День 1: 05.05.17

 

Москва – Кострома, заброска.

 

Отработав рабочий день, быстро собираемся и выдвигаемся на Ярославский вокзал.

Относительно тепло. Поезд № 148 Москва – Кострома, отправлением 23-20. Вагоны старого типа, без антивелосипедных перегородок. Размещаемся без проблем.

 

 

День 2: 06.05.17

 

Кострома – Поддубное – Крутик – Куликово – Большое Андрейково – Халипино – Власьево – Лопаткино – Дурасово – Шолохово – Красное-на-Волге – Красные Пожни – Витязево – Сидоровское – Федотеиха – Степурино – Светочева Гора – Булдачиха – Высоково – Плес.

 

86,9 км

 

 

Кострома, прибытие 05-56. Пасмурно, довольно холодно.

ЖД-вокзал в Костроме находится недалеко от Красносельского шоссе (прилагательное от названия поселка Красное-на-Волге звучит именно так), но по Костроме надо сделать хотя бы короткую обзорку. Едем по ул.Советской в центр города, до площади Сусанина (в просторечии – «Сковородка») и торговых рядов. До этого мы были здесь в январе 2011 г. Сейчас есть возможность сравнить зимнюю и летнюю Кострому.

 

Кострома. Улица Советская.

Кострома. Улица Советская.

Кострома. "Сковородка" (Сусанинская площадь).

 

Дом генерала Борщева

Сусанин, Победа и связь времен.

Кострома. Торговые ряды.

 

В центре города - очень хорошо сохранившаяся, старая архитектура, здесь приятно поездить (походить) по улицам.

От площади Сусанина мы спускаемся к волжской набережной, по которой едем обратно. По пути заворачиваем позавтракать в «Макдоналдс». Со стороны Ярославля надвигается дождевая туча. Она проходит по касательной, мы отделываемся легким моросильником.

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Кострома. Торговые ряды.

Кострома. Торговые ряды.

Московская застава

Молочная гора

 

Кострома. Набережная Волги.

Кострома. Набережная Волги.

Костромской мост через Волгу

 

Церковь Воскресения на Дебре

Костромская велодорожка

Выезжаем к храму на Дебре, и покидаем центр города. Далее Кострома уже выглядит, как стандартный, российский областной центр. Временами идет небольшой дождь.

Сайты города Костромы:

http://www.kostromaweb.ru/

http://www.enckostr.ru/

http://www.gradkostroma.ru/guide/history/index.aspx

Покидаем городские кварталы и выходим на Красносельское шоссе. Покрытие хорошее. Трафик ощутимый. Дорога идет открытыми пространствами с лесополосами по обочинам.

Поворот на Гридино. Часть транспортного потока уходит туда, и трафик заметно падает.

Попутный ветер и хорошая дорога позволяют набрать большую скорость.

Крутой спуск в долину реки Покша. Большое Андрейково. За мостом слева, на окраине леса - придорожное кафе, и ряд летних беседок с красивым видом на реку. Подъезжаем к одной из них, чтобы передохнуть 10 минут и выпить кефира из своих запасов. Подошли администраторы (кавказцы), и спросили: что желаем? Мы объяснили. Они ответили, что "сколько угодно!", и даже предложили чаю за просто так. Мы вежливо отказались.

Санаторий им.И.Сусанина - уникальная терапия при помощи лосиного молока.

Река Покша. Андрейково.

Специфика Костромского края!

Крутой подъем из долины Покши. Влево в лес уходит отворотка на санаторий им.Ивана Сусанина. Название позабавило! На самом деле, там практикуют уникальную терапию лосиным молоком! Дело в том, что не так далеко находится Сумароково, со знаменитой лосиной фермой. А мы, в настоящий момент, уже находимся на территории Сумароковского заказника.

Некоторое время дорога идет лесом, затем снова выходит на открытое пространство.

С правой стороны, за полем, параллельно Волге тянется большой лес, который будет сопровождать нас до самого Красного-на-Волге. Временами, на пару секунд вдали показывается и сама Волга: рельеф тут пересеченный, и с отдельных высоток из-за леса проглядывает вода.

