День 1: 30.07.17

 

Москва – Кандалакша, заброска.

 

Поздний вечер, Ленинградский вокзал. Относительно тепло и сухо. Водников на вокзале немного. Возможно, это связано с тем, что сегодня – воскресенье, говорят, что в пятницу вечером их было бы значительно больше. Зато здесь сейчас очень много китайцев!

Поезд № 016А "Арктика", Москва - Мурманск, отправление в 00-41. Поезд укомплектован новыми вагонами Тверского завода (завтра проводники будут нам отзываться об этих самых вагонах самым нелицеприятным образом!). Багажные полки оборудованы антивелосипедными перегородками.

 

День 2: 31.07.17

 

Москва – Кандалакша, заброска.

 

Едем весь день. Расстояние от Москвы до Белого моря примерно такое же, как и до Черного. По пути балуемся копченым терпугом и морошкой, которые традиционно продают на платформе станции Свирь, где стоянка - полчаса. Погода летняя. А как там на Кольском?

 

 

 

 

 

 

 

 

День 3: 01.08.17

 

Автомобильная заброска Кандалакша - Варзуга. Варзуга – Колониха – старица рарзуга.

 

Автомобиль – 249 км, велосипед - 25,1 км.

 

Проснулся в пять утра, почти за 2 часа до прибытия. За окном - густой туман, и типично северные пейзажи. Мелькнул очередной водоем, но со следами отлива и желтыми водорослями на берегу. Губа Белого моря! Не отследил, какая именно.

Кандалакшские проливы. ЖД по насыпи пересекает беломорскую губу Канда. Недалеко к западу, по аналогичной трассе, губу пересекает шоссе Москва - Мурманск. Канда - это самый удаленный залив Белого моря. В дамбах сделаны узкие проходы для воды. Успел разглядеть, как через проход в море прет бурная вода. Отлив!

Между ЖД и шоссе вода в Канде несколько опресненная. А за шоссе - и вовсе пресная.

Невдалеке видна Кандалакша и горы Кольского. Их вершины - в тумане. Поезд описывает дугу вокруг Кандалакшского залива и прибывает на станцию.

Прохладно, пасмурно. К станции близко подходит цепочка гор. Выгружаемся, но велочехлы не распаковываем. Будем их грузить в машину в упакованном виде.

 

 

Кандалакша. Разгрузка.

 

Подготовка груза к трансферу

(УВЕЛИЧИТЬ)

По рекомендации нашего доброго знакомого, Виталия Иващенко, мы заранее списались с водителем, который делал их выброску из Кузомени пару лет назад - Игорем Пироговым, телефон 8-911-340-72-32, 8-921-270-72-32. На платформе нас встречает его напарник Вадим. Оба мужика - из Умбы. А на пристанционной площади стоит УАЗ "буханка" с тентованным прицепом.

В принципе, в этих краях достаточно широкий выбор перевозчиков. Да сейчас почти везде с этим неплохо!

Переход через пути - короткий и наземный, без тоннеля и эстакады. Переходить рельсы по кратчайшей не стоит: тут ходят маневровые локомотивы. И если вас заметят менты, могут быть неприятности. Тем более, что недавно на путях случилось ЧП, и они бдят! Но об этом мы узнаем гораздо позже.

Велосипеды в чехлах размещаем в прицепе, в положении «стоя».

Сначала заезжаем в военкомат, отметить отпускное удостоверение Геннадия. Служба! Затем отправляемся в "Пятерочку", и закупаем продукты на ближайшие три дня.

Насчет дозаправки продуктами в пути: магазины есть не во всех населенных пунктах. Есть вот где:

- Варзуга;

- Кузомень;

- Кашкаранцы;

- Умба;

- Лувеньга;

- Кандалакша.

Варзуга и Кузомень у нас будут сегодня и завтра. Но мы воспользуемся сейчас широким ассортиментом райцентра.

Крестовый перевал

Терский тракт

И вот, выезжаем из города. Примерно половина Терской дороги имеет хорошее асфальтовое покрытие, как минимум до Оленицы. Но асфальт дорожники потихоньку продолжают тянуть в сторону Варзуги, и докуда дотянули его сейчас - точно не известно.

