День 2: 30.04.18

 

Горская – Северный форт № 7 - Северный форт № 3 – 19-й квартал – Кронштадтская крепость -  Северный форт № 1 – Горская.

 

56,4 км.

 

 

Подъем в 06-40. Пасмурно, +8 С. Следует сказать, что все последующее время такая температура была для нас нормой. Иногда было +12. Но из-за ветра этого, чаще всего, не ощущалось.

Сегодня едем в Кронштадт. А для начала - на Финский залив. По результатам вчерашнего дня мы решили, что путь на Финляндский вокзал через стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону - неудобный вариант. Теперь мы выезжаем на набережную Фонтанки через уломоносова, и движемся по северному берегу набережной. Здесь есть выделенная велодорожка. Можно ехать и по самому краю набережной, но гранитное покрытие здесь старое, стыки плит неровные. Сама гранитная полоса довольно узкая, и расходиться с пешеходами тут не всегда удобно.

Утренний Петербург разительно отличается от вечернего. Едется свободно! И дело не в набережной: как мы увидим позже, вечером тут тоже будет все по-другому.

Аничков мост со знаменитыми конями. Немного дальше - Михайловский замок. После войны в нем находилось Ленинградское военно-инженерное училище. Его также заканчивал мой отец до учебы в академии Можайского.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Аничков мост

Михайловский замок

Финляндский вокзал

Летний сад. Тут мы пересекаем Фонтанку, и едем по другой стороне, до набережной Кутузова. Теперь - до Литейного моста, а тут и Финляндский вокзал уже в двух шагах!

Итого: от порога дома до отправления электрички - час и десять минут. Есть время не только спокойно взять билеты, но и попить кофе!

С билетами здесь строго. Турникетная система - как у нас, билеты на велосипед тут не спрашивают, а вот в поезде спросят обязательно. Может быть, и можно поторговаться, по нашему обычаю, но мы сочли это лишним в дальнем выезде.

Как Вы, уже, наверное, поняли, программа по ближней Ингрии будет копировать схему наших, подмосковных покатушек выходного дня с использованием электрички. Каждый день - то же самое, как у нас в выходные, только регион другой. В городах поменьше мы при подобной схеме вообще обходились без ЖД, но здесь, все-таки, мегаполис!

Электричка на Сестрорецк. Почти пустая! И эта ситуация будет у нас повторяться каждый день! По возвращению на Родину, друзья-велосипедисты по этому поводу сказали, что праздники тут, в общем-то, не причем. Для Питера это норма. Ну, может, в обычные дни народа несколько больше.

Хотя мне доводилось видеть электрички из Кузнечного, просто переполненные турьем. Именно турьем, а не бабками с тележками! Ну, с туристами всегда договориться можно!

Подвижной состав заслуживает самых лучших слов. В основном, это поезда Торжокского завода, со старой, доброй планировкой, удобной для размещения велосипедов, и прекрасными багажными полками для размещения лыж (что сейчас не актуально). Туалеты, в отличие от наших - чистые и удобные, и - о чудо - смывные! Попадаются, правда, и наши демиховские составы, черти их не видали!

Разместившись с комфортом, как раньше бывало и в Московской области, едем до сторская. Это где-то около часа.

Горская - это почти окраина Сестрорецка. Кронштадтская дамба отсюда в двух шагах. По ней проходит КАД - кольцевая окружная дорога, ее линия проходит прямо над платформой. В нескольких метрах южнее платформы проходит оживленное Приморское шоссе. Переходим его, и слева от дамбы (если смотреть на залив) находим пустую асфальтовую дорожку в полях. По ней - меньше километра до Финского залива.

Над заливом тишина, почти полный штиль. Интересно, а как по ту сторону дамбы? Пока мы этого не видим, позже скажем почему. А пока поднимаемся на дамбу по бетонной лестнице.

