Наши походы

Планы походов

Написать нам

На главную страницу

 

 

Николо-Пустопольский погост. Заброшенная церковь в мещерских лесах.

 

«В интернете много легенд о неуловимой церкви неизвестного происхождения, которую нельзя найти даже с помощью GPS, причём дорог, показанных на карте, в реальности нет, а есть совсем другие.

Происхождение церкви не так уж неизвестно. Она находится приблизительно в семи километрах к северу от посёлка Северная Грива, куда можно добраться автобусом из Шатуры.

Кирпичная церковь Рождества Богородицы с Никольским приделом (иногда фигурирует как "церковь Никольская Николо-Пустопольского погоста") была заложена на месте сгоревшей деревянной в 1832-м году. Композиция трехчастная осевая, в стиле Позднего Классицизма. Кирпич, побелка. Приходский храм построен прихожанами.

Недалеко от этого заброшенного места культа располагались две деревни: Курилово и Бажаново. Деревня Курилово, Пустопольский погост, (Урочище Курилово) насчитывало девять дворов в 1705-м году и принадлежала помещикам Ивану Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущеву. Была покинута по одним сведениям после революции, по другим – после перевода в эти края (в Костерево / Космынино) ракетного полигона. Ныне данный полигон отсутствует.

Церковь стоит среди леса и видна лишь в непосредственной близости. Считается одной из наиболее труднодоступных в Московской области.»

(По данным сайта мещероведения http://www.shushmor.narod.ru/)

 

Нашли мы ее. Правда, не без помощи GPS. Но нашли почти 15 лет спустя после первой попытки! А вот с дорогами, показанными на карте – вопрос неоднозначный. Что-то есть, а чего-то нет. Большего, конечно же, нет.

Итак, 23 сентября 2006 года. Программа минимум – пройти насквозь Великие леса от Петушков, через Б.Ушму, до Северной Гривы, и далее – до Шатуры. Программа максимум – найти Никольский Погост. Тем более, что он где-то почти по пути.

Предыстория. Аж в 1992 г. Ельшаев сделал первую попытку найти погост. Фактически, был в полутора километрах от цели, это установлено с помощью приборов в новейшее время. Был на месте бывшей деревни Бажаново. Выписывал совершенно немыслимые вензеля по дремучему лесу, в результате совершенно «улетел» куда-то в сторону реки Поли, и еле выбрался из этих безумных лесов, выбрался только лишь благодаря счастливой случайности.

Позже предпринимались еще 2 или 3 попытки найти церковь, правда, попытки не столь экстремальные, как первая. Все закончились безуспешно. Многочисленные сведения о том, что погост крайне трудно обнаружить, мы подтвердили личным опытом: да, это, действительно, так! Это точка, достойная квалифицированных поисковиков, и представляющая большой спортивный интерес в смысле ориентирования и практической навигации, не говоря уже про чисто познавательный смысл!

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

«Программа минимум» была намечена следующая: пересечь насквозь Великие Леса с севера на юг (само по себе мероприятие достаточно ответственное). В июле 2006 года одно сквозное пересечение мы уже делали: по так называемой «Желтой Дороге» (термин – наш), см.материалы «Озеро Кендур». Данный путь проходил по военной лесной трассе Костерево – Мишеронь. На этот раз мы ехали по дороге, идущей также с севера на юг, но несколькими километрами западнее. Эта дорога ведет от Петушков (точнее, от устья р.Сеньги) до пос.Северная Грива. В отличие от Желтой Дороги она не прямая, как стрела, а все-таки, немного извивается. Хотя начальный участок

Мост близ устья Сеньги

дороги тоже прямой. И, эта дорога будет несколько поуже.

Путь идет на юг от станции Петушки, до моста через Клязьму, затем – сразу на восток, слева тянутся приклязьменские дубравы, справа – вытянутое поле, за которым начинаются Великие Леса.

Едем до устья Сеньги (4,5 км. от Петушковского моста), переезжаем Сеньгу по деревянному мосту, небольшой подъем, поляна с креслами и столом из старых пней – и поворот направо. Теперь дорога будет иметь южное направление (с незначительными отклонениями) до самого конца пути.

Боры-беломошники

Справа - болота

Болота

Покрытие дороги – традиционное, мещерское, по которой сравнительно часто ездят машины, т.е.очень труднопроходимый песок. Через 1 км от устья Сеньги начинается перегон по нехарактерной для Мещеры холмистой местности, здесь пески особенно тяжелы, часто приходится просто идти пешком. Через 3 км дорога спускается на плоскую равнину, здесь к песку примешивается торф, и ехать легче. Многочисленные здесь лужи сейчас сухие. По правой стороне тянется огромное болото, поросшее сосново-березовым мелколесьем, слева – высокоствольный лес.

