День 14: 05.08.22

 

 «Турбаза 51» - гора Волосяная – Кандалакша.

 

25,6 км.

 

Тепло, солнечно.

Сегодня у нас - день отъезда. Но наш поезд отправляется глубокой ночью, фактически уже 6 августа. Поэтому у нас сегодня будет подъем на гору Волосяная. Турбаза-51 находится как раз в седловине между Волосяной и Крестовой. Не будет преувеличением сказать, что Волосяная - главная фишка базы; это место, мимо которого пройти нельзя; это вершина, куда подниматься можно много раз, и никогда не надоест.

 

Пока нам будут готовить баню, Павел посоветовал подняться на гору Волосяная, и рассказал, как это удобнее сделать. Пережидаем небольшой дождь - и в путь. К дому подходит сноубордическая трасса, оборудованная металлическими перилами для прыжков. 200 метров выше по ней - те самые стоянки под палатки. Но мы поднимаемся по трассе совсем немного, и сворачиваем влево, в лес.

Тропа хорошо набита. По ней на вершину поднимаются маунтбайкеры, чтобы спуститься вниз уже на велосипеде. На тропе - следы протекторов. Переходы через ручьи оборудованы мостиками, на особо крутых участках сделаны лестницы, через мокрые места проложены гати. Тропа отмаркирована красными метками.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Набита не только пешеходная тропа, но и трасса спуска, представляющая собой длинную голую полосу природного гранита. Также может использоваться для пешего подъема.

В этот раз мокрых мест несколько больше. Но ненамного. Склоны горы достаточно крутые, и дренаж – хороший. А погода сейчас не просто несравненно лучше, она – идеальная! Яркое солнце, голубое небо, разрисованное замысловатыми узорами перистых облаков (такие небеса бывают только на Севере!) и прекрасная видимость во всех направлениях до горизонта! И очень тепло: перепад по температуре не чувствуется вплоть до самой вершины включительно.

 

Турбаза-51 сверху

Подъем на гору Волосяная

Взгляд вперед

Взгляд назад

Взгляд вправо

 

Высокоствольный еловый лес. Подъем крутой, местами идет по "бараньим лбам". Вскоре соседняя Крестовая гора оказывается внизу. Постепенно, при взгляде назад открывается все более и более захватывающий обзор.

Деревья становятся ниже, древостой реже. Все больше открытых пространств с покровом из мхов, толокнянки, багульника, карликовой березы. Местность теперь больше напоминает Аметистовый берег. А вскоре и вовсе становится похожей на лесотундру.

Появляется растение арктоус альпийский. В начале маршрута он попадался нам постоянно, начиная от высоты уровня моря. После Кашкаранцев арктоус потихоньку исчез. И вот снова встретился на высоте! Климат меняется с востока - на запад, и снизу - вверх!

 

Мне очень нравится это растение. На вид – вроде бы ничего особенного: больше всего похож на совсем молодые, только что проросшие листки одуванчика после подстрижки газона. Это – близкий родственник толокнянки, его второе название – «толокнянка альпийская».

Осенью арктоус приобретает ярко-алый, огненный цвет, и лесотундра в это время выглядит особенно красиво.

 

Вид на гору Крестовая

Лес становится реже и ниже

Горная лесотундра

Кандалакшский залив …….

…..и горные озера.

 

 

Параллельно тропе идет каменистая щель, на дне которой формируется небольшой ручей. Подъем становится гораздо более пологим. Большинство гор Кольского полуострова – плосковершинные, а до вершины нашей горы уже недалеко.

Большая ступенька-плато перед окончательным подъемом. Здесь уже типичная горная тундра. Встречаются редкие деревья, высотой по пояс человеку. Очень много карликовой березы. По плато разбросаны болотца и небольшие озера.

 

Незадолго до 17 года близ вершины Волосяной, в зоне горных тундр была установлена юрта, куда за определенную плату можно было заселиться. Сами понимаете: пожить какое-то время на горе, в горной тундре, да еще и с неповторимыми видами оттуда – это экзотика, и особенное удовольствие! Позже юрта, при не до конца выясненных обстоятельствах, сгорела. В 17 году ее уже не было.

Весной 2018 года близ вершины Волосяной был установлен дом, изготовленный по модульной технологии, производства компании ДубльДом, также предназначенный для проживания туристов. Дом стоит на металлических сваях поверх природного гранитного монолита, в нескольких метрах от небольшого горного озера. Тропа от базы на вершину проходит совсем рядом. В данный момент в доме проживала семья,….примерно из трех человек. А, вообще, конструкция рассчитана на 8 мест.

