День 6: 04.05.18

 

Витебский вокзал – ЖД-заброска до Павловска – Тярлево - Павловский парк – парк Мариенталь – Пушкин – Отдельный парк – Александровский парк – Екатерининский парк.

 

38,3 км.

 

 

На сей раз - нормальный подъем, в 7-00. Сегодня - маршрут по паркам ближайших окрестностей: Павловск, Пушкин, Гатчина. И едем уже не с нашего любимого, Финляндского вокзала, а с Витебского вокзала. От нас до него и пешком-то идти минут 20, а уж на велосипеде - и того быстрее.

Прохладно, переменная облачность.

Начинаем с Павловска. Езды до него - минут 40.

Старинный вокзал. ЖД является естественной границей Павловска и Пушкина, и сделав по Павловску кольцо сложной формы, мы сюда еще вернемся. А сейчас - в Павловский парк.

В процессе подготовки к этой части похода, нас волновал тот же вопрос, что и питерских велосипедистов: вопрос доступа в парки с велосипедом. Проблемы с этим есть, и они постоянно и эмоционально обсуждаются. С одной стороны - чистый воздух, зелень, отличные дорожки, прекрасный антураж, да и просто идеальное место для не очень дальних прогулок. Плюс движение и здоровый образ жизни, т.е.самые декларируемые ценности, что дороже денег. Наконец, общеизвестная истина, что велосипед - самый экологически чистый вид транспорта, и здесь он уместен, как никакой другой.

С другой стороны: парки и дворцы - это все-таки объекты культурного наследия, музеи под открытым небом. Это тоже понятно.

Власть склонна запрещать велосипед. Понятно: ей так проще. Официальная мотивировка проблемы связана не с честными велотуристами, а с триальщиками, даунхильщиками, кросс-кантрийщиками, бээмиксерами и прочими экстремалами, которые, якобы разрушают это культурное наследие, и, якобы создают угрозу честным семейным пешеходам.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Не знаю: может, где-то и создают; может, где-то и разрушают. Но есть и явное желание властей пойти по пути наименьшего сопротивления.

Особенно страдают местные, тихие катальцы, которым и ездить-то особенно негде, как в своем родном парке!

Короче, вокруг этого много копий сломано, и много еще сломается!

Нам же, честным велотуристам, интерес простой. Мы хотим увидеть и объехать интересные места, которые пешком обойти просто нереально.

Информации у нас было много, различной, и, подчас, противоречивой.

И вот мы тут. Главный вход неподалеку. Мы готовы за этот вход заплатить, но ни в чем нет уверенности. Поэтому, мы медленно объезжаем парк с севера, по часовой стрелке. Парк очень большой (для пешеходов), и есть данные, что с его тылов имеются неохраняемые калитки и проломы в заборе. Если нет – вернемся, и попытаемся попасть официально. Не получится – ну, увы, объедем парк по периметру!

Едем по смежному с Павловском поселку Тярлево. Первая калитка. Охрана и касса.

Вторая калитка. Охрана и касса.

Хватит, будем брать билет! Тут ливанул ощутимый дождь. На багажнике мы, который день, возим походный тент, который, пока что, был невостребуемым. Приваливаемся к забору чьей-то дачи, и накрывается тентом сверху.

Дождь вскоре прекратился, и больше не повторялся. Чуть позже снимем и дождевики. А пока берем билеты и входим с велосипедами.

А по правилам оказалось, что можно войти бесплатно, что с велосипедами, что без них с 06:00 до 10:00, и с 17:00 до 21:00.

 

 

 

 

 

 

 

Павловский парк - место очень известное. Подробности о нем:

http://www.pavlovskmuseum.ru/.

https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm

От себя скажем, что он очень большой и приятный для езды, которую при желании, можно растянуть чуть ли не на целый день.

Отметим также, что отдельные части парка имеют свои названия. А если укрупненно, то он состоит из следующих частей:

1) Самая крупная. Стилизация под дикий лес, перемежающийся полями, с использованием участков настоящего дикого леса (пейзажный парк). Но везде есть дорожки и тропинки.

2) Малый пейзажный парк. Статуи и павильоны в сочетании с пейзажем, близким к натуральному лесу. Занимает примерно 1/5 площади парка, и, на наш взгляд, этот сектор наиболее интересен.

3) Геометрически правильные посадки, рисунок дорожек прямоугольной формы, павильоны, статуи и прочее (регулярный парк). Непосредственно перед Большим Павловским дворцом. По территории занимает малую площадь.

 

 

Деление достаточно условное. Есть переходные зоны.

В парк органично вписывается речка Славянка.

