День 14: 17.08.19

 

Архангельск (центр) – Соломбала – Кегостров.

 

45,7 км.

 

 

Голубое небо, солнце, тепло. Сдаем апартаменты, едем на ЖД-вокзал сдавать тяжелые велорюкзаки в камеру хранения. А заодно и приобретать билеты на провоз велосипедов Архангельск – Москва.

ЖД-Вокзал – улагарина – Кузнечевский мост через широкую протоку Кузнечиха. На ее берегах много лодочных стоянок. В том числе парусный центр «Норд».

Кузнечевский мост – это путь из Архангельска–города в Соломбалу. Соломбала – старейший судостроительный район города. Здесь стоились корабли, за счет которых мы выиграли войну со шведами на Балтике.

 

Привокзальная площадь и часовня Сергия Радонежского

Причал для катеров в районе Набережной

 

Соломбалу мы посещали в январе этого 2019 года пешком. Будет смысл привести ряд цитат из январского отчета и дополнить их впечатлениями августа.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Для наглядности цитаты из материалов января 2019 гудем выделять красным курсивом, что позволит провести сравнение событий.

 

Соломбала - старейшая из крупных верфей России. Если во времена Петра и Екатерины там строили боевые корабли, то Соломбала сегодня - это Северодвинск. А в настоящей Соломбале производится, в основном, судоремонт. Но производится самым серьезным образом! Предприятие "Красная Кузница" имеет федеральное значение.

Собственно, Соломбала - это большой остров. Сам район занимает его южную часть, и хорошо просматривается уже с Пур-Наволока. Задолго до Кузнечевского моста видно много кораблей на зимней стоянке. Судоремонтная промзона. С воды это смотрится интересно, но ходить туда смысла нет: со стороны суши это сплошные, глухие заборы и безликие тупики. Очень сложно догадаться, что самое интересное находится по ту сторону заборов. Но туда не пустят.

На Соломбальском берегу Кузнечихи видна прямоугольная бухта, с катерами и яхтами на зимней стоянке и большим эллингом. Это - парусный центр "Норд". Раньше тут был затон лесопильного завода Макарова. Рядом сохранилось несколько интересных зданий той поры. Но специально делать туда радиалку мы не будем.

Кузнечевский мост. Подвесная конструкция с широкими пешеходными тротуарами. Ниже моста, Кузнечиху разделяет на 2 рукава остров Шилов. Лед северного рукава усеян зимними рыбаками.

 

Кузнечевский мост

Соломбала

То была зима, а сейчас – лето. И стоит теплая, солнечная, по-настоящему летняя погода, столь редкая для Архангельска. На небе – ни облачка!

Соломбала. Объемная надпись встречает нас на входе. Это – отдельный район Архангельска это отдельные традиции. Здесь стоился флот, здесь прокладывался путь в северные моря. Это, как бы, город в городе.

 

Район в наибольшей степени сохранил черты старого Архангельска. Многочисленные деревянные дома, как многоквартирные, так и частные. Некоторые - аж в три этажа! Пешеходные мосты, деревянные причалы, лодки и катера на стапелях возле избушек. Деревянные тротуары, и даже автостоянки, вымощенные деревом! В воздухе даже порой чувствуется некий запах стружки и рыбы, в то время как в центре города чаще ощущается запах, который доносится с Новодвинского ЦБК.

Но, наверное, главная особенность Соломбалы – эклектика, выраженная еще ярче, чем в Городе. Вплотную, и вперемешку с поморской застройкой, соседствуют и каменные особняки позапрошлого века, и хрущевские пятиэтажки, и новые панельные дома. Все густо перемешано, и повсеместно сдобрено элементами промзоны. Но промзоны морской, мастеровой. Соломбальский ЦБК, который раньше добавлял промышленной грязи, уже несколько лет как не работает. Да и то, строго говоря, была уже не Соломбала, а так называемый Район Первых Пятилеток, а по простому - "Сульфат".

 

По Советской улице выходим к мосту через реку Соломбалка. Собственно, это малая протока Двины, коих в дельте – несчетное количество. Берега речки укреплены лиственничными сваями. Поверх свай настлана деревянная набережная с деревянными лестницами. Раньше еще и скамеечки были.

