Наши походы

Планы походов

Написать нам

На главную страницу

 

Поход группы Павла Красникова (С.Петербург) по Северному Приладожью.

(Отчёт-рассказ о некатегорийном велопоходе по северному берегу Ладоги, совершённому 9-12 июня 2007 г.)

 

Примечание WEB-администратора:

На летний сезон 2007 года наше сообщество планировало поход вокруг Ладожского озера. По организационным причинам, связанным с необходимостью оформления ряда формальностей для пребывания в проганзоне (не у всех участников была готовность по времени) мы были вынуждены поменять сценарий на поход по землям Карелии, не относящимся к погранзоне: а именно – по Заонежскому полуострову.

На момент подготовки к Ладожскому походу, нам была оказана нам очень большая помощь со стороны Павла в планировании похода, предоставлены исключительно полезные материалы, даны очень ценные советы. Более того: когда общий сценарий похода был изменён на онежский, Павел также дал нам ряд очень ценных рекомендаций. Паша, БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

 

Север Ладоги влечёт к себе огромное количество туристов. Это байдарочники, которые облюбовали побережье, изрезанное шхерами, каякеры, сплавляющиеся по бурным рекам, пешие туристы, бродящие по лесам, и, конечно, велосипедисты, колесящие по окрестным городам и сёлам. Популярность края объясняется большим количеством интересных объектов, прекрасной, порой очень дикой природой. Хорошее транспортное сообщение с Санкт-Петербургом тоже способствует посещению этих мест. Откройте для себя край озёр, рек, скал и водопадов! Насладитесь северным приладожьем!

Участники:

Красников Павел (Trek 4300, навеска Sram X.7 – X.9);

Татаренкова Ольга (GT Avalanche 1.0., навеска Shimano Deore-LX).

Поездка по северному берегу Ладоги задумывалась для «закрепления» пройденного осенью 2006 года маршрута Питкяранта-Импилахти-Ляскеля-Рускеала-Кааламо-Сортавала-Лахденпохья-Куркиёки-Кузнечное, когда проехали мимо многих местных достопримечательностей, а также для изучения района Ляскеля-Янисъярви.

Активная часть маршрута проходила через следующие населённые пункты.

Сортавала – Хелюля – Кирьявалахти – Рауталахти – Ляскеля – Импилахти – мыс Импиниеми (полуостров Хунукка) – Ляскеля – Харлу – Хямекоски – Янисъярви – Алалампи – Пирттипохья – Рускеала – Рюттю – Хелюля – Сортавала.

Пройденное расстояние- 180 км.

Погодные условия. Погодные условия типичные для этого времени года. Дневные температуры +14-+23, ночные +6-+9. В эти дни преобладала переменная облачность, временами шёл дождь. Ветер слабый, переменных направлений.

 

Ввиду сжатых сроков поездки было решено, что до Сортавалы добираемся на дизеле Кузнечное-Сортавала, который ходит 2 раза в сутки. До станции Кузнечное из Санкт-Петербурга можно добраться на электричке с Финляндского вокзала.

Расписание можно посмотреть по ссылке: http://www.tutu.ru/spb/station.php?nnst=40105 (смотрим станцию назначения Кузнечное).

Возвращение с маршрута осуществляется таким же образом: дизель Сортавала-Кузнечное, согласованная электричка до Санкт-Петербурга. Общее время движения около 6,5 часов.

Общая карта похода:

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Из Санкт-Петербурга выехали в 9-го числа на последней электричке, отправляющейся около 20:40. В Кузнечное прибыли в 23:45 и отправились в сторону пос.Богатыри (за ж.д. переездом на лево). Поскольку до отправления утреннего дизеля оставалось около 8 часов, далеко не поехали. Остановились буквально в 2-х километрах от Кузнечного. Учитывая, что утром надо преодолеть обратный путь, да и времени до дизеля не так много, стоянку следует искать именно на таком удалении от станции. Желательно и воду иметь с собой, чтоб не тратить время на поиски ручейка, который летом ещё и пересыхает. Велосипедисты при поиске стоянок имеют приемущество перед пешеходами, т.к. от станции преодолевают расстояние в 1,5-2км всего за несколько минут. Это важно ещё и для конспирации. По этой же причине костёр разводить не рекомендуется Лучше готовить на горелке.

В 01 час уже легли спать.

