День 1: 24.07.16

 

Москва – Великие Луки, заброска.

 

Солнечно, жарко, сухо. Рижский вокзал. На входном контроле снимаем рюкзаки с велосипедов,и кладем на ленту интроскопа. До сих пор, на других вокзалах, всегда ограничивались только прохождением через рамку, вместе с неразгруженными велосипедами. Но мы не в обиде.

Поезд № 663 Москва – Псков - единственный поезд на Псков, идущий с Рижского вокзала (остальные идут с Ленинградского). Нам надо ехать до Великих Лук. Следует помнить, что этот поезд ходит не каждый день. Есть ежедневный поезд, идущий до Великих Лук: № 001 Москва - Рига. Но в Луки он прибывает в полночь, а билеты на него стоят на порядок дороже. Именно поэтому мы выбрали поезд № 663.

Платформа низкая, что для Москвы - редкость.

Плацкартный вагон старой, доброй конструкции: без перегородок на багажных полках. Грузимся легко. Отправление в 19-56.

Запад Московской области – леса, окутанные густым, вечерним туманом, последствия прошедших за последние дни дождей. После Волоколамска за окном уже ничего не видно: темно.

День 2: 25.07.16

 

Великие Луки – Купуй – оз.Сосно - Мартьяново – Полибино – Бобриково – Борки – оз.Жеребенец

 

62 км.

 

Раннее утро. За окном - густейший туман и сплошные макушки елей. Граница Тверской и Псковской областей.

Великие Луки, прибытие в 06-03. Город в тумане. Прохладно.

Стоянка поезда 25 минут, не спеша выгружаемся.

 

Великие Луки в тумане

Великие Луки

Великие Луки

 

Слева по ходу поезда - пристанционная площадь, и асфальт в западном направлении, параллельно ЖД. Километр спустя - поворот направо, под эстакаду ЖД. Выходим на проспект Гагарина.

Во время ВОВ город был разрушен практически полностью, и исторических памятников почти не осталось. Но осмотреть Великолукскую крепость мы заедем.

Великие Луки - вполне нормальный, достаточно приятный город. Впрочем, в тумане оценить его трудно. Застройка города - послевоенная.

Проспект Ленина выходит на мост через р.Ловать. Пересекаем реку, и сразу поворачиваем направо. Попадаем в парк культуры и отдыха, и на набережную Ловати. Вскоре подъезжаем к высокому холму над рекой. Это и есть крепость.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Крепость - это пространство на вершине холма, окруженное земляными валами. Внутри - просто пустое пространство, памятный знак, необорудованное футбольное поле и щит с информацией, что памятник реконструируется. Реконструкция только началась: по верху вала идет монтаж деревянного настила. И это не дает нам возможности проехать вал по периметру.

Великолукская крепость

Великолукская крепость. Ворота.

Густейший туман!

До войны в крепости был собор, и еще несколько зданий. Во время войны здесь было укрепление, и шли жесточайшие бои. Тем удивительнее, что сохранились старые крепостные ворота, которые сейчас почти отреставрированы. Восстанавливаются вторые ворота.

Вверху, на валу - 2 площадки военного мемориала: большой обелиск и танк Т-34. Великие Луки - город воинской славы! В древние времена его называли: "подбрюшье Великого Новгорода". И, еще до фашистов, кто только не норовил заехать в это подбрюшье со всей силы! Великие Луки - город-боец!

Подробнее о Великолукской крепости: СМ.ЗДЕСЬ.

Возвращаемся на набережную. Использовав 2 пешеходных моста, пересекаем остров Дятлинка -  зону отдыха города. Выходим на Октябрьский проспект, и покидаем, второй по величине и значимости, город Псковской области. Между прочим, до 1957 года, Великие Луки были столицей отдельной, Великолукской области!

Великие Луки

Подробнее о городе Великие Луки СМ.ЗДЕСЬ.

Историко-краеведческий сайт Великих Лук: http://lukigrad.ru/

Перед выездом заправляемся продовольствием на текущее время.

Трасса Великие Луки - Невель

Туман разошелся, и солнце горячо жарит. Вокруг населенная местность, рощи чередуются с полями. Дорога по обочинам засажена деревьями. Асфальт - средней паршивости. Ехать – нормально.

Пересекаем шоссе Москва - Рига. На развязке машин нет вообще. А по нашей дороге на Невель - трафик ниже среднего. Хотя, временами, его прорывает.

Поозёрье, как таковое, началось. К югу от развилки на Невель и Пашниково, слева от дороги, протянулась на несколько километров целая группа небольших водоемов, большинство из которых непосредственно с дороги не видно. А пора бы уже и искупаться, и позавтракать!

