День 5: 03.05.18

 

Финляндский вокзал – ЖД-заброска до пл.Куолемаярви – Рябово – озеро Куолемаярви (Пионерское) – линия Маннергейма, укрепрайон Инкиля, дот № 4 – Лужки – Приморское шосее - линия Маннергейма, укрепрайон Инкиля, дот № 6 – бухта Дубковая – Озерки – мыс Стирсудден – мыс Флотский – Пески – Песочное – форт Ино – Приветнинское – Смолячково – Молодежное – Марьина Гора – Серово – Ушково.

 

76,2 км.

 

 

Подъем в 5-00. Пасмурно, прохладно.

По-другому сегодня выехать просто не получится. По нашему направлению, в сутки идут только 4 поезда.

 

Зеленогорск

Дизельный поезд на Выборг

 

Любимый Финляндский вокзал. Едем до Зеленогорска на выборгском поезде. За окном - курортная зона Петербурга, и многочисленные особняки. До 1940 г. это была территория Финляндии. Россия тогда заканчивалась за окраиной Сестрорецка. После Зимней войны почти все названия Карельского перешейка были переименованы в русские, причем новые названия давались без малейшей фантазии: Советское, Комсомольское, Пионерское, Раздольное и т.д. Прямо, как где-нибудь в степях Целины или Кубани! И только консервативные железнодорожники сохранили много финских названий.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Кстати, курортная столица Финского залива называлась у финнов Терийоки.

Вот там-то, с разницей в полчаса, мы пересаживаемся на другой поезд. Тоже выборгский. Только он идет по другой ветке, более извилистой и длинной, однопутной и неэлектрифицированной. Ветка проходит ближе к заливу, и идет в Выборг через Приморск.

Поезд на дизельной тяге, очень современная модель. Удобный салон. Есть места, где можно поставить велосипед. Туалет - как в поездах дальнего следования. И народу мало.

Вскоре за окном исчезли пейзажи питерских приморских курортов, и пошла глухая тайга Карельского перешейка, с затерянными в ней пустынными полустанками и редкими дачными поселками.

Погода поменялась. Солнце и голубое небо! Вообще, питерское утро у нас тут почти всегда одинаковое, и по-московски оно было бы настораживающим. А позже день, чаще всего, оказывается неплохим.

Дизельный поезд на ст.Куолемаярви

Станция Куолемаярви

Платформа Куолемаярви. Низкая, как и все платформы этой ветки. По периметру она отделана, ни много ни мало, основательным гранитным бордюром, видимо еще в финские времена. Здесь это - самый распространенный материал. Рядом - 2 фундамента бывших финских домов, тоже гранитные. Внутри квадратов уже растут большие деревья!

Оз.Куолемаярви (Пионерское)

Оз.Куолемаярви (Пионерское)

Одноэтажный поселок Рябово к северу от ЖД. Наша дорога лежит в южном направлении, но сначала делаем небольшую радиалку в северном направлении до озера Куолемаярви. Вообще-то, теперь оно называется Пионерское. Озеро очень красивое, вытянутое вдаль, дно песчаное.

"Куолемаярви" переводится как "озеро смерти". Но не пугайтесь! Просто, раньше вокруг было много финских деревень, а на дальнем конце озера находилось старинное кладбище. Самая удобная дорога туда - по воде, и лодочные похоронные процессии были не редкими гостями в этих прекрасных водах.

Возвращаемся на переезд, уходим к югу. Прекрасный, пустынный асфальт, вокруг – великолепные, сосновые боры с подлеском из вереска и можжевельника. Холмистый рельеф.

4 км спустя - грунтовый поворот в лес направо. Едем сосновым лесом на радиалку. Грунт - в отличном состоянии. Вспоминаются вчерашние приладожские леса, где сейчас сухого места нет!

 

 

 

 

 

 

Безымянный ручей. Сразу за ним в лесу протянулись ряды вкопанных в землю огромных валунов. Да не простых, а сколотых, так, чтобы они острее были. Ровными полосами они уходят в чащу, и теряются в подлеске. Это противотанковые надолбы времен Зимней войны. Здесь проходила знаменитая линия Маннергейма, укрепрайон Инкиля.

