24 сентября 2005 г.была предпринята очередная попытка пересечь на велосипедах Великие Леса между Петушками и Шатурой. Учитывая, что подобные мероприятия всегда сопровождает большой фактор неопределенности, полное пересечение планировалось как «программа максимум», что на сей раз увенчалось успехом. Дорога проходила почти параллельно реке Сеньга, к западу от нее, по предварительным прогнозам мы надеялись, что сквозной проезд будет реален (прогноз оправдался). Дорога от Петушков до оз.Сеньга была знакома и ранее, поэтому для лучшей ориентировки путь начали с севера. Излюбленная электричка прибытием в Петушки - 9-42. Погода – идеальное бабье лето, безоблачное небо, около +20. После моста через Клязьму – поворот направо, в д.Крутово. По Крутово ехать надо аккуратно: под ногами – глубокий песок, дорогу выбирать лучше вдоль заборов домов, хотя и здесь ехать надо осторожно. В деревне по дворам – изумительное молоко (в пластиковых бутылках, но свое). В 6 км после клязьминского моста – поворот к югу, несколько метров южнее – щитовая будка на маленьком холме слева от дороги. Это – Великая Развилка (ЗАПОМНИТЕ ЭТО МЕСТО!): налево – разрушенный мост через Сеньгу, прямо – охотбаза «Динамо» на оз.Сеньга, направо – д.Борок, д.Чаща (и два одноименных с ними озера), и далее - в сторону платформы Воинова Гора. Нам – прямо. Дорога идет сухим беломошным сосновым лесом. Идеально делать стоянку, если на первом лесном перекрестке свернуть направо, около 1 км далее, слева будет верховое болото с достаточно чистой водой. |
|
||||
Поскольку мы выехали достаточно рано, едем дальше, не сворачивая. Сухой сосновый лес с подлеском из можжевельника на песке. 6 км к югу от д.Крутово- слева, в низине, параллельно дороге видна пойма Река Сеньга Видим четкий поворот налево и небольшой спуск. Заканчивается тупиком, совсем рядом, на берегу реки, стоянка явно |
|
||||
Можжевельник
|
рыбацкая. Течения совсем не чувствуется, река - просто цепь бочагов, вытянутых в одном направлении. Берега, тем не менее, топкие. Угли на стоянке в тупике тропинки - горячие, стало быть, недавно были люди. Возврат на главную дорогу. Местность понижается, все чаще – пересохшие болотины и ручейки (на 1-е Мая здесь дорога |
Река Сеньга
|
|
||
была очень сырая). Появляются ольшаники, чередующиеся с ельниками. На некоторых ручьях и канавах встречаются бобровые плотины.
Бобровая плотина |
Перекресток лесных дорог. Жестяная синяя стрелка налево показывает поворот на охотбазу «Динамо». Направо – сосновое мелколесье в сфагновом мху, поросшее клюквой и багульником – верховое болото. Вглубь него уходит просека, мох по ней взрыт следами людей. По причине сухого лета тропинка на просеке почти совсем сухая. Болото уходит достаточно далеко, но в исследования не углубляемся. Со стороны базы слышен стук топоров. Вид на озеро открывается буквально спустя несколько метров после перекрестка. На противоположном берегу |
|
Озеро Сеньга
|
просматривается дымок от костра, и яркой точкой блестит чье-то лобовое стекло. Однако, не следует думать, что доехать сюда очень легко. Нужна, как минимум, «Нива», лучше – УАЗ. Хотя, этим летом в глубине леса нам попадались и «Жигуленки». Но в обычный сезон их обладатели здесь сильно рискуют. Подобных бедолаг мы не раз |
Озеро Сеньга
|
вытаскивали из чуть заметной ложбинки, потратив на это не один час. Мы считаем, что им вообще крупно везло, что в этой глушняре встречались живые люди. Их могло бы не быть неделями.