Сразу за чертой города - крутой подъем до Крестового перевала. Наверху есть отличная смотровая площадка, с видом на Кандалакшский залив. Просим Вадима остановиться.

На самой высокой точке перевала есть другая обзорка: площадка с грунтовым покрытием. Но вид оттуда - несколько хуже. А немного ниже - асфальтовый пятачок. Оттуда - вид что надо.

Выходим из машины. Вид великолепен, несмотря на пасмурную погоду! Залив покрыт множеством островов. Море удивительно спокойное. Сейчас - примерно половина отлива.

Сейчас по пути следования у нас есть преимущество. Мы можем бегло просмотреть основную часть нашего маршрута, и сделать для себя какие-то заметки на ближайшее будущее.

Подробно рассказывать о пути заброски смысла нет. Мы тут еще будем. Сейчас отметим только некоторые моменты.

В районе Колвицы рядом с нами останавливается микроавтобус. Это Игорь. Он едет в Кандалакшу, за группой пассажиров. Здороваемся, обмениваемся новостями.

Река Пила близ Умбы

Умба. Автозаправка. В поселок почти не заезжаем: есть обводная дорога.

Трафик на Терской дороге очень низкий. А за Умбой он становится почти нулевым.

До постройки новой дороги (а это было совсем недавно), сначала в виде грейдера, а потом - наполовину - и асфальта, значительная часть сообщения по Терскому берегу велась по старой дороге: непрофилированной грунтовке, идущей прямо по берегу моря. Большая часть этой дороги сохранилась до сих пор, и используется, в основном, рыбаками и туристами. Местами, старая и новая дорога совпадают: это там, где скальные массивы подступают к самому морю, и путь отходит от береговой линии.

А так - старая и новая дорога почти параллельны, и расстояние между ними составляет не более 1-2 км. С новой дороги, периодически, есть отворотки в сторону моря (и старой дороги тоже), и выехать на берег не представляет проблем.

Когда мы поедем своим ходом, мы постараемся ехать старой дорогой как можно дольше. Это – интереснее! И только потом выйдем на новую дорогу.

Где-то, в районе Мосеево, Вадим показывает одну из таких отвороток. Там находится его тоня - Троицкая. Вадим приглашает нас заехать позже, если будет время.

Знак Полярного круга: беседка, дерево с многочисленными ленточками. Стоп: на всех последних фото в сети здесь был грейдер! А сейчас - новый асфальт. Уже дотянули! Ну, значит, грейдер вот-вот начнется.

А он все не начинается и не начинается. Спрашиваю у Вадима: "Неужели асфальт положили до самой Варзуги?" Но нет, не положили: осталось еще 70 км грейдера!

И вот, начался грейдер красного, марсианского цвета. Стоят дорожные знаки ремонта, работают дорожные машины. И сразу затрясла "гребенка"!

Временами начинает моросить дождь.

Грейдер начинает забирать к северу и отходить от моря. Финишная прямая! И вот он начинает уверенно спускаться вниз, а в конце дороги обозначилась лесистая гряда: это восточный берег реки Варзуга!

Машина выкатывается на главную площадь села. Перевозка стоила 11000 руб .за всю группу, или 2200 руб. с носа. Моросит дождь. На площади - маленький рынок с полиэтиленовыми тентами, и рубленая, автобусная остановка (есть автобусное сообщение с Кандалакшей с пересадкой в Умбе. Рейсы не каждый день.) Мы выгрузились, и перенесли вещи под крышу остановки, благо она очень большая. Собираем велосипеды.

Продавцы на рынке - семья из Кировска. Проявили живейший интерес к нам. Весьма приятные и простые люди!