Чуть дальше в лесу - остатки дота. Он взорван, и представляет собой груду из остатков бетонных плит и металлической арматуры. Отчасти угадываются формы сооружений. После повторного взятия линии Маннергейма в 1944 году все укрепления были взорваны нашими саперами. Цель? Видимо, не допустить их повторного использования противником в случае возможного контрнаступления. Вся линия была спланирована финнами с расчетом на оборону от армии с востока. А против западного противника она малоэффективна. Как ружье с пропиленным стволом!

 

Притивотанковая линия

Окопы

Лес Карельского перешеека

Дот Inc4

 

Дот Inc4

Дот Inc4

Дот Inc4

 

Возвращаемся на основную дорогу. Хотя, грунтовка так и манит в лес! Но Карельский перешеек - это тема отдельного, многодневного похода.

Руины финского хутора

Приморское шоссе

Д.Лужки (Карьялайнен, т.е."Карельское"). Заправка в магазине. Перекусываем в сосновом лесу, рядом с грудой кирпичей, поросших толстым слоем мха. Остатки финского хутора.

Выход на перпендикулярное нашему пути шоссе Выборг - Приморск – Зеленогорск, иначе говоря - Приморское шоссе. Оно идет параллельно Финскому заливу, на расстоянии от берега около километра, или меньше. Поворачиваем на шоссе направо: еще одна радиалка к объектам укрепрайона Инкиля.

Через 1,7 км - речка Ахвиоя ("Окуневый ручей", финн.). Ее западный берег раньше представлял собой искусственную, вертикальную стену - эскарп. Сразу за ней - опять противотанковые линии из валунов. Русские употребляли для этого либо сварные ежи, либо бетонные пирамиды. У финнов материал валялся под ногами, только собирай, перетаскивай, обкалывай и устанавливай!

Далее, справа от дороги, на невысоком холме - остатки дота. Рядом - информационный щит.

 

Противотанковые укрепления

Дот Inc6

Дот Inc6

Дот Inc6

 

 

Дот Inc7

Дот Inc7

Дот Inc7

 

Дот Inc7

Дот Inc7

Дот Inc7

 

Подробнее о линии Маннергейма: https://military.wikireading.ru/6899

Зимняя война и финский фронт Отечественной войны – события, широко известные. Гораздо меньше мы знаем о войне с республикой Северная Ингрия, просуществовавшей в 1919 - 1920 гг.

Тут надо внести ясность. Есть финны Суоми (собственно Финляндии), это те, которые живут у себя дома. А есть ингерманландские финны, потомки колонистов, переселенных шведами после захвата Ингрии, земли, населенной ижорой, водью и славянами. По языку и ментальности - это одно и то же, но сами финны между этими двумя этносами проводят очень четкую грань. Вплоть до того, что между собой они никогда не общались, даже в быту.

Все началось с восстания ингерманландцев против Советской власти. Причины ясны: революция, продразверстка, коллективизация, и прочие, мягко говоря, неудобства. Русские люди, так или иначе, но их проглотили. Их менталитет, все-таки – коллективизм, общинность. Финский крестьянин - жесткий единоличник. Они даже живут хуторами, чтобы ближайший сосед находился от тебя не ближе, чем за километр. Легче мусульманина заставить есть свинину, чем финна загнать в колхоз! Отсюда - самопрововозглашенная республика, а дальше - пошло-поехало!...

Это – отдельная, очень интересная тема. Подробнее СМ.ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

В последнее время символика и тема Ингрии бессовестно используется рядом представителей питерской оппозиции, которые, часто, не только не могут связать пару слов по-фински, но и вобще не имеют ни малейшего отношения ни к финскому, на к ингерманландскому народам. Наш проект не имеет ничего общего с питерскими полоумными регионал-экстремистами, которые выбрали Ингрию своим брендом и используют его по делу, и без дела. Очень жаль, что на свои митинги они таскают флаг Ингрии, как нацисты Германии – древнюю, индийскую свастику-солнцеворот - символ долголетия. И нынешние российские граждане ингерманландской национальности относятся к этой деятельности, мягко говоря, без восторга, рассматривая ее, как дискредитацию ингерманландского народа.

 

Есть такая песня: «Omal Maal»! («Своя земля»), авторства ингерманландского поэта, этнографа и лютеранского пастора Арво Сурво, он же – на ВК. Это – знаковая песня Ингрии. Мне очень захотелось перевести ее на русский язык. Не тут-то было!