Почему он называется «Дубль-дом»? А потому что собирается из двух стандартных блоков. Все комплектующие доставлялись на гору вертолетом.

Подробнее о дубль-доме на Волосяной:

https://dubldom.club/kandalaksha?ysclid=l7i3zej1oy889598105

https://hqarch.ru/objects/turisticheskij-otel-dubldom-v-kandalakshe?ysclid=l7i4cvgo6b722593086

Совсем недавно на горе был установлен еще один дубль-дом, где именно – мы не знаем.

 

Дубль-дом на Волосяной, съемка с разных расстояний.

Горное озеро у Дубль-дома

 

На мокрой почве около маленького ручейка обнаруживаем свежие следы, смазанные от мягкой грязи. Не росомаха ли? Чем-то похоже. Фотографируем, потом спросим у Павла. Как потом окажется - медвежонок. Причем он был здесь минут 20 назад!

Медведи здесь - это явление бытовое. Местные обращают на них внимание ненамного больше, чем мы - на бродячих собак.

 

Павел рассказывал, что в этом году медведей на Волосяной не наблюдали. Причем, не только вживую, но и не замечали косвенные следы их деятельности. Возможно, это связано с появлением дубль-домов.

 

 

Павел рассказывал, что на горе есть сейды. Попалось достаточно много маленьких сейдов в виде пирамиды, и в виде камней, размером с чемодан, на ножках. Это, скорее всего, баловались наши современники. Но попались сейды и такого размера (например с автобус), что совершенно ясно: туристы ради них корячиться не будут. Эти сейды - настоящие.

Кстати, у саамов вершина Волосяной считалась сакральным местом, и лицам нешаманского звания подъем на нее был воспрещен.

Итак, окончательный подъем, относительно пологий. Плотный ковер из стелющейся карликовой березы. По пути попались заросли березы обыкновенной, так и та тут имеет форму стланика не выше колена.

Велотропа привела нас к пятачку, отмаркированному дорожно-строительной лентой. Видимо, здесь находится старт триального спуска. На вершине дует ветер, не очень сильный и совсем не холодный, но потихоньку протягивает. Я надел осенний подшлемник поверх банданы.

 

А сейчас – хоть загорай!

 

На самом пике вершины - небольшая группа скал. Оттуда открывается потрясающий круговой обзор. Видно все, и далеко: Кандалакша, море, острова, Карельский берег и все ближние Тундры: Кандалакшские, Лувеньгские, Домашние, Колвицкие, Елки-Тундры и все дальние дали.

 

Смотрите фотографии 2022 года:

 

К вершине

Горная тундра

С одной стороны от вершины – Кандалакшский залив

С другой – Лувеньга и Домашние Тундры….

…..и Белое море до горизонта!

 

 

Кандалакшские шхеры

Белое мооре до горизонта….

….и его окончание.

Кандалакшские Тундры

 

 

Растительность горной тундры

Горы, море, небо, простор и ощущение полета!

Взгляд к подножию

 

 

Дополнительно о горе Волосяной: СМ.ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Сейды на вершине Волосяной

Не спеша спускаемся с горы. Прибыв на базу, готовимся к отъезду. Потихоньку собирается тульская группа. Мы едем с ними в одном поезде, но в разных вагонах, и с прибытием на разные вокзалы: мы – на Ленинградский, а они – на Восточный, с переприцепкой и беспересадочным сообщением до Тулы.

Попрощавшись с Павлом и тульскими ребятами, выезжаем в последний пункт маршрута – город Кандалакшу.

Страница «Турбазы-51» на ВК: https://vk.com/turbaza51

Предыдущая страница базы "Switch Park" на ВК: https://vk.com/switchpark

 

Головокружительный спуск. Идем на Кандалакшу, как самолет на посадку. Не знаю, как другие, а я внизу уже четко ощущал запах паленой резины от тормозных колодок! А может это шлем задымился от трения об воздух? J

 

Спускаемся на холостом ходу, время от времени аккуратно притормаживая. Бережем и тормозные колодки, и собственную жизнь.

Времени у нас достаточно. Надо сперва закупиться едой в поезд, потом поесть самим, и до посадки еще останется прилично времени. Но действовать надо с оглядкой на дождь, который обещали к вечеру. Так что, следим за небом.