Деревня Купуй и одноименное озеро. Дубравы. Берега застроены. Нашли проход между заборами дачного поселка и ЧВ, вышли на мостик. Вспугнули трех огромных цапель. Озеро красивое, но с нашего края, к сожалению, много водной растительности.

Южная Псковщина

Озеро Сосно

Кувшинки на озере Сосно

Еще заход с шоссе. Озеро Сосно. Вокруг, на высоких холмах - шикарные дубовые леса. На берегу дачный поселок, со свободным доступом внутрь и хорошим песчаным пляжем. Чистая вода, белые и желтые кувшинки. На озере много мостиков. Остаемся, здесь же и завтракаем.

В смысле продовольствия с самого начала мы установили такой порядок. Все продукты покупаем в пути. Это реально делать почти каждый день. Готовим на горелке. Костер используем, в основном, для антуража, дезинфекции дымом и отпугивания насекомых.

Народ интересуется нашим маршрутом, планами, образом жизни, и выражает свое уважение. Мы будем с этим сталкиваться на протяжении всего пути.

Ступинская высота

Выход на шоссе. Равнин в нашем понимании тут нет вообще. Ландшафт напоминает огромную, окаменевшую, мыльную пену, поросшую травой и деревьями. Но, все такое же гладкое и округлое, как мыльные пузыри. И это тоже будет у нас на протяжении всей дороги (кроме Подвинья), а в районе Себежа достигнет своего апофеоза.

Ступинская высота. Военный мемориал, с танком и вековым дубом.

На одном из ближних озер видим белое пятно. Рассмотрели в бинокль: цапля. Но - очень большая!

Тем временем, открытых пространств становится все меньше. Высокоствольное чернолесье подступает к обеим сторонам дороги. А на холмах, чуть дальше от шоссе, все время просматриваются верхушки елей и сосен. Чернолесье вдоль дороги довольно густо перевито лианами хмеля, что придает ему некоторое сходство с лесами Кавказа. Много дубов, довольно старых.

Полибино. Имение Ковалевской.

Имение Ковалевской. Реставрация.

Полибино. Имение Софьи Ковалевской. Хорошо сохранившийся, старинный парк с вековыми дубами. Растет тис в открытом грунте, а это теплолюбивое растение. Запад!

В маленьком флигеле - администрация музея, и небольшая экспозиция. Усадебный дом только что отреставрирован, внутри отделка почти завершена. В скором будущем музей будет в этом помещении.

Подробнее о музее Софьи Ковалевской: СМ.ЗДЕСЬ.

Невельское шоссе. К густому чернолесью все больше примешиваются хвойные. Деревья здесь очень высокие, мы в Подмосковье уже просто отвыкли от таких.

Село Борки. Название говорит само за себя: уже на улицах появляются огромные, вековые сосны. Грунтовой дорогой уходим в мощный хвойный лес, разительно отличающийся от того, что мы видели вдоль дороги.

Озеро Жеребенец

Дорога вокруг Жеребенца

Озеро Жеребенец

Озеро Жеребенец со спутника

Извилистая лесная песчаная дорога, петляющая вверх-вниз по горкам, приводит нас к озеру Жеребенец, с изумрудно-зеленой водой. Озеро лежит в своеобразном кратере, поросшем старым, сосново-еловым лесом. Есть люди и машины. Это, вообще, очень популярное место у великолучан. Кое-где, мусора больше, чем хотелось бы. Но белые грибы и черника растут прямо под ногами.

Ищем место для лагеря, объезжаем озеро по кругу. Интересно, но окружающие места находятся гораздо ниже уровня озера. Делаем подъем от песчаного берега на эдакий вал. А там, крутой спуск, непролазным лесом ведет в глубокие низины с сырыми черноольшаниками. На некоторые валы, правда, и подниматься смысла нет: очень высоко.

Землянки Второй Мировой

Находим на берегу рубленый стол со скамейками. Здесь едим и купаемся. А палатку ставим по другую сторону дороги в лесу, на спуске в низины. Лагерь не просматривается ниоткуда.

Вода теплая, и необыкновенно прозрачная. Как покажет будущее, она такая во всех здешних озерах.

Похоже, мы встали на месте старого партизанского лагеря. В лесу много следов от землянок: прямоугольные оплывшие ямы с угловым входом. Может быть, это было что-то другое, но многое сходится: партизанский край, глухой лес, господствующая высота плюс скрытое расположение, близкий источник воды и контроль над старой дорогой.

Музыка отдыхающих смолкла, машины уехали. Тихий теплый вечер.

Да, еще: комаров тут везде много, а слепней еще больше.