 

Новосильвийский мост

Парк Новая Сильвия

 

Розовопавильонная аллея

 

Розовый павильон

Мост-плотина

Парк Старая Сильвия

Апполон в Старой Сильвии

Павильон «Храм Дружбы»

 

Большой пейзажный парк мы объехали гораздо меньше, чем хотелось бы. Он просто еще не просох после зимы, и многие дорожки труднопроходимы.

В Питере и области, между прочим, есть такое явление, незнакомое в Москве. Это "просушка". Примерно каждый апрель, плюс-минус сколько-то дней по погоде, сады и парки либо закрывают на 3 недели, либо ограничивают передвижение по ним. Иначе грунтовые дорожки критично поплывут. Климат! К 1 мая парки обычно стараются открыть.

 

Большой Павловский дворец

Памятник Павлу I

Памятник Марии Федоровне

 

Осмотрев снаружи Павловский дворец, выезжаем за территорию парка.

Посетителям парков в пригородах: если вы хотите посмотреть там ВСЕ дворцы, павильоны, внутренние музейчики – готовьте, минимум, пять тысяч! Объектов - немеряно, и вход в каждый стоит 250 - 300 руб.

Немного едем по городу. Мариентальский пруд на Славянке. На высоком берегу, отражаясь в воде средневековыми контурами, стоит крепость Бип – бывшая резиденция Павла I.

Ее современное состояние: https://bip-hotel.ru/

Павловск – тихий, приятный, зеленый город со зданиями в стиле петербургского классицизма. Чем-то он напоминает Кронштадт, только нет в облике военно-морской строгости и красно-кирпичной фортификационности. Это - город для неспешных прогулок.

 

Крепость Бип (Мариенталь)

Дом Куракиных и церковь Марии Магдалины

Вилла «Миранда»

 

Подробнее о Павловске:

http://vpavlovsk.ru/

https://www.spb-guide.ru/pavlovsk.htm

Павловский вокзал. По пешеходному тоннелю переходим ЖД, и мы уже в городе Пушкин (Царское Село).

Почти сразу же начинается Отдельный парк ("Отдельный" - это название). По нему пока что и едем.

Вокруг ни забора, ни КПП. Сам парк - ярко выраженного "английского типа": большие пустоши с деревьями и отдельными рощицами. Очень быстро доезжаем до Колонистского пруда и Московских ворот - старого здания кордегардии. Тут выходим на городские улицы.

Город типа Павловска, но крупнее. Тот же классицизм: не выше пяти этажей, зелень, бульвары. И спокойствие.

 

Московские ворота

Октябрьский бульвар

Екатерининский собор

Оранжерейная улица

Гостиный двор

 

Доезжаем до Александровского парка. Но сначала - Феодоровский городок. Это - подворье при фамильном храме Романовых Феодоровском соборе (он рядом). Построено под стиль Ивана Грозного. Но в руинах! Похоже, тут начинается какая-то реставрация.

 

Феодоровский городок

Феодоровский городок

Феодоровский собор

 

Александровский парк. Забор вокруг есть, но вход с велосипедами в калитку свободный. Хотя, по официальным правилам, велосипеды здесь под запретом. Но этого никто не соблюдает.

Почти сразу же около входа – красивая, псевдоготическая, Белая башня, здание для проживания и обучения детей Николая I. Хоть и цари, а все же – дети, дворцы им по барабану, а тут башня - прикольно! Наверху есть обзорная площадка, но сейчас она закрыта.

Александровский парк по размерам уступает Павловскому, но тоже достаточно большой. И так же состоит из ландшафтного и регулярного парков. Ну, это классическая схема.

На перекрестке главных аллей – псевдоготическое, краснокирпичное здание, павильон "Арсенал". Тут находится большая коллекция оружия. При наличии времени очень стоит посетить.

 

Белая башня

Лев у Белой башни

Ратная палата

Арсенал

Аллея Александровского парка

 

 

 

Кенотаф Распутина

Заехали в глухой угол парка. Какое-то одинокое захоронение. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не захоронение а кенотаф. Изначально тут был погребен ни кто иной, как Григорий Распутин! А куда его дели потом - это тайна покрытая мраком. На кресте - подобие иконы, где Гришка изображен, как святой, а на табличке он именуется не иначе, как "государев друг".

Поклонники Распутина есть и поныне: СМ.ЗДЕСЬ.

Ну, да ладно, едем дальше!

Регулярная часть парка разделена на квадраты каналоми с мостами. Смотрите фото:

 

 

 

 

 

 

Александровский дворец

 

Вплотную к регулярному парку примыкает строгий, классический, желто-белый Александровский дворец. Сейчас он закрыт на реставрацию, и мы сами смогли его увидеть только на собственной фотографии, высоко подняв руку с фотоаппаратом над глухим забором. Дворец был резиденцией нескольких императоров, включая последнего.