Первым делом заезжаем по наводке Ларисы в рыбный магазин на Пронина 14. Отличный выбор! Увозим палтуса и зубатку. В «Пятерочке» неподалеку закупаем все остальное.

Теперь и самим бы поесть надо.

Дождь слегка накрапывает, но моментально перестает, не успев намочить асфальт. Дворами выходим на одну из главных улиц - Первомайскую.

 

Кандалакша - это не совсем поморский город, как, скажем, Умба. Это, хоть и не очень большой, но современный, промышленный, российский город, со всеми его плюсами и минусами. Поморский дух здесь весьма относителен, а вот социальные проблемы есть, как почти везде.

Градообразующее предприятие - Кандалакшский алюминиевый завод. Также - морской порт и ЖД-станция. Город, в основном, 2-5 – этажный, небогатый, но достаточно обустроенный, и, по своему, симпатичный. Отдельные старые дома - с некоторой претензией на Европу (есть в архитектуре что-то отдаленно финское). Деревянный вокзал постройки времен Первой Мировой - вообще прелесть, не дай Бог, если его реконструируют!

 

Не реконструировали! Точнее, реконструировали, но чисто технически: стеклопакеты, коммуникации, внутренний интерьер. Внешний интерьер остался без изменений, все деревянные элементы сохранили. Разве что, подновили чисто косметически.

 

Павел рассказывал, что Кандалакша - очень зеленый город (разумеется, в короткое полярное лето!). Это, действительно, так.

 

А в разгар декабря, выехав из дома затемно (поздно-поздно утром), и немного задержавшись где-то в помещении, можно запросто пропустить светлое время суток! («Засидевшись в туалете», как мы шутим между собой!)

Кандалакша - город за Полярным кругом, причем - самый северный на всем нашем маршруте. Полярный день там есть, а вот полярной ночи еще нет: в самый короткий день года солнце лежит на горизонте, но не заходит, благодаря преломлению света в атмосфере на горизонте.

 

Я, человек, выросший в Подмосковье, сказал ребятам так: "Кандалакша - это подмосковный Королев времен запуска первого спутника!"

А вокруг – горы, покрытые северной тайгой, с плоскими вершинами горных тундр! А с гор сбегают бурные, порожистые ручьи и реки! А рядом - Белое море! И все это - в шаговой доступности!

Как-то раз возвращались мы из Карелии. С нами в одном вагоне ехала женщина из Кандалакши. Рассказывала нам об их нелегком, заполярном житье-бытье. Главные проблемы – это, конечно, безработица и безденежье. Мы спросили: "А Вы не пытались куда-нибудь уехать? Сменить место жительства?" Женщина ответила:

- Что вы, муж скорее удавится, чем уедет отсюда!

- Почему?

- Понимаете, он - охотник. А охота у нас - это что-то необыкновенное!

 

Кандалакша за прошедшие 5 лет несколько похорошела! Многие дома прошли косметический ремонт, а новые крыши теперь почти у всех. Красно-кирпичного цвета! Поэтому, с высоты гор Кандалакша стала напоминать старый город где-нибудь на Балканах.

На стенах домов появились неплохие муралы на заполярную тематику. Особенно запомнился длинный 5-этажный дом с нанесенной на весь фасад условной картой Терского берега, с такими родными названиями! Большинство из этих мест мы проезжали. Звучит, как песня!

 

Кандалакша. Настенная роспись.

Обычная улица Кандалакши

 

Еще запомнилось архитектурное решение, которое я вижу первый раз. Подворотня в хрущевской панельной пятиэтажке!

На Первомайской 44 - пиццерия, где Гена ел пиццу с семгой. Повторяем то же самое. Исключительно вкусно!

Едем к подвесному мосту через Ниву.

 

Заезжаем в магазин, чтобы всем заправиться перед дорогой. Рядом с магазином – пешеходный, подвесной мост через Ниву, а за ним – лесопарк, место отдыха жителей города. Ходим туда-обратно. По пути разговорились с местной женщиной, которая рассказала про Кандалакшу много чего интересного. Любят они свой город!

 

Тогда воды в Ниве было очень мало. Сейчас бурная река полна до краев: водосброс с гидроузлов.

 

Река Нива, бурный поток.