Дорога наверху - по 2 полосы в каждую сторону. Обочина узкая. Трафик жесткий, много большегрузных фур. Мое мнение: если Вы едете одни - при хорошей подготовке и крепких нервах рискнуть можно. Люди, во всяком случае, иногда ездят. Но если вы ведете группу (да хоть из одного человека) - не берите грех на душу!

Вдоль левого края дамбы (по ходу на Кронштадт), внизу, чуть выше уровня залива идет техническая дорога: широкий асфальт. Но не везде. В дамбе, под полотном шоссе, местами сделаны проходы для воды, которые, в случае угрозы наводнения можно перекрыть заслонками. Здесь техническая дорога разрывается, и нужно подняться на дамбу, в обход закрытых решеткой технических проездов, на трассу. В этих случаях везде есть грунтовые тропинки. Наверху есть неширокая пешеходная полоса, отделенная барьером от проезжей части. Ее ширина позволяет ехать в один ряд. Проехав проход для воды, снова спускаемся на очередной отрезок технической дороги. И так несколько раз.

 

Кронштадская дамба. Невская губа.

Техническая дорога

Пешеходная полоса

Водопропускное сооружение

 

Эта система дорог есть только с одной стороны. И она абсолютно безопасна.

Погода разгуливается, появляется солнце, становится тепло.

Кронштадт стоит на острове Котлин, что находится примерно посредине Финского залива, а точнее - его самой узкой, восточной части: Невской губы. Всем известно, что это была главная база Балтийского флота со времен Петра. Вокруг Котлина была создана система фортов на насыпных островах, с целью перекрытия подступов к Кронштадту при помощи артиллерийского огня. Создание искусственных островов стало возможно, потому что глубина Невской губы не превышает 3 м. История фортов, техника их создания, обустройство и инженерные вопросы – отдельная, интереснейшая тема, по которой есть много источников. Например:

https://ru.wikipedia.org/?oldid=95534096

http://www.kronstadt.ru/kronstadt_forts.htm

https://www.spb-guide.ru/page_5103.htm

Северный форт № 7

В наше время, в связи с переносом главной базы Балтийского флота в Балтийск (Калининградская обл.) и пересмотром режима секретности, многие форты стали доступны, как экскурсионные объекты. Этим занимается целый ряд петербургских туроператоров, доставляя на острова посетителей по воде. Но некоторые форты теперь доступны и с суши: дамба подошла к ним слишком близко. Мы подъезжаем к одному из них: Северному форту № 7.

Кронштадтские форты к востоку от Дамбы

Кронштадтские форты находятся в разной степени сохранности, но у всех эта сохранность далеко не лучшая. Делались попытки брать отдельные форты в аренду, с целью создать туристический объект, и с обязательствами произвести реставрацию. Этот форт явно был взят в аренду, но здесь, как говорится, и "конь не валялся". Сам форт в руинах. Есть пара бытовок, туалет и склад каких- то досок. По территории бродят собаки подозрительного вида. Не осматриваем, от греха подальше.

Кронштадская дамба

Штиль над Невской губой

Хорошо видны соседние острова с фортами, также в руинированном состоянии.

Следующий форт доступный с дамбы: Северный № 3. Взят в аренду. Здесь подход к делу чуть серьезнее, территория обнесена решетчатым забором. За ней, помимо неотреставрированного форта, есть летнее кафе и собаки, не просто подозрительного вида, а откровенно агрессивные. Тут забор пошел только на пользу!

Между северным берегом Финского залива и Котлином, середина дамбы имеет вид очень пологого моста. Его центральная часть перекинута над проходом для судов типа "река-море", следующих в Петербург по морскому каналу, прорытому на дне. А проход для океанских судов сделан южнее Котлина, и шоссе проходит в том месте по тоннелю, под дном залива. Оба морских прохода в случае угрозы наводнения перекрываются массивными воротами.