10-го июня проснулись в 06:30. В Кузнечном были уже в 7:45. Приобрели билеты на дизель. По состоянию на июнь 2007 года они стоят 54 рубля на человека и около 20 рублей попросили за велосипеды. Расплатиться можно и в самом дизеле, но лучше в кассе. При посадке проще будет :)

В дизеле три или четыре вагона, но проводницы по началу открыли только один. Оберегают порядок, наведённый в вагонах. Группе больше двух человек следует ещё при посадки попросить проводницу открыть тамбур последнего вагона и в него загрузить велосипеды. Обычно идут на встречу.

Дизель отправляется из Кузнечного около 8:15, в Сортавалу прибывает около 12 часов.

Провизию можно закупить непосредственно в Сортавале, где есть множество маленьких магазинчиков, а также несколько больших. Например, в северной части на выезде из города.

Мы направились в сторону Хелюля. Перед посёлком (автомобильный мост через речку, вытекающую из Кармаланъярви) первая остановка. Справа гора Паасо, на которой располагалось городище. Велосипеды тащить на верх не имеет смысла. Мы связывали и оставляли в

День 1 (УВЕЛИЧИТЬ)

лесочке неподалёку. Сверху хорошо просматривались. Большой группе на гору можно подниматься по очереди, оставляя дежурных внизу.

С юго-восточной стороны есть хорошо протоптанная тропинка, ведущая прямо к вершине. Сверху открываются прекрасные виды на посёлок Хелюля и его северо-восточные окрестности.

После спуска с горы решили ещё осмотреть монумент, установленный в честь 25-ти летия победы в Великую Отечественную Войну. Расположен он за домами слева от автомобильного моста в сторону Хелюля. Попасть можно через поле и дальше по дорожке или попросится через калитку. Пускают.

После такого насыщенного начала решили пообедать. Вернулись к автомобильному мосту, раскочегарили горелку, поели. Во время приготовления еды я искупался в речке. Понравилось быстрое течение под мостом, с которого местные пацаны прыгали. Я не рискнул, хотя очень хотелось. Вода для начала июня очень тёплая.

Их Хелюля выехали в 15 часов. Определённости по дальнейшему пути следования не было. Был соблазн, учитывая солнечную погоду, рвануть в Рускеалу и посмотреть на мраморный каньон в лучах солнца, но и менять направление маршрута тоже не хотелось. Разум оказался сильнее и мы поехали в Импилахти. Сразу за Хелюля рельеф становится типично карельским с поправкой на близость Ладоги. Подъёмы/спуски довольно пологие, встречаются и покруче.

Дорога до Рауталахти очень живописная, проходит вдоль залива, глубоко врезанного в берег. Слева то и дело наблюдаются пороги гор Петсевара, справа вода и противоположный скалистый берег. Интересно, что глубина этого залива достигает в некоторых местах 90 метров. Ещё мне очень нравится находка инженерной мысли- опора линии электропередач, установленная в заливе на камень.

В Ляскеля следует обязательно остановиться за мостом через Янисъйоки, чтобы насладится огромным водосбросом На противоположном берегу бумагоделательная фабрика. Красному зданию 100 лет. В нём установлено новое оборудование. Здесь мы зависли на час. Какая всё ж мощь у этого потока воды великой реки Янис. От Янисъярви до Ладоги она сбрасывает около 80 метров высоты, боьшую часть на двух водопадах и на этом водосбросе.

От Ляскеля к Керисюрья очень клёвый подъём длиной почти 2 км, набор высоты около 70 м. С него очень здорово лететь вниз.

В Импилахти мы добрались к 20 часам. В посёлке есть несколько магазинов. На полуостров Хунукка ведёт несколько дорог.

Основной ориентир на нужную- магазин «На зелёной», который расположен чуть в стороне от дороги перед спуском к Импилахтскому заливу. Перед спуском слева от дороги будет несколько мемориалов.

Двигаемся по основной дороге, придерживаясь южного направления. У мемориального камня следует свернуть на право. Идём по дороге вверх! (на лево не сворачивать) Далее один из самых неприятных участков дороги. Подъём метров на 50 по разбитой дороге, усыпанной булыжникми. Далее опять двигаемся по основной дороге, идущей на юг в поля. Потом некоторое время никаких отвороток не будет. Едем по полям, потом лесом. На развилке сворачиваем на право! Дорога выходит прямо к озеру Импилампи, на его северный берег.