Подвесной пешеходный мост через реку Нива

 

Городской лесопарк на другом берегу - это просто немного окультуренная часть тайги. Любому городскому лесопарку такой природный антураж составил бы честь! Восточный горизонт закрывает нависшая над лесом сопка Березовая с телевизионной вышкой на вершине. Была мысль туда подняться, но уже так лень крутить педали в гору, даже такую относительно невысокую. Покатавшись по лесу, посидев на лавочке, отправляемся лесными дорогами в сторону бетонного моста через Ниву.

Отметим: в лесопарке не все дороги удобны для передвижения на велосипеде: одни - из-за обилия камней, другие - из-за глубокого песка. Пешком - нет проблем!

 

Парк города Кандалакши:

 

 

 

 

 

Обходя с левой стороны пруды рыборазводного хозяйства, выходим к мосту, и далее - в правобережную Старую Кандалакшу.

 

Классическое поморское село, ныне окраина города. Избы, баньки, лодочные гаражи, карбасы на берегу. Храм по ту сторону реки (старое село тянется по обеим берегам). И туда еще съездим до поезда!

Монастырский наволок, устье Нивы. Тут ранее находился Кандалакшский монастырь. Сейчас тут находятся остатки стилизованного, рубленого, бревенчатого терема, заброшенного и запущенного - несостоявшийся отель.

Рядом - старинное поморское кладбище и мемориал жертвам интервенции. Это была наша единственная война с Соединенными Штатами, но уже тогда бед они нам успели принести немало!

Вдоль моря - густые заросли можжевельника. С Крестовой сходит вниз широкая просека с петляющей тропинкой. Позже нам рассказали, что это не горнолыжный спуск, как мы сначала подумали а - так...А горнолыжная трасса проходит несколько по другому направлению.

Левобережье старой Кандалакши еще называется "Япония": здесь в свое время селились участники войны 1905 года.

 

В Японии мы были после окончания перехода по экологической тропе. А на этот раз ездим по Старой Кандалакше правого берега Нивы.

 

 

А пока отправляемся на правую сторону старой Кандалакши.

Вот тут - подъезд по ровному рельефу.

Церковь Иоанна Предтечи. Снаружи отделана пластиком. Объезжая храм по кругу, мы увидели наполовину снесенный дом. Дом как дом, довольно старый. Но на его крыше мы рассмотрели уцелевшую маковку с крестом. Похоже, это был старый храм, переделанный из жилого дома, а взамен него недавно построили новый.

 

Теперь мы даже не можем определить, где же стоял старый храм!

 

Старая Кандалакша напоминает старую Умбу. В конце Речной улицы у самого моря находится кандалакшский яхт-клуб. А неподалеку - музей Кандалакшского заповедника, который в этот час уже закрыт.

Подробнее про сам Кандалакшский заповедник:

http://kandalaksha-reserve.ru/

http://www.kandalaksha-reserve.org/

Улицами старой Кандалакши едем обратно. На вокзале проводили ребят. Когда мы с Геной шли от поезда обратно, нас на путях остановила полиция: мол, переходим запасные пути в неустановленном месте! Ну, думаем сейчас оберут с ног до головы! Но полицейский ограничился разъяснительной беседой, и рассказал, что неделю назад женщина тут чуть не попала под тепловоз, и им, полиции, не хочется быть крайними. Боже, да у нас в Москве – спасибо, если бы нам печенки не отбили!

Остаток времени просто катаемся по городу в белую ночь. Ясно, тепло.

 

А вот сейчас несколько прохладно, обстановка на небе неопределенная, но пока сухо. Пока есть возможность, ездим по старым историческим кварталам Правобережья, заглядываем в район морского грузового порта. И вот, начинается обещанный дождь. Но и время уже около 22 часов. Едем на вокзал.

 

Кандалакшский морской порт

 

Сайты города Кандалакша:

https://www.kandalaksha.org/

http://www.alexandra-goryashko.net/kandalaksha_gorod/kandalaksha.htm

http://kandalaksha.spravker.ru/

На вокзале еще раз встречаем тульскую команду.

 

Вокзал, зал ожидания до отказа набит водным турьем. Велосипедные мы здесь одни. Поезд проходящий. Как-то влезать будем?

 

Совершенно аналогичная ситуация! Зал ожидания заполнен, а вот в кассовом зале можно присесть. Решение своевременное, поскольку спустя полчаса нельзя стало и это.