Выходим по набережной на следующий мост. Рядом - Спасо-Преображенский Морской собор, заново построенный взамен разрушенного. В двух шагах от него – деревянный трехэтажный (!) жилой дом.

 

Река Соломбалка

Деревянная набережная Соломбалки

Морской собор

Деревянный 3-х этажный дом

 

Далее по Соломбалке расположены многочисленные стоянки лодок и катеров. Жить в Соломбале и не иметь своего плавсредства – это несерьезно!

Ворота судоремонтного завода «Красная Кузница», филиала предприятия «Звездочка», что находится в Северодвинске.

 

Стоянки на Соломбалке

«Красная Кузница»

 

Казармы флотского полуэкипажа

Корабельный рукав

Проходная "Красной Кузницы". Сворачиваем севернее, и выходим на самое длинное здание Архангельска (если не всей России XIX века) – казармы флотского полуэкипажа. Там жили и проходили подготовку экипажи кораблей, которые строились на верфи. Позже этажность была надстроена. До 2005 г. здесь находилась военно-морская школа младших специалистов. Сейчас здание принадлежит УФСИН. А на месте бывшего плаца напротив – большой, общедоступный каток, он же – стадион "Волна".

 

Сейчас стадион в не слишком спортивном состоянии, поскольку его главное поле, где зимой находился каток, сейчас густо усеяно непросохшими лужами. Но, это – чисто погодный фактор.

 

Набережная Георгия Седова. Выходит на Корабельный рукав Северной Двины. Чем-то неуловимым напоминает Набережную Города, но других масштабов, и с Соломбальской деревянной застройкой, которая придает свой шарм.

 

Старая деревянная застройка потихоньку уходит. Зимой мы видели несколько деревянных домов в полуразрушенном состоянии, сейчас они уже снесены. Появляется новая застройка в 1-2 этажа. Но надо отметить, что выполнена она со вкусом и смотрится симпатично.

 

Новая застройка

Потихоньку сносят…

Старая застройка

 

Англиканская церковь

Мы попали на набережную Седова не в самое удачное время. Сейчас тут идут ремонтные работы, и место мало приспособлено для гуляния. Большая часть вида на Корабельный рукав просто закрыта строительным забором.

 

«А воз и ныне там!...»

 

Среди береговой застройки, внимание привлекла деревянная, англиканская церковь, в псевдоготическом духе. Сохранилась со времен интенсивной торговли с Англией через северные моря. В наши времена далеко не лучших отношений с этой страной, церковь оказалась невостребованной, как храм: англиканской конфессии сейчас в Архангельске просто нет. Поэтому в здании находился детский культурный центр, а сейчас оно просто на реставрации, и выглядит не лучшим образом. Подробности о реставрации: https://29.ru/text/gorod/398952101134337.html

 

«А воз и ныне там!...»

 

Ледовая переправа на остров Хабарка, что находится напротив Соломбалы. Там живут люди: 2-этажная деревянная застройка и небольшой дачный поселок. Раньше там был лесозавод. Сейчас работы на острове нет, и кто не смог переехать, те работают на материке. Посередине переправы - тоже ледокольный фарватер с раздвижными мостками. У фарватера собралось необычно много транспорта. В том числе и несколько таких машин, которые у нас в Мещере называют "каракат". Это мотоцикл, поставленный на шасси с огромными колесами из камер, как минимум, от Урала-вездехода, а то и БелАЗа небольших размеров. Идеальный транспорт для движения по глубокому снегу, болотам и бездорожью. Очень в чести в Архангельской области!

Впрочем, на Хабарку мы не пошли.

 

Переправа на Хабарку

А сейчас, как и везде в дельте Двины, вместо ледовой переправы работает катер по расписанию. Водный транспорт Архангельской области сейчас находится, мягко говоря, в загоне. Но на многочисленных островах дельты – множество населенных пунктов, как относящихся к городу Архангельску, так и к области. И везде живут люди. И единственная для них связь с Большой Землей в теплые месяцы – по воде. Поэтому катера работают. Вот в той же Хабарке население вынуждено ездить на работу в материковую часть, а летом на острове живет много дачников. Вот и сейчас катер загружен полностью.