Варзуга - старейшее поселение поморов на Кольском. Это большое и благоустроенное село. Тут живут не дачники, не летние жильцы, здесь люди живут постоянно и всерьез. Магазины, кафе, школа, отделение связи, пекарня –все это здесь имеется. Недавно построили еще и небольшую гостиницу. В селе работает успешный рыболовецкий колхоз (именно колхоз!) "Всходы коммунизма". Вот такое интересное название! Очень развит туристический бизнес, в первую очередь - рыболовной направленности. Причем, самый выгодный контингент – европейцы, особенно англичане, и, представьте себе - норвежцы ("норги")! Что сюда тянет представителей очень рыбной страны? Правильно: еще лучшая, чем у них, рыбалка! Варзуга - самая семужная река Терского берега. Хотя, конечно, неумеренный промысел сказался и здесь. Но за поголовьем ухаживают, работают рыборазводные хозяйства.

Выше по Варзуге, и на лесных озерах расположен ряд рыболовных баз, куда наших братьев по разуму доставляют аж на вертолетах!

Село расположено на обеих берегах реки Варзуги. Там, где мы сейчас - это новая Варзуга и ее официальный центр (Успенская сторона). На левом берегу - старая Варзуга или "Варзуга для своих" (Никольская сторона). Левобережье значительно полнее сохранило старый поморский колорит.

Но главный достоприм Варзуги, разумеется - деревянный храмовый комплекс, старейший на Кольском, и крупнейший за Полярным кругом в мире. Туда мы и отправляемся пешком посменно (он находится на этой же главной площади).

 

Варзуга. Успенская церковь.

Колокольня

Афанасьевская церковь

Река Варзуга

 

Новые купола

Дом настоятеля и причта

Афанасьевская церковь

Афанасьевская церковь

 

Продавцы на рынке, видя наши телодвижения, предложили присмотреть за нашим снаряжением, чтобы мы могли сходить все вместе. Очень отзывчивый народ! И поморам можно доверять, особенно в такой дали. В других местах страны мы этого никогда бы не сделали.

Отец Митрофан

Село Варзуга

Комплекс состоит из Афанасьевской церкви, колокольни и самого выразительного здания - Успенской церкви. Церковь недавно прошла капитальную реставрацию, и теперь светится свежим деревом. А на земле дожидаются установки несколько маковок для Афанасьевской церкви. Рядом - дом настоятеля и причта. Храмы обычно закрыты, но женщина из Кировска позвонила персоналу, подошла женщина в монашеском одеянии и открыла храм. Кстати, на дверях висит объявление, призывающее звонить им при желании войти внутрь, и указан телефон.

Дополнительно об Успенской церкви: СМДЕСЬ.

К сожалению, мы уже не застали здесь настоятеля Успенской церкви – отца Митрофана. Это – человек очень интересной судьбы. В миру отец Митрофан был военным моряком, с двумя высшими, военными образованиями. Он командовал несколькими военными кораблями Северного Флота, в разное время. В более позднее время он был настоятелем Успенской церкви села Варзуги, а ныне – митрополитом Североморской и Умбской епархии, кем и является по сей день.

Отец Митрофан пользовался большим почетом и уважением у жителей Варзуги.

Река Варзуга протекает в глубокой долине. От главной площади села на высокий склон ведет капитальная, деревянная лестница с красивыми фонарями. Наверху – новое, современное здание школы, и смотровая площадка, с отличным видом на село и окрестности. На другом берегу виден большой крест, стоящий среди леса.

 

 

Что нам сразу же, после высадки из авто, бросилось во внимание: необычайно чистый воздух! Первая ассоциация, пришедшая на ум: горный! Что, отчасти, и верно: при восхождении вверх, и при перемещении в высокие широты, многие физические процессы сходны: плотность и прозрачность воздуха, атмосферное давление, ультрафиолет, и, конечно же, температура.

Но здесь был еще какой-то, специфический, очень приятный запах. Хвойного леса? И, он тоже. Но был еще какой-то запах, не то - ароматизированного чая, не то - пряной приправы. Через пару часов, мы к запаху привыкли, и не замечали его до конца пути.

Позже мне удалось опознать 3 составляющие аромата: багульник, полярный чабрец и можжевельник, которого здесь немеряно. Но было много и еще чего-то другого.