Хочется отметить: за 5 лет без нас вокзальный туалет тоже отреставрировали, и теперь он соответствует всем современным стандартам РЖД.

Стоянка поезда - 25 минут, народу на посадку много. А нам еще разбирать и упаковывать велосипеды. Как это сделать так, чтобы наш вагон не искать долго?

Пока дождь перешел в легкую морось, выдвигаюсь на разведку. Сначала узнаем путь подачи и порядок нумерации вагонов. Затем находим табличку: "Остановка первого вагона". Затем умножаем стандартную длину пассажирского вагона 24,75 м + еще один вагон (это будет локомотив) на количество вагонов до нашего, номер которого известен. Затем делим на среднюю длину человеческого шага 73 см (муж.роста 175 ). И просто отсчитываем от таблички нужное количество шагов. Находим на запасных путях запоминающийся ориентир.

Забегая вперед, скажу, что погрешность получилась небольшой!

 

День 15: 06.08.22

 

ЖД-выброска Кандалакша-Москва.

 

 

Поезд № 015А "Арктика", Мурманск – Москва, отправление 00-57 (стоянка в Кандалакше – 25 минут). Дождь сделал еще одну паузу, что дало нам возможность разобрать велы и загрузиться спокойно. В вагоне разместились тоже без приключений.

Небо разошлось. На дворе - белая ночь, и когда небо не в тучах, достаточно светло. Смотрю в окно, пока сон не берет вверх. На каком-то участке показалось море, а на дальнем берегу - темно-синие силуэты таких родных гор Кольского полуострова!

 

Утро. Сегежа. Откровенно жарко! И так - целый день! На Кольском было жарко вчера, первую половину дня. Похоже, жаркое лето стоит по всей Европейской России, как минимум.

В Питере, уже в ночной темноте - теплый, летний вечер.

 

День 16: 07.08.22

 

Прибытие в Москву.

 

Прибытие в Москву в 07-19. А у тульской группы будет еще почти два часа на маневры по МЦК и переприцепку. Но это, в любом случае, удобнее, чем пересадка на поезд/электричку до Тулы. Лето, жарко. Своим ходом доезжаем от трех вокзалов до дома.

Поход успешно завершен!

 

Информация по достопримечательностям Мурманской области:

http://www.murmantourism.ru/sights

 

Лоция Белого моря:

http://parusa.narod.ru/bib/books/ws_loc/#nav

 

Очень содержательная информация по Терскому берегу:

http://skazmurman.narod.ru/library/terskij/history.htm

 

Терский берег на сайте Александры Горяшко:

http://www.alexandra-goryashko.net/kandalaksha_around/kandalaksha_around_1.htm

 

Много разной информации по Терскому берегу:

http://qwercus.narod.ru/tre.htm

 

Ну, а теперь подведем итоги в свете ретроспективы похода 2017 года!

 

Итак, маршрут сформирован. Его можно считать самым легким на Кольском полуострове, как в физическом, так и в организационном плане. Но даже очень подготовленным и опытным участникам вряд ли будет на нем скучно. Главное ощущение, которое оставляет маршрут – потрясающее разнообразие, и море впечатлений! Помимо совершенно дикой природы во всех ее видах вы соприкоснетесь с уникальной поморской культурой, увидев ее изнутри, безо всякой режиссуры.

 

Более того, совершенно понятно, что Кольский - это край потрясающей силы, исключительного эмоционального воздействия на человека! Вопреки некоторым смутным сомнениям, возникшим у меня на стадии планирования похода, эта земля не может надоесть никогда! Сюда можно ездить бесконечно!

 

И при всем при этом – легкая доступность всех участков маршрута, за исключением, может быть, Кузоменьских песков, прохождение которых требует дополнительных усилий. Некоторых усилий требует также преодоление пересеченного рельефа на протяжении большей части маршрута, впрочем – рельефа, не слишком сложного.

 

Само слово "Заполярье" часто вызывает настороженность у людей, не слишком знакомых с темой. Порой, даже у опытных туристов. Основные аргументы против:

"Холодно!"

Нет, прохладно, и вполне комфортно. Как показал этот поход, может даже быть жарко совсем по-летнему.

Там и зима-то, по температуре - как в Москве! Но длинная. А лето коротковато.

"Нет дорог!" Есть. Терский тракт. Годится для прохождения самыми разными людьми, самой разной степени подготовки. Многие дороги Центральной России - гораздо сложнее. Одна Мещера чего стоит!