 

Слева и справа от начала переправы находятся 2 причальные территории. Слева – архангельская гидробаза, справа – соломбальская лесобиржа (или уже не пойми что – реструктуризация идет!). У причалов – многочисленные суда.

Возвращаемся назад по Никольскому проспекту. Пройдя центр Соломбалы - площадь Терехина, отклоняемся к востоку.

Выходим к Кемскому поселку.

Это, пожалуй, самая колоритная часть Соломбалы. Сплошь деревянный город. Одноэтажная застройка, частные дома с заборами и огородами, лодки у ворот, деревянные мостики на Соломбалке, тихие улицы, белый снег. Ну, точно, попадаешь во времена старых верфей!

Собственно в Кемский поселок мы почти не заходили, по единственной причине: что не знали о пешеходных мостах через Соломбалку, и думали, что придется сделать большой крюк. Но примыкающие кварталы не отличаются от Кемского поселка ничем!

 

А сейчас мы заехали в Кемский поселок вполне осознанно и хорошо поездили по его улицам. Летом он, пожалуй, выглядит колоритнее: у причалов стоят лодки и катера. Смото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По подвесному мосту возвращаемся в основную часть Соломбалы, а затем – обратно по Кузнечевскому мосту в центр города. Едем по набережной Северной Двины.

 

Вид на Соломбалу с Набережной

Архангелогородские рыбаки

Адмирал Кузнецов

Лабиринт, сделанный в наше время.

 

 

Набережная

Гостиный Двор

Пур-Наволок

 

Обед в «Калитка-Парке». Далее посещаем проспект Чумбарова-Лучинского. На эту улицу из различных частей города были перенесены и заново восстановлены наиболее интересные городские дома, прямо как в Малых Корелах. В итоге получилась реконструкция внешнего вида архангелогородской улицы не столь давнего прошлого. Во всяком случае, представление составить можно. Улица - пешеходная. Смотрите фото:

 

 

Со Степаном Писаховым

Сеня Малина

Скульптура «Русским женам»

Борис Шергин

 

 

После Чумбарова-Лучинского мы посещаем одну из островных территорий города. Прямо напротив Пур-Наволока лежит Кегостров. В переводе с угро-финского «Кего» означает «Исчезающий». Так оно и есть: пару сотен лет назад остров был значительно больше. Люди даже могли голосом перекрикиваться через Двину с Пур-Наволоком. Дело в том, что за Пур-Наволоком Двина меняет течение почти на 90 градусов и устремляется на север. А Кегостров стоит как раз перпендикулярно течению и постепенно размывается.

Часть Кегострова – территория города Архангельска. И есть еще несколько деревень (мы насчитали семь), относящихся уже к области.

На остров работает переправа от Набережной в районе морского вокзала. Катера ходят где-то раз в час – в полтора. На борт принимают с велосипедами.

Это - тот самый участок набережной, про который мы обещали рассказать, что там мы увидели прогресс. Еще не так давно это была очень захламленная земля: гаражи, склады, ангары, пустыри и прочие непрезентабельные объекты. Теперь – это действительно Набережная с современными зданиями, см. на фото ниже. Единственное, что осталось от старых времен – много деревянных полуразрушенных причалов, помнящих, наверное, еще Петра. Подробнее: СМДЕСЬ.

 

 

 

 

 

 

Дорога до Кегострова занимает всего 20 минут.

 

Двина

На катере

Вид на Архангельск с Двины

Причал на Кегострове

 

Опять же, приведем цитаты из зимнего отчета, но уже 2013 г.

 

С Кегострова открывается самая лучшая панорама Архангельска из всех возможных: полностью видны и Набережная, и Пур-Наволок, да и Соломбала тоже. Именно с Кегострова западноевропейцы рисовали когда-то свои гравюры Архангельска. Жаль, что сегодня видимость не самая лучшая.

Кегостров, как людское поселение, значительно старше Архангельска. Ввиду своей изолированности, традиционная поморская культура сохранялась на острове почти до начала ХХ века. В 30-х годах на острове был аэропорт Архангельска, в годы войны – военный аэродром. Сейчас на его месте – большое поле, проходим его мимо справа, сразу по выходу на сушу.