 

Варзуга сверху

Варзуга сверху

Варзуга

Варзужский лес

Поморская идиллия

 

Варзуга – единственное село Терского берега, стоящее в отдалении от берега моря. Выше по реке, кроме нескольких рыболовных баз, человеческого жилья нет до самого истока Варзуги. Более того - до самого Баренцева моря!

Теперь мы посетим старую Варзугу. Переправа на лодке. Под горой, внизу главной площади, всегда дежурят перевозчики. Стоимость - 30 руб с человека. Вместимость лодки, обычно - 6 человек.

 

Перевоз через Варзугу

Перевоз через Варзугу

Перевоз через Варзугу

Варзужанин - перевозчик

 

Деревянные тротуары, старые, но добротные дома. Крытых, северных дворов из вековых бревен, как в других местах Русского Севера - нет. Дома одноэтажные, небольшие и компактные. Деревянная церковь Николая Чудотворца, старейший на Кольском православный храм. Чуть ли не до последних лет, он использовался, как магазин. Сейчас он закрыт на замок, над дверьми – икона, а новый магазин - рядом. Возле магазина - воинский мемориал, как в любом российском населенном пункте. Но исполнение!...Это же просто Почозерский, или Порженский погост в миниатюре! Обелиск окружен добротным, деревянным забором, с лемеховой крышей. А на внутренней стороне ограждения, по всему периметру - персональные фото бойцов, участников ВОВ!

 

Левобережная Варзуга

Церковь Николая Чудотворца

Читайте мелкий шрифт!

Военный мемориал

Левобережная Варзуга

 

Левобережная Варзуга

Левобережная Варзуга

Тропа на Золотой Крест

 

Теперь идем на Золотой Крест, тот, что мы видели издали. Идти надо по улице, максимально приближенной к реке, вверх по течению реки. Мы свернули раньше, и случайно зашли в чужой двор (вот такая там огороженность!). Хозяева любезно показали нам правильный путь, и выпустили нас через калитку (которая все же была!).

Дальше тропинка приведет куда надо, не ошибетесь! За околицу села, вдоль реки, потом в лес, и вверх.

Лес в Варзуге северный, невысокий. Как из новогодних елочек, но не тех, что стоят в квартире, а, скорее, из тех, что стоят на площади перед муниципальным ДК. Но имеют при этом форму «штыка от винтовки». Это – «финская ель» - переходная форма от европейской ели к сибирской. Травы здесь очень мало. Вместо нее – мох, толокнянка, брусника, можжевеловый стланник. Смотрится все это, прямо, как ландшафтный парк!

Золотой крест Варзуги. Установлен в честь защитников Варзуги от нападения викингов, которое имело место в давние времена. Крест огромных размеров, отделан золотом.

 

Тропа на Золотой Крест

Через морошковое болото

Золотой Крест Варзуги

Вид на Варзугу от Креста

Храмовый ансамбль

 

Дальше: тропа идет к святому источнику, вглубь леса. Туда уже не идем: сегодня надо и проехать немножко!

Возвращаемся через реку обратно. Периодически моросит дождь.

Заходим в магазин купить вкусного хлеба варзужской выпечки. Важной статьей нашего походного хозяйства будет закупка рыбы. Как раз сейчас идет горбуша, причем, этот год на нее - урожайный. Но сейчас не срослось: завоз улова был утром.

 

 

 

Подробнее о Варзуге: СМДЕСЬ.

Варзуга на Википедии: СМДЕСЬ

Официальный сайт Варзуги: СМДЕСЬ

Варзуга на ВК: СМДЕСЬ

 

Перекус на автобусной остановке. Кировские товарищи снабдили нас кипятком (по собственной инициативе!). Дождь прекратился. И вот, наконец, едем!

Сначала едем по тому же грейдеру, по какому приехали сюда. Сразу же - длинный тягун (спуск к Варзуге, повернутый наоборот). Вокруг – типичный, варзужский лес, много участков беломошника.

Через 5,5 км после старта - поворот налево, по стрелке "Кузомень". Аналогичный грейдер. Пологие, но очень ощутимые тягуны и спуски.