Конечно, на Кольском полуострове - море совершенно экстремальных мест. Много мест на грани доступности. Но только не отрезок Варзуга - Кандалакша!

Даже странно, почему об этом так мало известно.

 

Представителей животного мира нам встретилось мало, по сравнению с тем, как это может быть при большем везении. Не встретилось медведей, росомах, лосей, северных оленей, белух, нерп, морских зайцев. Встретился обычный, сухопутный заяц, и дикие лошади. Звериных следов было, конечно же, больше.

 

Ну, а сейчас зверья было еще меньше. Дело ограничилось лисой, но прямо на деревенской улице в Колвице.

А сколько внимательных, пристальных глаз тихо наблюдало за нами из таежной чащи - об этом нам вряд ли кто-то расскажет. Животные - они не очень словоохотливы!

И очень деликатны и осторожны, чтобы дать нам догадаться о своем присутствии.

 

Растительность здесь выглядит нереально красиво. Трудно поверить, что это – не ландшафтный дизайн, не пейзажный парк, что все это создано не человеческими руками, а силами природы! Да еще и на таких огромных площадях!

 

 Все, что мы видели на протяжении двух походов - это гигантский парк! Гигантский, фантастический парк, созданный самой природой! В процессе прохождения по местности, где с одной стороны - синее море, с другой - сказочный лес, я ловил себя на мысли о том, что готов ехать здесь бесконечно! Вот оно - высшее счастье!

 

На протяжении всего маршрута нам постоянно попадались почти идеальные стоянки, благоустроенные во всех отношениях. И всегда рядом была пресная вода, причем – не требующая дополнительного кипячения, готовая к употреблению изначально, и очень вкусная!

 

Ну что сказать? Идеальная среда для идеального существования, ни больше, ни меньше!

Чисто практически: вы всегда обеспечены пресной водой, готовой к употреблению сразу. И подножным кормом, до отказа богатым витаминами. А если у вас есть ружье и навыки, либо удочки - протеин вам тоже будет обеспечен!

 

А пейзажи Терского берега – видимо, вообще, одни из самых красивых на Земле!

 

Даже нет нужды в комментариях!

Нет слов, чтобы передать все ощущения и рассказать обо всех впечатлениях. Это выше всяких слов. Это надо чувствовать вживую. Это эйфория, чувство полета и ощущение проникающего счастья!

Перед выездом у меня были опасения: не скажется ли повторение маршрута 2017 года на его восприятии? Не будет ли оно более пресным, притупленным? НИФИГАПОДОБНОГО!!! Солнце было ярче, небо - голубее, трава - зеленее, море - солонее, воздух - чище, а впечатления еще ярче, чем в первом походе! Это не тот край, который может надоесть.

Спасибо нашим прекрасным участникам! Спасибо тем, кто хотел поехать, но, к сожалению, не смог! Спасибо тем, кто на расстоянии сопереживал нам и радовался вместе с нами! Спасибо всем, кто нам помогал, там, на месте, полезными делами, советом и добрым словом!

Терский берег - это достойнейший край!

Это то, о чем только можно мечтать!

 

Терский берег. У моря лесная страна,

Для полярного края - как Крым,

Беломорская ласково плещет волна,

Пляж сияет песком золотым.

 

Кандалакшские горы стоят за спиной

В серых шапках тундровых вершин,

У подножия лес красоты неземной,

Как услада бродяжьей души.

 

Ночью север горит негасимой зарей,

Затмевая сиянье луны.

Облака отражаются в глади морской,

Ну а звезды совсем не видны.

 

Море карбас качает на пенной волне,

И на скалах желтеют цветы,

Я прожил бы всю жизнь на поморской тоне,

Дух свободен и мысли чисты!

 

А дорога бежит в необъятную даль,

Там, где тундра сменяет тайгу.

И тропинки ведут неизвестно куда

В белом мху, как в пушистом снегу.

 

Терский берег манит, Терский берег влечет,

Заполярный, мистический рай!

Всем поморам - мое уваженье, почет!

Я люблю этот сказочный край!

 

Этот край за Полярным Кругом

Тебе станет и домом, и другом,

Распрощайся навек

С городскою тоской

И вдохни свежий воздух морской!

 

В.Ельшаев, Е Гненкова, Варзуга – Умба - Кандалакша, июль - август 2022 г.