Пятиминутный перерыв на автобусной остановке. Читаем объявление: "Куплю лосиные рога на вес". Вот она, Костромская область! На этом участке Волга является естественной границей смешанных лесов и европейской тайги. Территория, лежащая здесь к северу от Волги, называется Лесное Заволжье. Его туристический потенциал огромен, но проходимых на велосипеде дорог мало. В велотуристическом плане регион мало известен, и еще ждет своего часа.

Мы сейчас, уже, фактически, едем по Лесному Заволжью. Здесь, под Костромой, населенка еще встречается относительно часто. На долготе Плеса население будет сосредоточено, в основном, вдоль берега Волги, редко - в глубине лесов. А еще 30 км восточнее расположена уже полная глухомань, сравнимая с архангельской тайгой. Лесное Заволжье плавно переходит в Вологодские, Вятские и Нижегородские леса.

Дурасово. Старообрядческая церковь Рождества Богородицы.

Справа лес подходит к дороге вплотную. Немного не доходя до Халипино - асфальтовая отворотка вправо, в лес. Там, в глубине леса, близ р.Малая Покша, была запланирована стоянка первого дня. Здесь, близ шоссе - лес лиственный, а на месте стоянки - сосновый бор.

Между тем, трафик упал до очень низкого. Не удивительно: ехать тут, особо, некуда. В Красном-на-Волге - паром через Волгу. Туда мы и едем.

Лес снова отходит от шоссе. Справа, вдали, на поле - староверческое село Дурасово, со старой, деревянной церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Делаем радиалку, осматриваем село. Внешне ничем не выделяется.

Рельеф пересеченный. Пасмурно, сухо, прохладно, попутный ветер.

Въезжаем в Красное-на-Волге. Это - город ювелиров. Организаций, которые занимаются ювелирным делом, здесь - множество. Рекламные щиты стали попадаться на дороге уже заранее. В городе же они - сплошь. Чем привлекло ювелиров это место - непонятно. Кстати, у двух наших велосипедистов здесь есть маленький, семейный бизнес. Разумеется, ювелирный!

Подробнее про Красное-на-Волге: СМ.ЗДЕСЬ.

Сайт Красное-на-Волге: http://krasnoenews.ru/

 

Красное-на-Волге: ювелирная столица.

Красное-на-Волге: ювелирная столица.

Красное-на-Волге: ювелирная столица.

Красное-на-Волге: ювелирная столица.

 

Заправляемся продуктами на центральной площади. Начал накрапывать дождь.

Извилистый спуск к Волге. Пойма со старицами, пойменными озерами, зарослями тростника. Паромная переправа через Волгу в Красные Пожни. Ожидая парома, прокатываемся по твердой, насыпной дороге, уходящей на запад вдоль реки, далеко в плавни. Похоже, эти места в почете у рыбаков. Но кататься как-то не очень хочется, идет не сильный, но дождь.

Расписание парома:

 

 

Паром оказался полупустой.

 

Красное-на-Волге. Переправа.

Красное-на-Волге. Паром через Волгу.

Переправа

 

На противоположном берегу, из-за горизонта высовываются очень высокие трубы. Это Костромская ГРЭС, город Волгореченск. Эти трубы - шестые в России по высоте (первые - Берёзовская ГРЭС, Красноярский край).

 

Красные Пожни. Введенская церковь.

Ивановская глубинка

Южный берег Волги. Красные Пожни. Отсюда идут дороги в Волгореченск, Фурманов, Иваново, Вичугу, и, конечно - в Плес. Крутой подъем из долины Волги. Самый удобный путь в Плес - по асфальту через Приволжск. Это - крюк. Мы выбрали более короткий и интересный, хотя и неоднозначный путь: сразу от Пожней уходим влево, на битый, пустынный асфальт, идущий по сельской глубинке. Самым непростым моментом будет пересечение границы областей, что там за дороги - не совсем понятно. Но, предварительно - что-то там есть. Надо пробовать: это же "Левитан-Трофи"!

А вокруг – безлюдье, ни людей, ни машин. Только брошенные дома в редких деревнях, брошенные автобусные остановки, да по небу низко ползут темные, лохматые тучи. Вообще, все это напоминает погранзону в Псковской области. Вроде, все признаки освоенной земли есть, только вокруг ни души!