Северный морской проход

Мост над северным проходом

Мост над северным проходом

Кронштадтская дамба - интереснейшее инженерное сооружение! Подробнее: СМДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Перегон над морским проходом. Пешеходная полоса есть, но крайне узкая. Провести велосипед пешком можно, но медленно.

С высоты моста отсюда видна основная акватория Финского залива, что находится к западу от дамбы. Сейчас там тоже тихая погода, близкая к штилю. Обзор дамбы вперед и назад, отсюда особенно красив.

Центральная секция моста, прямо над судовым ходом. Пешеходная полоса есть, но она завалена кучами зимней дорожной грязи, между которыми сверкают небольшие лужи. А в центре секции на полосе еще и установлен металлический столб с неким подобием светофора (для судов). По любому, приходится перелезать с велосипедами через барьер, и преодолевать участок быстрым шагом по узкой обочине. Затем залезаем обратно на пешеходную полосу. Еще некоторое время ведем велосипед пешком. Потом начинается традиционное для дамбы чередование участков.

Первоначальный план был таков: детально объехать Кронштадт и продолжить путь по дамбе до южного берега Финского залива и города Ломоносов. Уже позже, мы узнали про подводный тоннель, длиной 1 км. Этот участок дороги не просто неприятный, а опасный. И дорожная служба может в тоннель просто нас не пустить. Хотя были случаи, что люди ездили.

Поэтому возвращаться мы будем этой же дорогой, и выбрасываться через Горскую.

А сейчас приближаемся к Кронштадту. Дамба заканчивается, начинаются прибрежные тростниковые заросли. Странное море! Но вода Невской губы - практически пресная.

Впрочем - не только Невской губы, но об этом позже.

От дамбы отделяется пустынная асфальтовая дорога, она проходит по кустарниковой пустоши и через 800 м выходит на Кронштадтское шоссе, пересекающее весь остров вдоль.

Исторический Кронштадт занимает примерно треть острова - его восточную часть. Западная треть острова - городское кладбище, влажные ольховые леса, огороды частников совершенно советского вида, брошенные пионерлагеря и руины островного форта Шанц. Есть и немного военных объектов. Центральную треть занимает новый Кронштадт с панельными домами (так называемый 19-й квартал – там живут, большей частью, строители гидросооружений), а также склады, промышленные территории, многочисленные пустоши и немного ольховых лесов. Едем по этой трети на восток острова.

 

 

Вдоль всего Кронштадтского шоссе проходит великолепный, широкий, пустой асфальтовый тротуар, ехать по которому одно удовольствие!

Через 2 км въезжаем в исторический город - Кронштадтскую крепость. С суши крепостной периметр был обнесен рвом с водой и земляными укреплениями с бастионами. Остатки всего этого сохранились, но выглядят скромно. Далее идет крепостная линия, образованная зданиями старых казарм и другими сооружениями двойного назначения. Такой же укрепленный периметр тянется вдоль всего берега крепости. Впрочем, на южный берег, в район базы ВМФ, мы не заезжали, не знаем.

Понятно, что Кронштадтская крепость в ее сегодняшнем виде оборонной функции не несет.

 

 

Улица Восстания. 1-я Северная Оборонительная казарма.

2-я Северная Оборонительная казарма

 

Улица Восстания

Вид на север от Кронштадта

 

Проход на северный берег Котлина

Часовня Николая-Чудотворца при Морском Госпитале

 

Башня городского водопровода

Кронштадские солнечные часы

 

 

Итак, объезжаем Кронштадт по этому самому периметру: улица Восстания, Мануильского, Ильяминова. Южнее Морского госпиталя заезжаем посмотреть городскую водокачку: красивое здание, больше напоминающее какую-то ратушу. Сейчас внутри – музей истории Кронштадта.

 

 

Заворачиваем вглубь городских кварталов. Центр города опоясан по квадрату Обводным каналом, соединенным со старым Петровским доком - впечатляющим бассейном, выложенным диким камнем.