Озеро, через которое протекает одноименная река, невелико: менее полукилометра в диаметре. Лежит в неглубокой котловине. Несмотря на скромный вид водоема, его глубина – более 30 м! У берегов глубина небольшая, а к середине - резко увеличивается, дно имеет форму воронки. В краю песчано-торфяных земель это явление более чем удивительно. Вполне вероятно, что воронка озера – след падения метеорита, во всяком случае, к такому выводу мы пришли касательно озера Оленье, что находится не так далеко. А Сеньга – здесь могло иметь место разрушение основного тела метеорита на несколько осколков.
Бывшая баня |
На берегу – охотничья база «Динамо», построена давно, сейчас энергично обновляется. Дома желтеют свежими срубами, стук топоров звук пил. Озеро окружает смешанный лес с примесью черной ольхи. Напротив базы – пустошь на возвышении, удобное место для стоянки. Влево идет заросшая травой дорога, почти параллельно берегу. Едем по наезженной дороге вправо. Несколько минут спустя видим небольшую пустошь и нежилой дом – остатки лесничества. Там же – сруб старой бани, за ней – черноольховое болото. Дорога раздваивается. Едем вправо (потом |
выяснится, что надо было влево!). Дорога слегка поросла травой, и ехать по ней стало удобно.
Смешанный лес. На поляне вывален мешок картошки, рядом – охотничья засидка на сваях: привада для кабанов. Все также из свежесрубленного дерева.
На дороге становится больше травы. Это настораживает, сверяемся по навигатору. Так и есть: дорога уходит…ну, скажем так, в никуда. Хотя для «никуда» она пока еще слишком хорошая, это материал на будущее. Возвращаемся на потерянный путь, он обходит озеро с запада, по лесу. Лес здесь заболоченный, ольховый, с бочагами воды. Впереди – ручей поперек дороги, на дороге проложена труба, но землю вокруг порядком размыло. Однако насыпан свежий строительный мусор, проезжаем без проблем. Сзади догоняет грузовик с
охотбазы (самосвал), поднимает кузов и высыпает в ручей свежую порцию битых кирпичей. Короче, укрепляют путь.Дорога выходит на берег озера, на пустошь, что напротив охотбазы. И здесь резко уходит от берега на юг. Вид такой же наезженный, но травы больше, что нам только в плюс. Вокруг сосново-березовый лес, в подлеске вместо мха теперь в основном трава, такой пейзаж длится долго, перемежаясь с болотами, поросшими мелким березняком. На болотах – следы пожаров. |
|
|||||
Слева – насыпи каналов. Здесь опять развилка, идем направо. С правой стороны тянется сосновое мелколесье. С шумом взлетает огромный сине-черный глухарь, успеваем разглядеть его во всей красе, но не успеваем сфоткать. Дорога упирается в высокую (метра 3) насыпь. За ней, в глубокой (метров 6) выемке – широкий канал с быстрым течением. Именно в этом месте – в насыпи проем, на другом берегу – тоже. Навигатор показывает, что дорога здесь пересекает канал. Но никакого моста нет, ни переправы, ни брода. А вправо уходит заросшая дорога параллельно каналу. Возвращаемся к старой развилке, благо недалеко. Задумка – найти переправу здесь (теоретически, навигатор может ошибиться на 150м, а может мы чего не врубились…) Но нет: другая дорога оканчивается засидкой на сваях, прикормочной площадкой, и старым загоном для кабанов. И все! Ну, делать нечего, едем опять вперед, и наудачу продолжаем путь, надеясь найти переправу через канал. Дорога-то есть все-таки! |
|
|||||
|
Дорога идет долго. Сплошной старый березняк. Большие ступенчатые насыпи канала поросли огромными старыми ольховыми деревьями. Заглянув за стену видим, что многие упали поперек воды, но для переправы не подходит ни одна. Вал постепенно понижается. Проехав 3,5 км |
|||||
вдоль него, оказываемся напротив очередного проема. Здесь – своего рода перекресток каналов: основное русло раздваивается, два рукава уходят на северо-запад и юго-восток. Но не это главное: перед нами – остатки
Моста (условное название, известное в среде туристов и исследователей Мещеры – «Калинов Мост»). На каркасе из стальных уголков и швеллеров когда-то находился настил из небольших бревен. Сейчас остался один скелет, а настил находится на дне канала в виде беспорядочной баррикады из бревен. Ничто не вечно под луною! Между тем, продолжение дороги просматривается только на противоположном берегу: на этом пути больше нет. В принципе, перейти канал по каркасу с груженым велосипедом – ничего сложного, некоторую балансировку все же надо соблюдать. Что и делаем. |
«Калинов Мост» |
Малоезжая, но очень хорошая дорога с травой идет березовым лесом. Постепенно добавляется сосна. Проезжаем старую вырубку. Вскоре лес становится чисто хвойным (сосна, ель), а дорога – глубокий рассыпающийся песок. Ехать становится трудно.
