День 4: 02.05.18

 

Финляндский вокзал – ЖД-заброска до ст.Ладожское Озеро – Осиновецкий маяк – Дорога Жизни - мемориал «Разорванное Кольцо» - Ваганово – Ладожский Трудпоселок – Ганнибаловка – поселок им.Морозова – крепость Орешек – ст.Петрокрепость.

 

35,6 км.

 

 

Прохладно, густой туман. Сегодняшняя программа: Ладожское озеро и крепость Орешек.

До Финляндского вокзала едем уже полюбившимся нам путем: по набережной Фонтанки. Подъезжая по набережной Кутузова к Литейному мосту, мы видим на другом берегу Невы в здании гостиницы "Ленинград" (в настоящее время - "Санкт-Петербург") огромную полукруглую арку, которой здесь никогда не было. Либо тут произошли изменения за последние годы, либо это память меня подводит...странно!

Финляндский вокзал

Когда этим вечером мы ехали здесь обратно, загадка разрешилась. Это на площади перед гостиницей стоит белый воздушный шар для катания публики над Невой, и в день нашего приезда он летал тут вовсю. Просто утренний туман скрыл подробности, и полукруглый верх шара произвел полный эффект огромной подворотни!

С Финляндского вокзала есть отдельная ЖД-ветка через Всеволожск, с конечной станцией "Ладожское Озеро". Это – наше сегодняшнее направление.

Время езды - час с небольшим. Тихая, безлюдная станция. Но - основательно построена, с большим, вокзальным зданием в виде двускатной крыши до земли. Здесь в войну начиналась "Дорога Жизни".

 

Станция Ладожское Озеро

Паровоз «Дороги Жизни»

 

Памятник кораблям «Дороги Жизни»

(УВЕЛИЧИТЬ)

Одноименный маленький поселок. К северу от него – большая, многокилометровая, огороженная территория - военный полигон, еще пока действующий. Берег озера - в двух шагах. Выезжаем на него.

Красивое место: песчаный берег с небольшой сосновой рощей и маленьким обрывом. Явно популярное место пикников. Вот и сейчас тут стоит небольшая группа. Ладога - во всю ширь. Линия горизонта скрыта в тумане. Водная гладь уходит в никуда. Тишина. Чуть слышно плещутся совсем маленькие волны.

Уровень озера высокий. Некогда я был здесь в ноябре, и под небольшим обрывчиком, на месте нынешней воды была широкая полоса песчаного пляжа, с разбросанными, большими валунами.

 

На Ладоге

На Ладоге

База «Осиновецкий маяк»

На Ладоге

База «Осиновецкий маяк»

 

Тут начинается безлюдный асфальт южного направления, идущий рядом с берегом. Едем.

Сразу же проезжаем находящийся слева музей "Дорога Жизни" с военной техникой.

Вскоре, слева в тумане, появляется Осиновецкий маяк, самый высокий на Ладоге. Выходим на берег. Шикарный песчаный пляж, в большой своей части - не затронутый половодьем. Здесь находится база отдыха "Осиновецкий Маяк". Безлюдье.

 

Близ Осиновецкого маяка

Близ Осиновецкого маяка

Осиновецкий маяк

База «Осиновецкий маяк»

 

Едем дальше. Слева – берег, справа – глухое, мокрое чернолесье. Огромный лес, он тянется до Всеволожска.

Высокий песчаный берег сменяется низким, с тростниками, кустами и деревьями ольхи. Кусты и деревья торчат из озера. Высокая вода.

 

Приладожские леса

Высокая вода на Ладоге

Высокая вода на Ладоге

Приладожские леса

 

Через каждый километр дороги стоит каменная стела с надписью: "Дорога Жизни" и километражом до Ленинграда. Вскоре, слева появляется мемориальный комплекс "Разорванное Кольцо" (имеется ввиду разрыв блокады). Тут была стыковка водного (зимой - ледового) и сухопутного пути. Невдалеке - мол из валунов, причал времен войны. Внушительных размеров арка из бетона в виде разорванного кольца. Несколько китайских тургрупп. Их в Питере, вообще, много.