От Импилахти до Импилампи дорога заняла 2,5 часа. При этом мы ещё и дорогу искали. Вообще это расстояние преодолевается не более чем за 1,5 часа.

На стоянке были в 22:30. До ужина решили побродить по мысу Импиниеми. Поднялись на самую высокую точку, которая расположена в юго-восточной части мыса. Очень впечатляет Ладога в белую ночь!

Потом ужинали, я продолжил свои купальные изыскания. Вода

в Импилампи очень и очень тёплая. Заход в воду- бараний лоб или со скалы. По желанию :)

Легли в 2:30.

Пробег 65 км, из низ 55 асфальт.

11-го июня проснулись в 10 часов.

До завтрака бродили по мысу. Скалы, вода, камни. Потом я опять купался. Вылез на камень в Импилампи. Камень оказался окутан какими-то белыми водорослями, которые с берега я принял за подводную часть камня. Это что-то типа ваты.

Очень понравились божьи коровки на камнях.

Со стоянки выехали в 13 часов.

В Импилахти были в 14:45. 15 минут ушли на подъезд/отъезд к берегу Импилахтского залива для фотографирования скал на противоположном берегу.

В Ляскеля доехали очень быстро. У моста встретились с пограничниками.

Проверили документы, расспросили маршруте, а потом я с ними разговорился.

Убедительно попросили не ехать к Маткаселькя и вообще к границе. Очень волновались за нас, что мы заблудимся и выедем в 5-ти километровую погранзону. Потом нам очень пригодилась их информация о том, как подойти к ГЭС в Харлу и Хямекоски.

 

День 2 (УВЕЛИЧИТЬ)

В Харлу мы попали по дороге, идущей через совхоз. Поворот на неё сразу за кафе «Янис», что за мостом на горочке. Говорят, что в нём можно недорого и вкусно поесть. Мы не заходили. Асфальт закончился.

Дорогу к ГЭС в Харлу найти довольно легко. В 300 м за автомобильным путепроводом направо уходит грунтовая дорога, которая и выводит сначала к развалинам  котельной, а затем и к ГЭС с водопадом. Его шум слышен издалека.

Продолжаем движение в сторону Янисъярви. Дорога грунтовая, рельеф довольно спокойный. Дорога идёт вдоль Янисъйоки, на которой довольно много порогов и перекатов. Несколько раз выходили к реке.

 К ГЭС и водопаду в Хямекоски лучше всего подъезжать следующим образом: после арочного железнодорожного моста поднимаемся в горку, за автобусной остановкой сворачиваем направо по грунтовке. Дальше дорога одна прямо к ГЭС. Всё время спуск.

Затем прямо с велосипедами идём мимо здания ГЭС на север, вдоль реки идёт прекрасная дорожка. Имеет смысл подняться и на саму плотину ГЭС.

Едем вдоль очень красивого и интересного с точки зрения инженерной мысли канала, через 400 выезжаем к финской плотине и водопаду. Здесь мы провели около получаса. Очень красивое место. Где-то по близости можно остановиться на ночёвку, но мы едем дальше. Дорога выводит к разрушенному мосту через Янис. Мимо домов проезжаем дальше, на север. Дорога опять идёт вдоль реки. У арочного финского железнодорожного моста есть небольшая плотина, здесь мы остановились на обед. Глубина реки в этом месте около 6 м. Одинокий рыбак чудил со спиннингом. Он выпускал 100 м лески по течению, а затем водил удочку на себя/от себя. За 45 минут нашего обеда он ничего не выудил, сказал, что раз на раз не приходится.

Далее дорога выводит на берег Янисъярви. Это огромное озеро метеоритного (по некоторым данным, об этом свидетельствуют, например, рельеф дна, форма озера, минералы, образующиеся только при очень высоких температурах и т.д.) происхождения.

На южном берегу небольшой посёлок. Скорее дачи или рыбацкие домики. Народу почти никого.

Была и одинокая палатка с двумя велосипедами под тентом. Тишина.

Довольно долго шли вдоль берега, пока не нашли дорожку к Янисъярви. От посёлка почти всё время подъём, порой очень крутой. Отметка в 117 м на карте обозначена не случайно. Сворачиваем к Алалампи. Запомнились поля с цветами.