По насыпи пересекаем канал со стоячей водой, ведущий к озеру Светец. Миновав пару больших вырубок, подъезжаем к мосту через реку Бол.Ушма, мост сделан из бетонной фермы и нескольких ракетных контейнеров. Рядом – сваи старого деревянного моста, мы еще помним, как ездили по нему когда-то J. (От устья Сеньги – 8,3 км).

На другом берегу – сосновый лес, пески все те же. Дорога немного петляет, главное не проскочить развилку в 1 км ниже моста через Ушму. Свернешь чуть раньше направо – улетишь в сторону оз.Нижнее,

Мост через Б.Ушму

свернешь на развилке налево – улетишь далеко на восток. 15 лет назад наш лоцман Ельшаев именно туда и улетел, и понял это только несколько километров спустя (GPS-ов тогда еще не было L!). Вот думает он: как нужную дорогу найти, а навстречу – трактор «Беларусь» с прицепом. «Далеко ли до Северной Гривы? Мы из

Мишерони едем!» - спрашивают мужики. «Откуда – куда?» - чуть не падает с велосипеда лоцман. (Друзья мои, посмотрите на карту, и Вам все станет ясно без слов. Ребят унесло на 15 км с северу!). Итак, достает он карту, тыкает пальцем: вот, мол, мы, а вот – Северная Грива. Тут уже мужики чуть не вываливаются из кабины Ну никак не ждали, что давно едут по Владимирской области! Решают вместе искать дорогу: велосипед – в прицеп, сам – туда же, и – вперед! Едут-едут – да и выскакивают на Желтую дорогу. Наш байкер узнает местность, благодарит трактористов, и дальше едет сам. Уже на финишной прямой, когда до Мишерони остается 7 км, слышит СЗАДИ тарахтение. Оглядывается – старые знакомые. Но как они СЗАДИ оказались? А, наверняка, решили где-нибудь попробовать срезать путь, и нашли себе таким образом новых приключений! Хорошо, что обратно на Желтую Дорогу попасть умудрились!

В итоге все-таки был хеппи-энд. К чему мы это все рассказываем? Да к тому, что в этих местах с ориентированием надо держать ухо востро! Леса очень серьезные.

Древовидный можжевельник

3 км от моста через Ушму – объект, обозначенный на ряде карт, как очень-очень широкий канал, впадающий в гораздо более узкую Ушму. Очень таинственный объект. На деле, это: заболоченная пустошь, густо закустаренная, тянущаяся неведомо куда, а по самой середине – некое подобие ручейка, только пересыпь через него говорит о том, что здесь все бывает и гораздо серьезнее (может быть, по весне?)

Сосновые боры, можжевельник с багульником, ягодно-грибное царство. Отборная голубика. На сборы всего этого великолепия время запланировать не можем, поскольку со временем – неопределенность.

Самое время рассказать о «Программе-Максимум» нашего похода. Дорога на Сев.Гриву проходит через то самое бывшее с.Бажаново рядом с тем самым Николо-Пустопольским погостом. В идеале, хотелось бы найти и сам погост. По предварительным расчетам он должен находиться не далее чем в 1,5 км от основного пути. Сколько могут занять поиски – одному Богу известно.

Нас обгоняют 3 джипа-внедорожника. На крышах – палатки, спальники, коврики, еще что-то. Один водитель – с навигатором, еще один – с ноутбуком, и заглядывает туда. Серьезные ребята. Видимо, у них тоже трофи.

Кстати, в 2003 году ездил наш Ельшаев в одиночку по Желтой Дороге через леса насквозь. Обогнал его джип-внедорожник, потом еще один, потом еще…….их было не меньше 15. Вообще, эти леса у них популярны, что неудивительно (но леса эти, по подмосковным меркам, настолько большие, что вероятность встретить их, в общем-то, довольно мала). Так вот: джиперы так сумели разбить и без того труднопроходимую песчаную дорогу, что 2/3 пути, если не больше, наш лоцман просто шел пешком, и еле успел на последний поезд из Шатуры (из Кривандино уже не было ни одного!).

Продолжаем путь. Заболоченное чернолесье, дорога – сплошная лужа, но краем пройти можно. За чернолесьем дорога выходит в поле с большими старыми ивами, тополями, сиренью(!) и какими-то фруктовыми деревьями. Бажаново, бывшая деревня! Пересекаем пустошь. За ней  - подъем, далее сосновый лес и песчаная дорога. Но что поразительно: здесь она – идеально

Болотина перед Бажаново

Урочище Бажаново

проходимая, чуть-чуть поросшая травой и скрепленная дерном. Поразительное отличие от предыдущих дорог в сосновых борах.

Но дело не в этом. Сразу же на въезде в бор – поворот налево, 2 колеи, заросшие травой, но, в принципе, проходимые. Свежий автомобильный след. По навигатору церковь – именно там. Едем. Навстречу – джип, медленно так едет. И – сегодняшний старый знакомый! Другие 2 – сзади. Спрашиваем: «Не погост ли ищете?» Ну, конечно, его! А мы и не сомневались. Но, говорят: завал впереди, серьезный. Но мы ж на байках! Решаем попробовать, может, обнесем.