Светочева Гора. Казанская церковь.

Светочева Гора с Казанской церковью. Вот и полил дождь, и довольно чувствительный. Но мы еще с Красного-на-Волге облачены во все защитное.

Последняя костромская деревня Высоково. Асфальту конец. Дальше - 2 плохих грунтовки, раскисшие по случаю дождя. Налево (примерно в сторону Выголово) - убита напрочь. А вот оттуда едут 2 трактора, добивая ее окончательно. Направо - несколько лучше, да и направление нам – вернее, там, рано или поздно, снова должен начаться асфальт.

Щит "Охотхозяйство Выголовское". Это уже Ивановская область.

Дорога стала чуть получше. Вернее: стала бы, будь на дворе сухая погода. Поминутно переходим на пешее передвижение.

Квадроциклисты в плесской глухомани

Дорога выходит в поля. Тут уже можно выбрать колею по примятому дерну, все грязи меньше. Вдоль края поля тянется еловый лес дремучего вида.

Дождь идет полосами с перерывами. Вдали видим крохотный автомобиль, едущий с приличной скоростью. Плесское шоссе!

Устраиваем перекус на автобусной остановке. Там же пережидаем несколько полос дождя. Дело на небе идет к прояснению.

 

Едем в Плес. Дорога с прекрасным покрытием и небольшим трафиком. Идет через великолепный, еловый лес таежного вида. Граница-то природных зон совсем рядом! Вскоре, вправо от трассы уходит в лес узкий асфальт с нулевым трафиком. Это уцелевший отрезок Старо-Плесского тракта. Едем.

Старый Плесский Тракт

Дремучая плесская тайга

Новый Плесский Тракт

Очень быстро старая дорога оканчивается тупиком, далее в лесу лишь слегка намечаются остатки заросшего пути. В тупике – площадка, обнесенная рабицей, с сооружениями, похожими на туалетные кабинки. В каждой - из земли выходит некое вентильное устройство. Возвращаемся на шоссе.

Новый Плесский Тракт. Московская Застава.

Два символических обелиска Московской заставы. Здесь сделана современная дорожная развязка. Прямо - Плес. Направо и налево уходят очень современные трассы. Налево - в сторону Милой Горы, направо - в Шаляпино. Ходят слухи, что первая - это резиденция Медведева, вторая - строящаяся резиденция Путина. Сведения противоречивые. Несомненно одно: реконструкция Плеса проходила, во многом, под патронатом Медведева, и в Милой Горе он, время от времени, бывает. Вообще, на эту тему много всяких спекуляций, особенно со стороны Навального.

Ну что ж, пусть политиканы спорят, а мы дадим здесь совершенно легальные и открытые ссылки по Миловке. Очень сомнительно, что нижеуказанные ресурсы состряпаны хакерами из секретных медиа-лабораторий ФСБ, с целью задурить мозги российскому народу!

История усадьбы Миловка: http://ples.ru/milovka

Современное состояние дел в Миловке:

http://www.milovka37.ru/

https://vk.com/milgora

Плес. Гостиница "Золотолй Плёс" (над офисом "Алмаз-Холдинг")

Левитан

Спуск, затем - очень длинный, пологий подъем. Граница города. Еще немного - и головокружительный спуск по полукругу, в глубокое ущелье между двух высоких холмов. Нажимая на тормоза, выкатываемся на набережную Волги.

Старинный особняк (дом Аверина), где сейчас находится плесский офис "Алмаз-Холдинг". На мансардном этаже находится их ведомственная гостиница "Золотой Плес". Это - наше жилище.

Заселяемся. Велосипеды паркуем тросом под лестницей. Идем гулять по Волжской набережной. Официально ее западная половина называется улица Советская, восточная половина – улица Луначарского.

Дождя нет, ветер, холодно. Плес и набережная освещены очень слабо. Поражает малолюдье и тишина. Туристический сезон еще не набрал силу, да и весна в этом году очень холодная и сырая. А летом здесь будет не протолкнуться!

Случайно проснувшись в 2 часа ночи, я вижу на севере негаснущую полосу зари. Все-таки Плес находится достаточно севернее Москвы.