Для начала, я поискал перевод в интернете. Версии русского текста настолько отличались друг от друга (даже по эмоциональному фону: от безысходной тоски, до откровенной агрессии!), что я понял: это все - скорее не перевод, а «изложение на заданную тему». Поэтому я взялся за работу сам.

При использовании финско-русского переводчика Яндекса, сервис на выходе выдал мне полную ахинею: просто набор слов!

Тогда я принял другую тактику: стал вводить в словарь одно слово за другим, последовательно. А также, сочетать это с введением текста построчно. Сочетание этих двух методов давало интересные результаты.

Сработало! По крайней мере, стало понятно примерное содержание песни. Проблема была еще в том, что исходный текст был написан….не на совсем финском языке – на ингерманландском диалекте. В результате, некоторые слова не переводились совсем – в официальном, финско-русском, электронном словаре, такого варианта написания просто нет. Кое-что приходилось догадываться по смыслу.

Получилось. Несколько позже, я нашел в сети видеозапись, где сам автор исполняет под гитару свою песню на русском языке. И я тогда понял: перевод удался! Даже, на мой взгляд, вышло еще лучше. Видимо, Арво Сурво решил сделать перевод максимально дословным, что сказалось на общем звучании. А потом, я уже заметил ранее, что, если русский рифмованный текст пишет нерусский автор, этот текст звучит несколько наивно. Даже, если он безупречен, с точки зрения русской грамотности. А русский язык Арво знает не хуже нас с Вами.

Итак, «Своя Земля»:

 

Omal' maal', omal' maal',

Omal' kotimaal,

Missä saan rauhan sydämeen

Mä sinne kaipaan vain.

 

Ei tämä maa, oo oma maa,

Se ompi vieras maa,

Mun isänmaani Inkeri

Oi, sinne kaipaan vain.

 

Jo täältä kohti maatamme

Luon mä katseni,

Stellä on monta ystävä,

Oi, sinne kaipaan vain.

 

Kohtako, kohtako

Loppuu taistelu,

Nyt kuluu "Nouse, Inkeri"

Syn päiväs koittaa jo.

 

 

Русский текст:

 

Ингрия, Ингрия,

Родина моя,

Благословенная земля,

Там, где был счастлив я!

 

Ни вблизи, ни в дали,

Ни в какой стране,

Без света звезд моей земли

Нету удачи мне!

 

Кровью путь наш полит

Дедов и отцов,

И до сих пор душа болит

Возле могил бойцов.

 

Был давно кончен бой,

И далеко друзья,

Но гордый дух всегда с тобой,

Ингрия моя!

 

Песня «Omal Maal» в исполнении Эйлы Ринне и группы «Sattuma»: https://yadi.sk/d/ixyZuVNoek9JVw

 

Но мы сейчас находимся в бывшей, исторической Суоми, не Ингрии, как таковой. И нам пора ехать.

Возвращаемся на наш перекресток, и продолжаем движение по Приморскому шоссе на восток. То есть – в обратном направлении.

Асфальт - отличный. Шоссе - полупустое. Рельеф - холмистый. Дорога - извилистая. Вокруг – прекрасные сосновые леса.

Справа - металлические ворота. Это - база отдыха «Окуневая». Вход свободный. Заезжаем посмотреть.

Домики под пологом соснового бора. Большая, полукруглая бухта Дубковая (бухта Окуневая, почему-то, находится в 5 км северо-западнее). Песчаный пляж с раскидаными валунами. Причал для яхт и катеров. Длинный мол из валунов, с деревянной часовней Николая Чудотворца на оконечности. Тишина! Видимо, еще не сезон.

Берег очень пологий и мелководный. Песок нагревается на солнце, и при соприкосновении с холодной водой образует пелену стелящегося тумана высотой по пояс. Море парит!

 

Приморское шоссе

Бухта Дубковая

Бухта Дубковая

Финский залив

 

Балтийские воды

Часовня Николая Чудотворца

Море парит…

Часовня Николая Чудотворца

 

Здесь уже явственно пахнет морем. Пробуем соленость на вкус. Что за черт! Вода совершенно пресная! Ну, может - бухта такая, может - ручей впадает, может - течение какое....вон, в Белом море соленость, прямо при нас, тоже иногда менялась. Ладно, потом еще попробуем воду на открытом участке!

Снова шоссе. Деревня Озерки (Сейвясте), раскиданная на пару километров редкой застройкой. Дома - как старые деревенские, так и новые коттеджи.