 

 

Макаровский мост

Петровская улица

Петровский овраг

 

Рядом с доком - центр города: Морской собор. Грандиозное сооружение, как снаружи, так и изнутри! Его купол мы видели еще очень издалека, когда ехали по дамбе.

 

Морской собор

Адмирал Макаров

Морской собор

 

Морской собор

 

Если до этого на улицах города было откровенно мало людей, то здесь - море народа, много туристов.

 

Набережная Петровского дока

Петровский док

Петровский док

 

Обводный канал

Обводный канал

Будни Кронштадта

 

Продолжаем объезд Кронштадта. Город исключительно приятный, домашний, и в то же время - по-военному строгий. Построен в старом петербургском стиле, но не выше пяти этажей. К тому же - очень тихий, зеленый и малолюдный, кроме Якорной площади, где находится Морской собор.

Возле Гостиного двора бравый, пожилой мужчина поинтересовался, откуда мы. Сам он - местный велосипедист, лыжник, спортсмен, зимой ходит на лыжах по льду к фортам на островах. Мужик был очень рад нашему появлению. "Вся надежда - на ветеранов, молодежь у нас - они все либо пьют, либо бухают!" С наилучшими пожеланиями попрощались.

 

Гостиный двор

Владимирский собор

Проспект Ленина

Улица Сургина

 

Проспект Ленина

Улица Сургина

Стела «Кронштадт – город воинской славы»

 

Заглянув к Владимирскому собору, возвращаемся красивыми центральными улицами к Кронштадтскому шоссе, а затем к развязке КАД той же дорогой, что и приехали в Крепость. Посетить западный форт Шанц у нас времени уже не хватит. Вот они, коррективы: пошли день за днем! Но зато мы посетим Первый Северный форт.

Остров, на котором стоит форт, соединен с Котлиным старинной дамбой, длиной около 1 км. Если от развязки КАД смотреть на север, то слева от трассы к морю отходит грунтовая дорога, вся в камнях и неровная. Дорога переходит в дамбу, ведущую к форту.

Из всех фортов, которые мы сегодня видели, этот - в наилучшей сохранности, хоть и далек от идеала. На входе сделан информационный щит. Возможно зайти внутрь укреплений, но - осторожно! Мы видели места, где в полной темноте можно провалиться очень глубоко, и просто не собрать костей!

Место популярное: много людей на машинах.

Здесь уже более-менее различается морской запах.

С возвышений форта открывается шикарная панорама на Финский залив. Просматривается Зеленогорск, и уходящий за горизонт берег Карельского перешейка. Да и всю нашу дорогу красивые морские виды сопровождают нас постоянно, и еще будут сопровождать в последующем.

 

Дорога на 1-й Северный форт

Вдали – берег Карельского перешеека

1-й Северный форт

1-й Северный форт

1-й Северный форт

 

1-й Северный форт

1-й Северный форт

Вдали – остров Котлин

Дорога на Котлин

 

 

Укрепления Первого Северного форта

 

 

Подробнее про Первый Северный форт:

http://www.visit-saint-petersburg.ru/1stfort/

 

Сайты о городе Кронштадт:

http://www.kronstadt.ru/index.htm,

http://visitkronshtadt.ru/informaciya_o_gorode.

 

Кронштадтская дамба. Сезон корюшки!

 

Повторяем дорогу по дамбе до Горской. На переходной полосе появляется много рыбаков. У них тут сейчас сезон корюшки! Ехать приходится аккуратно.

Получаю прокол, но не критичный. На паре подкачек докатываем до Горской, и возвращаемся поездом на Финляндских вокзал.

В вечернее время уже без разницы, как ехать от Финляндского вокзала домой: народу везде хватает! Поэтому импровизируем по ночному городу. В районе Сенатской площади встречаем длинную, военную колонну, они возвращаются с репетиции парада Победы на Дворцовой.

А подкачка держит! Меняем камеру уже у себя, на черной лестнице.