 

Дорога Жизни

Дорога Жизни

Мемориал «Разорванное Кольцо»

 

Мемориал «Разорванное Кольцо»

Мемориал «Разорванное Кольцо»

 

 

На юг дорога идет через деревню Коккорево (именно так: с двумя "к", по-ингерманландски). А мы поворачиваем строго на восток, и уходим от озера. Это - продолжение Дороги Жизни.

Большая деревня Ваганово. Их профессия - рыба. Во всех видах: копченая, вяленая, сушеная. В деревне, как минимум, три рыбных магазина. Ну, грех не взять терпуга (готовят отлично, он у нас еще будет таять во рту!).

Развилка посередине деревни. Направо - продолжение Дороги Жизни. Нам - налево.

Дальше - леса; глухие, ингрийские леса. В этих местах редко, но попадаются отдельно стоящие хутора, прямо как в Псковской области на территориях, пограничных с Эстонией и Латвией.

 

Ингрийские леса

Ваганово – рыбная деревня

Ингрийские леса

Ингрийские леса

Инргерманландская весна

 

Туман рассеивается, погода понемногу разгуливается. Становится чуть теплее.

И вот населенка. Поселок имени Морозова, или, попросту "Морозовка".

Нельзя не упомянуть про Николая Морозова. Это был удивительный человек! За 25 лет одиночного заключения в Шлиссельбургской крепости, он выучил более 10 иностранных языков и написал море научных трудов. Да, плюс, еще в этих условиях сам себя вылечил от туберкулеза! После освобождения в 1905 г. его еще дважды сажали за политику, а в СССР он возглавлял серьезное учреждение, и дожил более, чем до 90 лет!

Сам поселок – пятиэтажный, хрущевский. Находим улицу Скворцова (влево от главной дороги) и выходим к истоку Невы.

На острове Ореховый, там, где кончается Ладога и начинается Нева, во всей красе предстает древняя новгородская крепость Орешек (Шлиссельбургская). Здесь же - причал регулярной переправы на остров, 250 руб.с человека в оба конца. Аналогичная переправа действует и с другой стороны - из Шлиссельбурга. Мы выбрали морозовских: они дают возможность взять с собой велосипед, вместо того, чтобы оставить его на пристани, пусть хоть и под охраной. И очень подкупило то, что на письма они отвечают моментально. Ответы же от шлиссельбургских через интернет приходили медленнее, чем бумажная почта во времена Петра!

Сайт перевозчика из Морозовки: https://petrokrepost.ru/ и страница в соцсетях: https://vk.com/buhta_petrokrepost.

В распоряжении перевозчика - 2 судна: "Верный" и "Ингрия" (я полюбил их уже за одни названия!). "Верный" - судно открытое, более летнего типа, поэтому рейсы сейчас делает "Ингрия" (я особенно полюбил ее за название!). Судно ходит, примерно, каждые 15 минут.

На причале к нам подошла девушка со значком перевозчика на куртке, и попросила спозировать для фото. "Для хроники, для сайта!" - подумали мы.

На обратном пути мы вспомним этот момент.

Все плавание занимает минут 10 максимум. На причале мы приковали тросом велосипеды под наблюдение охраны (это лучше, чем на материке), и взяли билет в крепость за 300 р.

 

Остров Ореховый. Вид из Морозовки.

Переправа на остров Ореховый

Переправа на остров Ореховый

Ингрия!!!

Крепость Орешек. Внешний периметр.

 

Мощные, каменные стены и башни в основном отреставрированы. За доп.плату можно подняться на забрало стены (восстановлено частично). Внутри крепости - руины собора Рождества Иоанна Предтечи, разрушенного в годы Отечественной войны. Его так и оставили, в качестве памятника, как "Дом Павлова" в Сталинграде.

Общеизвестно, что крепость Орешек, в силу своего стратегического положения, многократно переходила от русских к шведам и обратно, а последний раз окончательно была взята Петром. Менее известно, что в годы Отечественной войны тут находился узел обороны, который так и не был взят немцами. Вдумайтесь: одно дело - блокада миллионного города, а другое - крохотного острова!

 

Крепость Орешек. Внешний периметр.