Слева от дороги местность поднимается уступом. И дальше он будет еще выше.

Участок битой дороги. Потом снова хороший асфальт. На этом участке лес становится преимущественно еловым, ненадолго.

Вправо, в сторону залива, время от времени сворачивают грунтовки. Выбираем одну, покрасивше. Красивейшим дюнным лесом выходим на шикарный пляж с метеостанцией.

Озерки:

 

 

 

 

 

 

3 км спустя – еще одна радиалка к берегу залива. Балтийское море – это, без преувеличения, главная достопримечательность нашего похода. Этого дня – уж точно! И времени на такие радиалки - не жалко!

В море вдается небольшой полуостров из больших валунов, с подводным продолжением. Это - мыс Стирсудден.

В прошлогоднем велопоходе по Терскому берегу Белого моря, на Кольском полуострове, мы наблюдали на берегу такую растительность: большие, многометровые подушки из плотного, низкорослого можжевельника, порой занимающие площадь с дворовую хоккейную коробку и больше. Очень красиво! Тут, на балтийском берегу, место можжевельника занимает шиповник, такой же плотный и низкорослый: до колена. И такие же большие подушки. Сейчас шиповник - без листьев, только множество сухих, прошлогодних плодов. Когда он будет зеленый, и усеянный розовыми цветами, это будет великолепное зрелище!

А можжевельника здесь тоже хватает. Порой, в гигантских, древовидных формах, см.фото:

 

Мыс Стирсудден:

 

 

 

 

Древовидный можжевельник

 

 

 

Шиповник ранней весной

 

 

 

Обзор на залив до горизонта. Прибой.

И здесь, на открытом берегу, вода точно такая же - пресная!

Уже потом мы узнали, что это нормально, так и должно быть. Балтийское море - самое пресное море в мире: всего 2% солености. Это единственное море, воду которого можно пить без ущерба для здоровья. Но, тоже, не до бесконечности!

 

 

А морской запах-то - самый натуральный! Почему такое несоответствие?

Вот так! И это легендарная Балтика, море всех морей, колыбель Революции! Вот так рушатся стереотипы! (Шутка!)

Ручьи Карельского перешеека

Балтийский уступ

Шоссе. Уступ слева все повышается. Сосны растут вверху на крутых склонах. К морю сбегают небольшие порожистые речки, и кое-где образуют небольшие водопады.

Дорога совсем близко подошла к заливу. Еще один выход на берег. Мыс Флотский. Строго говоря, мыс находится 1 км западнее, мы же останавливаемся на площадке возле самой дороги.

Как всегда, сосны, песок и валуны. Отсюда просматривается южный берег залива. В бинокль различим его высокий, тянущийся до Эстонии глинт (обрыв), и даже зубчатая стена леса наверху. Виден Кронштадт, главным образом - купол Морского собора. Невооруженным глазом видны трубы Ленинградской АЭС в г.Сосновый Бор. И еще много чего интересного, но с ходу - неидентифицируемого.

Мыс Флотский

Мыс Флотский

Мыс Флотский

Дальше по берегу, в восточном направлении просматривается какая-то гора, прижимающаяся к морю. Поедем - увидим.

И действительно: дорога, отойдя от моря, стала взбираться вверх. Длинный тягун. А с его вершины стал открываться вид на залив за нашей спиной.

Наверху плато. Сосновый лес. Тут хорошо видна ярусность балтийского склона. Справа местность слегка наклонена в сторону залива. Дальше в лесу наклон обещает стать гораздо больше, среди сосен кое-где проблескивает залив, и он - явно внизу.

Слева от дороги вверх идет очередная ступень, но пологая.

Населенный пункт называется Пески (Вохнала), но, видимо, он внизу, на берегу. А здесь - только грунтовка вправо в лес. Проверяем ее.

Не миновало и 100 м, как мы уперлись в ворота. Бывший п/л "Алые Паруса".

- Там спуск к морю? - спросила Лена у охраны.

- Да, к океану! - ответил человек. J

Дело в том, что у питерских слово "море" не в ходу. Они говорят: "залив".

А мы-то промеж себя называем "морем" даже Иваньковское водохранилище!

Шоссе, потихоньку, но явно идет вниз. Территория п/л кончается. Далее – забор коттеджного поселка "Финский Бриз". Он, вскоре, тоже кончается, и начинается старый, грязный забор. Это – полигон электромагнитных взаимодействий. С шоссе за забором виден только лес.