Впереди предстоит пройти Кузоменьские пески: самую настоящую песчаную пустыню, размером 2х10 км. Сейчас наша задача - найти стоянку, и при этом максимально приблизится к границе «лес – пустыня». И обеспечить себя водой. Для этого есть смысл максимально подойти к реке Варзуга. Так что, смотрим отворотки налево.

 

На выезде из Варзуги

Дорога на Кузомень

Варзужскими лесами

В беломошниках

Дальние болота

 

Есть отворотка. Хорошая лесная дорога. Через некоторое время начинаются леса невиданной красоты: сосновые боры со сплошным густым беломошным покровом. Издали полное ощущение что это выпал снег. Подлесок в лесу практически отсутствует, за исключением кустов можжевельника. Поэтому видно в таком лесу очень далеко, как в колонном зале.

Бор-беломошник

Бор-беломошник

След медведя

Плотный песок на дороге становится мягким, затем рыхлым, а далее он уже требует особенно внимательной езды. И лучше не останавливаться, иначе стартовать снова будет очень сложно.

Пару раз у меня слетает цепь.

Временами идем пешком.

О комарах: на Кольском для них, похоже, нет ни времени года, ни времени суток. Они активны всегда. Полярное лето коротко, и комарам расслабляться некогда!

На песке обнаруживаем свежий, крупный след медведя.

И вот, первый выход в пески. Пустыня начинается не сразу, а сначала в виде локальных участков. Этот участок достаточно крупный.

Что по песку на велосипедах передвигаться нереально, стало ясно с первой же секунды. Какое-то время, по самой окраине пустыни, можно было ехать не по дороге, а по «целине», где песок был покрыт сверху тонким слоем какого-то черного мха. Но скорость при этом не превышала скорость пешехода.

Вообще, заполярная пустыня в этом переувлажненном краю - вещь фантастическая, и выглядит совершенно нереально. Но об этом - позже. А пока мы пересекли участок песков, и снова вошли в лес. Дорога вмиг стала нормальной. Едем к Колонихе - селению на берегу Варзуги, отмеченному на карте ГШ, как нежилое. Надеемся там найти что-нибудь для себя.

Путь выводит на открытое пространство у реки. Тут теперь стоит рыбацкая тоня. Варзуга перегорожена эдаким..абором с проходом посередине, где, похоже, стоит верша. У нас в Мещере такие сооружения называют заколами. Но чтоб мощную Варзугу перегородить...

Оказалось, что это - рыбнадзор. И забор - это не закол, а сооружение, предназначенное для подсчета проходящей семги. Мужики рассказали нам, где можно найти стоянку.

 

Фрагмент пустыни

Разноцветные пески

Разноцветные пески

Пешком по пескам

Тоня Колониха

 

Поехали по хорошей, лесной грунтовке, примерно параллельно реке (но саму реку не видя), разок попетляли по лесу, не найдя ничего. Но вот, приблизились к огромному, песчаному бархану, высотой не один десяток метров. Рядом - залив Варзуги. Стоянка, кострище, кустарник, высокая трава. Как в Подмосковье! И много комаров. Тропа идет наверх, вдоль бархана. Беломошный сосняк. И - следы стоянки. Встаем здесь, а за водой будем ходить вниз.

Когда перед сном мы пришли на реку искупаться, то увидели, что залив сильно изменился. Затопило отмели, исчез ряд островов..еужели прилив?

А что удивляться: до моря-то осталось не более 10 км! А местность здесь относительно ровная, так что подпор моря, наверное, действует.

 

Старица Варзуги

Огромный бархан

Лагерь в беломошнике

Лес вокруг лагеря

Беломошник

 

Примерно около месяца в году, здесь в разгар лета стоит полярный день. Сейчас он уже закончился, но белые ночи остались. И они стали уже несколько сумеречными, но это - в самый пик ночи, в пасмурную погоду. А в палатке можно найти любую вещь, в любое время, без фонаря.

Пасмурно, прохладно, сухо.