало быть - тоня. И кругом - никого!

На луговине у самого моря - утрамбованный пятачок с кострищем. Ставим лагерь: отсюда с моря выдует всех комаров и мошку. Рядом пресная вода. Коллективный тент поставить особо негде, но один столб, если надо, точно есть! Это - столб местной малой ЛЭП, которая тянется сюда вдоль всей старой дороги аж от самого мыса Толстик, а фактически - от Кузомени! Старый Терский тракт, так или иначе, но живет!

 

 

А пока мы будем использовать этот столб для парковки велосипедов.

На старом кострище нашли хорошую палку и немного дров. Принесли с литорали еще немного камней и соорудили карельский лесной очаг: котелок, подвешенный на палке, стоящей под углом к земле. Там же, на пляже, нашли немного плавника. Обычно его очень много, но, видимо, это место популярно: плавника здесь маловато. Зато на пляже много не успевших уплыть медуз багрового цвета! А также много ламинарии, выброшенной морем. Я попробовал ее на вкус: жестковата из-за размеров, но ничего! Я бы только ее подсолил немножко. Предложил ребятам сварить из нее суп: не захотели! А если честно: она не только съедобная, но и очень полезная! Более того: в Отечественную войну, в Умбе на ее основе делали мороженое, из того сырья, что собирали пионеры!

Подробнее о свойствах ламинарии: https://www.ayzdorov.ru/tvtravnik_laminariya.php

Там у нас, в Москве, в аквапарке "Карибия" мы часто посещаем русскую баню. Там есть сообщество добровольных банщиков, действующих добровольно, на общественной основе. Они проводят сеансы коллективного парения по собственным рецептам. И в том числе, используют беломорские водоросли ламинарию и фукус. И получается бесподобно!

Но мы еще прочувствуем баню с ламинарией, причем - на морской воде, и не далее, как в 80 км отсюда, и с видом на Белое море!

И вот весь этот восторг немного подкосил маленький факт: я опять стою на ободе! Помню, в 17 году, примерно здесь, на этом же перегоне, я прокололся 2 раза подряд, именно после Кашкаранцев. Определенно, Терский берег испытывает на прочность. И, почему-то, очень избирательно!

Ну что ж, заклеиваюсь снова!

А кругом - полное безлюдье!

 

Стоянка на Ермаковом ручье

Ламинария

Беломорская медуза

 

Полный отлив

Лагерь на Ермаковом ручье

Отлив в белую ночь

 

Проверили путь до Ермакова ручья по литорали. Не очень: расстояние то же, но песок, ближе к устью ручья становится жидким, даже во время отлива. Проще идти по тропе.

Во время вылазки за водой увидели следующее. Две заросшие опоры. Бетонные блоки в основании одной из них. А большой, красивый камень, как бы отлитый из бетона, лежащий в русле - это, действительно, бетон. Перекрытие моста. Здесь был мост через ручей на Старом Терском тракте! И насыпь четко прослеживается. Только дорога плотно заросла кустами. А там, где мы набираем воду - совершенно четкий брод. И с противоположной стороны ручья - четкий выход!

Итак, старый мост разрушился, вместо него - проложенный брод. Так или иначе, но Старый Терский тракт действует! Но в сильно упрощенном варианте.

И мы здесь совершенно одни!

А ЛЭП-то через ручей перекинута! Старая, но действующая.

В ручье есть прекрасная купель, где можно искупаться, как раз на броде. И я уже, было дело, запланировал это, да вот прохладный ветер с моря несколько отбил охоту. Это неправильно!

Тепло, ветер, пахнет морем. Спим!