Вход в крепость

Государева (Воротная) башня

Вход в крепость

Вход в крепость

 

Руины Предтеченского собора

Развалины тюремного корпуса № 1

Памятник защитникам Орехового острова

Внутренний двор крепости

Внутренний двор крепости

 

По утрате оборонного значения после Северной войны крепость была перепрофилирована в место заключения. Сохранилось следующее:

1) Каторжная тюрьма для простолюдинов (3 корпуса). Разрушена в войну. Восстанавливать не стали.

2) "новая тюрьма" для особо опасных политических.

3) "секретный дом" для ВИП-персон, вроде императора Иоанна Антоновича Брауншвейгского.

Из разговора с друзьями об истории:

- ...да нет, то была Брауншвейгская династия. А это - Голштинская…

 - Блин, "русские государи", так их разэдак!.... J

Феноменальное явление: политические узники крепости часто отличались отменным здоровьем и долголетием. Про Морозова мы уже говорили. Но он далеко не был исключением. Мистика какая-то!

Впрочем без мистики тут, похоже, не обошлось. Интересный материал об этом СМ.ЗДЕСЬ.

 

 

Сверху со стены хорошо видно, как вдаль уходит Нева. На одном берегу - Шлиссельбург. На противоположном - Морозовка. А с четвертой стороны раскинулось во всей красе Ладожское озеро!

Теперь надо обойти крепость по кругу снизу. Но, вскоре, с северо-запада пришла фиолетовая туча и пролилась хорошим дождем, без перспектив улучшения. Что ж, пора снова садиться на "Ингрию"!

Переждав пик ливня в одной из башен, идем на корабль. Пока ожидали судно, погода не только улучшилась, а стала почти идеальной. Но время к вечеру, по любому.

Подробнее о крепости Орешек: https://www.spb-guide.ru/oreshek.htm

Интерактивная схема крепости Орешек:СМ.ЗДЕСЬ.

 

Вид на Шлиссельбург с крепостной стены

Ладожский берег

Нарышкина башня

Вид на Ладогу с крепостной стены

 

Головкина башня

Подземелье Нарышкиной башни

У северной стены

Вид на Морозовку

 

На крепостной стене

На крепостной стене

Государева (Воротная) башня

 

По начальному плану, теперь надо бы доехать до моста через Неву и посетить старинный Шлиссельбург, с его началом Старолодажского и Новоладожского каналов. Посчитали время и расстояние. Все отлично, в 23-00 точно будем дома! Но, учитывая, что завтра у нас - Карельский перешеек, и подъем в 5-00, а мы уже который день спим по минимуму, мы решили дать себе фору. На сегодня - достаточно.

По прибытии в Морозовку нас на причале остановил молодой человек, и предложил следующий сувенир. Небольшая тарелочка-магнит. По кругу: надпись "Крепость Орешек", фото крепостных башен, Разорванного Кольца, Дороги Жизни, и прочих здешних достопримов, а по центру - наше фото с велосипедами и в шлемах, что сделали на этом же причале несколько часов назад. Причем, изделие было в трех вариантах: фото каждого в отдельности, и все вместе. Ну как тут не купить! Вот так у них поставлено дело. А в случае отказа тарелки не пропадут: на центр нанесут другое фото!

В Морозовке есть остановка электрички – Петрокрепость, еще одной ветки Финляндского вокзала, с конечным пунктом Невская Дубровка. Вот отсюда мы и поедем. От пристани до станции - меньше километра. Пока есть время, мы чуть-чуть поездили по поселку. Посмотрели интересно устроенную стоянку местных лодок. На мелководье - 4 металлические сваи, поднимаются из воды на 2 метра и держат наверху прямоугольный каркас. Под ним подвешивается лодка. При помощи поворотного механизма она спускается на тросах, прямо на воду. Некоторые лодки лежат сверху, на каркасе, в перевернутом виде. Надо полагать - на длительном хранении, чтобы не заливало дождевой водой.

 

Вид на Ореховый из Морозовки

Лодочная стоянка

 

ЖД-станция Петрокрепость

 

Возвращаемся в Питер засветло. Есть время выспаться перед Карельским перешейком.