В районе Царскосельского лицея, где учился Пушкин, мы выходим на Дворцовую улицу, разделяющую Александровский парк и Екатерининский парк. Екатерининский парк - особенно шикарный, и музейный вход платный, но с велосипедами нас туда не пустят ни за какие деньги. А попробуем пролезть сами - нас просто вышвырнут, как собак!

Вспомнилось: Петербург, Летний Сад, то ли во времена Петра, то ли Екатерины. На входе объявление: "Собакам и солдатам вход воспрещен!" Я люблю и собак и солдат! Но то что нас всех, и велосипедистов, в том числе, свалили в одну кучу и подвергли жесткой дискриминации - уже в 21-м веке - это нехорошо!

Наше решение: объехать Екатерининский парк по периметру. Для начала с Дворцовой улицы смотрим сквозь решетку на фасад Екатерининского дворца. В отличие от Александровского дворца, это – шикарное, помпезное барокко. Наше мнение: Екатерининский дворец роскошнее Зимнего дворца в Петербурге! По крайней мере, снаружи. А внутри - не забывайте, что там теперь снова находится Янтарная комната!

 

 

Ну и следует помнить, что Екатерининский дворец - это летняя резиденция.

Объезжаем это великолепие (и дворец и парк) по периметру, с внешней стороны ограды.

 

Царскосельский лицей

Екатерининский дворец

Ворота Екатерининского дворца

Арка «Большой Каприз»

 

Сайт музея-заповедника «Царское Село»: http://www.tzar.ru/

Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище (ЛВВМИУ) сейчас оно называется немного по-другому. В 1975 г. его закончил мой родной брат, Ельшаев Александр Николаевич.

Поворот вправо, на Набережную улицу. Красно-кирпичное, готическое здание кирхи Рождества Христова - храм евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В этом же здании теперь находится и Музей истории Ингрии. Вот тут на теме Ингрии еще раз следует остановиться особо.

Кирха Рождества Христова

Народы Ингрии (ижора, водь, карелы, финны-ингерманландцы, да и русские тоже) почти всю историю находились между жерновами - Россией и Швецией. Россия последние 300 лет находится в историческом выигрыше (что было далеко не всегда). Это период относительной стабилизации. Но в ХХ веке Швецию заменила нацистская Германия, и еще добавился новый жернов - Финляндия Маннергейма. Несмотря на декларируемые планы защитить "братские угро-финские народы", Финляндия использовала их проблемы, скорее, как разменную монету. Роковое столетие окончательно перемололо коренные ингрийские этносы почти в полную пыль.

В результате многочисленных политических манипуляций больших наций, общая численность народов Ингрии сократилась до критического минимума.

Мое мнение: наибольший интерес среди коренных народов Ингрии представляют водь и ижора. Но чтобы ознакомиться с их жизнью, надо ехать на Сойкинский и Кургальский полуостров. И поторопиться: строительство порта в Усть-Луге грозит окончательно уничтожить остатки традиционного уклада их жизни, а следом - и сами этносы.

Пока же, в нашем распоряжении - только музей. Да и тот закрыт, как и кирха. Служба бывает только по субботам и воскресеньям, в это же время доступен и музей. Да и то он сейчас на реконструкции, действует только выставка "Твердыни Ингрии". Но эти самые твердыни мы в данном походе и сами изучаем, причем непосредственно.

Ну вот, объезд парка завершен. А в Гатчину мы уже никак не успеваем. Вроде и километраж небольшой, но смотреть все надо качественно!

Вкратце расскажем, как мы планировали Гатчину. В Гатчинский парк там с велосипедами категорически не пускают. На всех входах установлены турникеты. Причем вход БЕСПЛАТНЫЙ! То есть турникеты направлены исключительно на борьбу с велосипедистами! Учитывая это, мы планировали проехаться по городу, объехать по периметру парк, и выкатиться на площадь перед Гатчинским дворцом (резиденция Павла I). И, напоследок, проехать большой парк Зверинец, открытый для доступа. Строго говоря, сейчас это не парк, и даже не лесопарк, а просто лес.

Ну а теперь едем на выброску, на станцию Царское Село со старинным вокзалом.

Подробнее о городе Пушкин:

https://www.spb-guide.ru/pushkin.htm

https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela#.WtTbTOkh3cs

https://pushkin.ru/encycl

По пути до дома высаживаемся в Купчино и заворачиваем к родственникам, живущим там. Купчино – относительно новый, южный «спальный» район Питера. Заметим, что в отличие от центра, тут отношение к микропандусам очень прохладное, и часто приходится скакать через, как здесь говорят, «поребрик».

Возвращаемся на тот же Витебский вокзал, от которого до дома - рукой подать.