Завал обнесли: дальше – сырой ольховник, вся трава

примята и истоптана, явно не джиперами (ну не доехали бы они до того места, завал и вправду серьезный!). Что интересно: истоптан ДРЕМУЧИЙ лес, вокруг – ни тропинки! Дальше примятой травы – смешанный лес, в основном сосна, но подлесок – совершенно непроходимый густой кустарник.

Вправо от завала уходила по узкой пустоши чуть заметная тропа. Но и она закончилась очень густым кустарником, он был весь изломан (явно не лосями – людьми, поисковики, не иначе), далее по следу излома откровенно просматривалась пустошь, навигатор показывал, что церковь – там, до нее – 500м. Но с байками – не продерешься! Пешком – и то еле-еле!

Возвращаемся на главную дорогу. Менее 400 м южнее – хороший поворот налево. Что-то подсказала интуиция: решили проверить. Навигатор показывает: церковь слева в лесу, 500 м. Едем: показания почти не меняются. Такое чувство, что объезжаем объект по кругу. Смотрим налево: нет ли тропинки. Нет: только пожарные просеки. Решаем не рисковать, едем дальше. Расстояние до церкви постепенно увеличивается до 1 км, объект опять же слева. На какое – то время расстояние зависает на одном уровне. А мы явно делаем круг!

Всех охватила исследовательская паранойя: плевать, что на часах – 15-00, плевать на электрички! Только вперед! А тем временем, расстояние до церкви начало постепенно сокращаться. Круг превратился в спираль. Полное ощущение того, что космический корабль входит в плотные слои атмосферы!

В один прекрасный момент навигатор показал четкое направление на церковь. И расстояние стало стремительно сокращаться. Сомнений никаких! Да, немного о местности: дорога, хоть кругом и песок, прекрасно проходима (ездят мало!), вокруг – очень красивый высокоствольный сосново-еловый лес, и сухо. По пути есть вырубки, иногда большие. Главное – держаться как можно левее от обозначенного нами курса, но не сворачивая на сомнительные тропинки в центр условного круга.

Все так, как говорили очевидцы! Маленькая полянка в лесу (но периметр леса зарос явно не лесной растительностью, что-то ольхово-широколиственное), если не повернуть голову налево – церковь не увидишь!

А вообще - сооружение монументальное, хоть и сильно разрушенное. Главный купол сохранился, на удивление хорошо. Возле входа на дереве – табличка, оставленная бывшими жителями Курилово и Бажаново о посещении этих мест. Внутри – очень импровизированный иконостас, но, тем не менее, действующий, со следами недавних посещений и недогоревшими свечами.

Комментарии излишни, представляем Вашему вниманию фотогалерею церкви Рождества Богородицы с Никольским приделом, во всех возможных ракурсах.

Рядом с погостом, в мелколиственном лесу – остатки очень старого кладбища, с поваленными надгробиями

очень древнего вида. Установить характер надписей, может быть, и можно было бы, но время было уже на пределе.

 

 

 

Обратный путь прошел очень легко, благо дорога была очень хорошо проходимая, как сказано выше. Пытались вытащить из лужи одного грибника на «девятке», совершенно безуспешно (ну очень серьезные здесь лужи, господа, несмотря на безобидный внешний вид!) Ограничились тем, что попытались привлечь большую команду грибников на легких джипах, что расположилась ближе к С.Гриве. Сами пытались сдвинуть «девятку» - нет, каменная!

 До Гривы – такой же, как раньше, очень хорошо проходимый лес. Последние 2 км – 2 широкие болотины поперек пути, но проходимость идеальная, за счет насыпей.

 

 

К югу от Северной Гривы песчаная дорога переходит в насыпную, гравиевую. Здесь уже ходит автобус до Шатуры. В районе пос.Долгуша грейдер переходит в асфальт, очень неплохого качества. До Шатуры эта трасса идет среди огромных Кобелевских болот, параллельно узкоколейке, по которой еще совсем недавно ходила техника.. Местность представляет множество мелких озер, как соединенных между собой протоками, так и не соединенных; с множеством мелких островов внутри и между. Сложнейшая система, одним словом!

 

Кобелевские разработки (к северу от Шатуры)

И еще ждет своих исследователей!

В Шатуре садимся на московский поезд. Маленький совет: не садитесь в электричку, идущую от Вековки (по возможности), она переполнена, даже в субботу, а, тамбур прокурен донельзя.

Итого было пройдено 54 км, из них 35 – по лесу.

Самое главное: если правильно сориентироваться – к Погосту можно легко подъехать в сухую погоду на машине класса «девятки» со стороны Северной Гривы, но: очень внимательно следить за дорогой, в незначительной на вид луже можно застрять навеки!

В общем и целом: путь реально проходим, особого внимания требуют вопросы ориентирования.

 

Наши походы

Планы походов

Написать нам

На главную страницу

 

Hosted by uCoz