Еще дальше, за таким же грязным забором, идет бывшая территория старого русского форта Ино. А сейчас тут и воинские части, и всякая чертовня, и даже хранилище радиоактивных отходов (маленькое).

Форт Ино не такой уж и старый. На боевое дежурство он был поставлен перед Первой Мировой, и вместе с фортом Красная Горка, что находится напротив, на южном берегу, они составляли вторую, после Кронштадта, линию морской обороны Петербурга. Форты были оснащены дальнобойной артиллерией, и каждый перекрывал огнем свою половину залива.

Форт Ино не успел сделать ни единого выстрела. После того, как красные проиграли гражданскую войну в Финляндии (и здесь, контры, не захотели в колхоз пойти!), территория отошла от России. Финны быстренько разобрали тут, что сумели, и использовали фрагменты для строительства линии Маннергейма. По освобождении (или, как любят говорить наши западные, так называемые "партнеры" - "аннексии") края, мы восстанавливать объект не стали.

Территория форта - примерно 2х1 км. Вот и первый вход, бывшая старая проходная уже советского военного городка Песочное (Инониеми). Но мы попробуем войти не здесь, а с восточного края забора.

Остатки противопехотных заграждений

А вот и он. Проезжаем между несколькими, жилыми, 2-этажными развалюхами, и вот он - вход. Рядом с воротами воинской части. На древней, обшарпанной табличке написано: "Частная собственность. Вход воспрещен." Если бы не русский текст, я бы подумал, что она тут висит со времен Зимней войны!

Мы жестко, на эмоциях, подискутировали на тему: стоит ли идти в форт. Коллективный разум, похоже, возобладал. Все-таки форт Ино - это сталкерский формат, и заслуживает особой покатушки. А время уже далеко за полдень. Едем дальше!

Подробнее о форте Ино СМ.ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Трасса. Приветнинское (Инокюля). Чувствуется близость курортного района. Коттеджные поселки, склады какие-то. А вот уже и курортная застройка в чистом виде, и стела "Санкт-Петербург". Ну, по факту здесь - такой же Питер, как в Наро-Фоминске - Москва.

Марьина Гора. Остатки укрепрайона «Карельский Вал».

Смолячково (Лаутаранта). Трафик возрастает. С правой стороны дороги – широкий, непрерывный тротуар, пока что - несколько битый. Пригородная застройка - под пологом старого леса. Здесь он больше еловый.

Смолячково плавно и незаметно переходит в Молодежное (Метсякюля, "Лесная Деревня"). К трассе подходят высокие холмы. В глубокой долине течет быстрая Черная речка. Немного не доезжая до моста через нее, уходим влево. Радиалка на Марьину Гору. На ее плоской вершине находятся: горнолыжный трамплин, остатки старинной усадьбы Мариоки и остатки финского укрепрайона линии VT.

Осмотрев Марину Гору, возвращаемся на мост через Черную речку. Курортная зона пошла непрерывно, как в Сочах. Поселок Серово (Ваммелсуу). Приморский бульвар, широкий, с отличным асфальтом. Идет почти по берегу, отделенный от моря только узкой парковой полосой. Слева от дороги - очень высокий песчаный обрыв. Неофициальное название - "Гора Смерти". Опять пугающее название, с самыми фантастическими объяснениями! То финнов тут полегло немеряно, то красноармейцев, то вообще - какая-то аномальная зона! На деле же, все здесь очень прозаично. В этом лесопарке постоянно бегала серьезная спортивная группа. И заключительным этапом кросса был подъем бегом на эту гору, после чего многие просто валились на землю. Спортсмены ее так и назвали!

Ушково. Пешеходная зона Приморского шоссе.

 

С горы открывается великолепный обзор на округу. Но подъем сделать уже не успеем. Это не отмазка: действительно, жаль, что не успеем. Моя ошибка: я Марьину Гору сначала принял за нее!

Ушково (Тюрисевя), заключительный пункт сегодняшнего дня. Сворачиваем с бульвара и с шоссе влево, на Советскую улицу.  Крутой подъем на уступ залива.

Тихими, дачными переулками выходим на станцию Ушково.

Карельский перешеек сказочно красив, и заслуживает отдельного многодневного похода с палаткой!