 

А теперь мы посетили аэропорт Гневашево перед тем, как покинуть остров. Когда-то это был не просто аэропорт, а воздушные ворота Архангельска. Сейчас межобластными воздушными перевозками занимается аэропорт Талаги, а внутриобластными – аэропорт Васьково.

 

Сейчас Кегостров – депрессивный район Архангельска. С тех пор, как закрыли системообразующее предприятие – ЛДК, работы на острове не стало. Множество коммунальных и социальных проблем, жилой фонд ветхий. Тем не менее, на острове живут около 3 000 человек, а в летнее время их количество увеличивается до 15 000.

Застройка острова деревянная, 1-2-х этажная. Часть квартир брошена. Почти прямо на въезде стоит 2-этажный, почти брошенный дом, жилые только 1-2 квартиры. С другой стороны, рядом стоит точно такой же дом, но весь облепленный спутниковыми антеннами. «Архангельск – город контрастов…»

Один старый дом был с деревянной эмблемой Аэрофлота над крыльцом (одно крыло у эмблемы отломалось). Видимо, дом сохранился еще с довоенных времен. Дом все еще жилой, хотя его даже аварийным не назовешь. Жилых в нем лишь пара квартир, остальное уже нельзя именовать иначе, как развалины.

 

Деревянная эмблема отломалась полностью. Состояние дома стало еще хуже. Но люди в нем по-прежнему живут.

 

Несмотря на столь печальную картину острова, есть серьезное мнение ряда экспертов, что при грамотном подходе и соответствующих инвестициях, через несколько лет самая дорогая земля в Архангельске будет на Кегострове. Примеры в мировой практике тому есть, например: остров Свтефана на Адриатике. Остров нищих рыбаков превратился ныне в эксклюзивный отель для миллионеров.

 

А почему бы и нет? Тишь – гладь – божья благодать, фактически сельская местность, а в 20 минутах хода катера – Пур-Наволок, исторический центр!

Внешне Кегостров – совершеннейшая деревня. Ходит внутренний автобус, приурочен к приходу катера. Главная улица – Кегостровская – вымощена бетонными плитами, как Советский проспект в Мезени.

Мы проехались из конца в конец вдоль южной части острова. Основное население сосредоточено именно там. Северная часть – луга, болотины, речные заливы, пойменные озера и труднопроходимые дороги. Сельхозугодья, в основном – бывшие.

На острове очень много развалин чего-то бывшего сельскохозяйственного. В то же время – необычайно много коров, и всюду видны заготовки сена. Неудивительно: работы на острове нет, транспортные проблемы в межсезонье есть, и понятно стремление наладить подсобное хозяйство. Здесь автономия – как залог выживания.

Вторая дорога из бетонных плит проходит в лугах. Возвращаемся к причалу. Народ подтягивается туда же.

Летом население Кегострова заметно увеличивается за счет дачников. Вот и сегодня, в прекрасную солнечную погоду Кего при всей неблагоустроенности выглядит даже привлекательно. А его водное ожерелье просто прекрасно! Но какие здесь ощущения в хмурый ноябрьский круглосуточный дождь – даже страшно представить!

 

Храм Ильи Пророка

Пункт временного проживания для лиц, находящихся под опекой

Неплох Кегостров в хорошую погоду!

Дорога в кегостровских пустошах

 

Бывшее здание аэропорта, ныне – частично жилой дом.

Кегостровский быт

 

Еще про Кегостров: СМДЕСЬ.

Посадка на катер. Курс на Архангельск. На длинном мысу Кегострова, куда зимой выходит ледовая переправа, сейчас стоят рыбаки с машинами. По курсу катера разворачивается исторический Архангельск во всей своей красе. Похожая панорама разворачивалась перед купцами всех стран и народов, поморами, приходящими с опасного промысла, полярными исследователями, возвращающимися из дальних экспедиций. А в такую погоду он просто бесподобен!

 

Коса, оконечность Кегострова

Панорама Архангельска

Древние причалы

 

Высадившись на берег, едем на ЖД-вокзал. Времени осталось не так уж и много.

Поезд № 015Я Архангельск - Москва, отправление в 20-25. За счет пока еще длинного дня, есть возможность увидеть в окно Двину, мосты, Пур-Наволок, а позже - немного посмотреть на тайгу. Обычно все это мы видим только в зимней темноте.