Навстречу едут два байкера в очень продвинутом прикиде. Явно спешат. Ограничились тем, что просто поздоровались друг с другом.
|
Минут через пять – еще байкеры. И не последние. Навстречу нам, растянувшись на три километра, идет большая команда. Экипированы по высшему разряду. Все в шлемаках (вот мы – обормоты, без них ездим!). Несмотря на полновесные походные рюкзаки (явно не на один день) замечательно держатся на глубоком песке. Как выяснилось позже, это – «звездный» поход клуба «Караван» с Ливеровским, праздник бабьего Лета и закрытие сезона. Едут на озеро Сеньга, где намечена встреча «звездных» групп (т.е.тех, которые съезжаются разными путями в общую условленную точку), где и намечена стоянка, и основное празденство. |
|
||
Итак, прошло человек, как минимум, тридцать. Песок после байкеров – как после БТРов: ну, совсем уже непроходимый! Решаем немного пройти пешком, тем более, что давно пора дать разгрузку пятой точке (вообще-то, это следовало бы делать по пять минут раз в час!) Открывается большая пустошь с ольхой, ивняком и редкими березами. Снова Сеньга! Опять заросшая, и без течения. Дорога проходит по насыпи через трубу, в которую пропущено русло. Переправа без проблем. Еще около километра полноценным лесом по тяжелому песку. Дорога выходит на поле, впереди - длинный пологий подъем вверх. Это – конец лесной дороги, вверху – д.Мануйлово. Поднимаемся пешком (дорога – тот же песок), переходим поперек главную и единственную деревенскую улицу, направление – как и весь путь: на юг. Мануйлово стоит на высоком холме. Наш лес остался на севере, внизу, под ногами. Тянется до горизонта сплошным морем. Очень красивый вид! На самом горизонте, на пределе видимости, просматривается колокольня храма в Петушках. |
р.Сеньга
|
|||
Вид из Мануйлово
|
||||
Дорога из Мануйлово идет по полю вниз, далее – еще около километра сосновым лесом. Выезжаем на полуразбитую асфальтовую дорогу возле д.Дорофеево. Отсюда по асфальту – около 40 км до г.Ликино-Дулево и плтф.Кабаново. Здесь встречаем одинокого байкера, догоняющего команду Ливеровского. Подробно рассказали о встрече с командой, и о путях-дорогах на Сеньгу.
Вскоре отворотка на Дорофеево вливается в хорошее, благоустроенное шоссе Ликино-Дулево – Шатура. Здесь уже можно разогнаться до нормальной скорости. Доехав до указателя поворота направо «Пирютино», можно повернуть туда и доехать до Орехово-Зуево, где также сесть на поезд. Но первоначальный вариант будет покороче, и дорога не столь извилистая (да и асфальт получше!) 2 часа спустя, в Кабаново садимся на электричку 20-04 в сторону Москвы.