Здесь очень важно не пропустить поворот налево, на дорожку ведущую между двух озёр. Их самих не видно, основную дорогу пропустили,  поэтому пришлось ехать по тропинке между домами. При пересечении ручья справа от дороги какие-то старые фундаменты. Здесь было что-то типа мельницы, наверное.

Далее не менее важно свернуть на верную дорогу. Одна, более накатанная, уходит на юг, в сторону гор Петсевара. Мы же свернули на заросшую, в сторону Пирттипохьи.

Это старая финская дорога очень хорошего качества. Автомобили по ней не ездят, т.к. железнодорожных переездов при пересечении железной дороги нет. А пересекать её надо 2 раза. Движение по этой дороге стало одним из самых запоминающихся моментов в походе. К озёрам не выходили. Берега, по-видимому, заболоченные. На дороге в лужах видели медвежьи следы и несколько раз чьи-то экскременты. Педали от этого крутили быстрее. Хоть и не мумиё внутрь, но придаёт силы, так сказать, :)

За Пирттипохьей основная дорога уходит на север. Тут во всю работают лесовозы. Мы же поехали на запад. На развилке что-то типа братского захоронения, но есть и могилы 1980-х годов. Не понятно. Вначале шли метров 150-200 по заросшей тропинке, а потом уже и ехали вниз к железной дороге. Спуск очень крутой.

А за железной дорогой наоборот: очень крутой подъём на отметку в 150 метров. Ещё 4 км пути и мы выезжаем на долгожданный асфальт. Время 00:30. Пользуемся белыми ночами и едем без фонарей.

Изначально я планировал ночёвку на каком-нибудь из озёр или ручье поблизости, но решили поехать ночевать на мраморный каньон. Предусмотрительно набрали воды в Тохмайоки.

На каньон попёрлись с главного входа. Были на месте в 01:00, охранников при этом нисколько не удивили. Наоборот, они сказали, что к ним и под утро группы заявляются. Перед охраной вопрос поставили ребром: где можно палатку поставить. Охранник поломался, а потом отвёл нас на восточный берег каньона за деревья. В этом месте финны начинают новую разработку мрамора. В июне должны были приступить к взрывным работам. Мы пообещали, что утром к 8:30 (у охраны пересменка) спустимся к кассе и заплатим по 40 р. за вход. Думали, что так и будет.

Потом мы ужинали, в июньских сумерках побродили у карьера. Улеглись в 03:00 и, конечно, проспали. Проснулись в 9 часов.

За день проехали 75 км. Из них грунта около 50 км.

12-го июня продолжили осмотр каньона. Утром было пасмурно, потом ненадолго прояснилось, а затем и вовсе дождь начался. Вначале чуть капало, а затем и поливало.

Выехали около 12:30. Доехали до самого посёлка Рускеала Там есть магазин. Затем продолжили путь до водопадов на Тохмайоки. В этом месте снимали эпизоды

 

 

День 3 (УВЕЛИЧИТЬ)

фильма «А зори здесь тихие...». Рядом организована пивнушка с шашлыками.

Времени до дизеля оставалось не так много, но всё же я решил не повторять осенних ошибок и заехать на разрушенную ГЭС. Поворот с шоссе к ГЭС примерно в 800 м от водопадов в сторону Сортавалы. По грунтовой дороге примерно 1 км на запад.

От ГЭС остались только построки, а вот водопад очень впечатляет. Чем-то

напоминает Кивач, хотя такого размаха и нет. Внизу река разливается, образуя озерцо.

Дорога до Хелюля через Рюттю. особо ничем не примечательна. Рельеф типичный для этих мест. За автомобильным мостом опять обедали. Я, не смотря на дождь и низкую температуру, залез-таки в воду. Немного поплавал.

В Сортавале были за час до отправления дизеля. На вокзале

 

 

познакомились с Константином и Ириной, которые с 8-го по 12-е июня проехали от Лодейного поля до Сортавалы. В дизеле и в электричке от Кузнечного ехали вместе.

Проехали 40 км, асфальт, ходового времени всего 2,5 часа.

Поход окончен.

 

Белые ночи это не самое плохое время для посещения Карелии и в частности её Сортавальского района!

 

Наши походы

Планы походов

Написать нам

На главную страницу

 

Hosted by uCoz