Велосипедный поход по Западной Белоруссии, август 2018 г., день 3.

 

  

 

 

День 14 11.08.18

 

Брест: рухавец – мкр.Волынка – мкр.Аркадия – пороховой погреб № 4 – форт № 5

 

26,1 км.

 

 

Тепло, солнечно. Несколько прохладнее обычного, но очень тепло.

Сегодня - отъезд на Родину. Сдаем наше жилье. Выглядит это так: кладем оговоренную сумму на барную стойку(!), закрываем квартиру, кладем ключ в кодовый ящичек у двери и перемешиваем цифры на кодовом замке. Всё!

Сумма с 4-х человек за 2 ночи - 5146 руб.РФ.

Еще несколько утренних кадров Бреста:

 

Площадь Ленина

Костел Воздвиженья Святого Креста

 

Площадь Ленина

 

Пока собрались, пока позавтракали на Советской, погода сильно поменялась. Небо затянуло тучами, и возникла угроза дождя. В зависимости от погоды: либо поездим вдоль Мухавца, либо поедем на Пятый форт (о нем позже), либо и туда и туда. Начнем с Мухавца.

Вдоль реки протянулась красивая набережная, и большая парковая зона Река очень тихая и спокойная. На ней множество рукавов и заливчиков. Есть лебеди.

 

Набережная Мухавца

 

Переезжаем мост, соединяющий бульвар Шевченко и улицу Махновича. Наблюдаем за тучами. Направление ветра такое, что лучше ехать на форт.

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Форт № 5. Отдельное укрепление за пределами Брестской крепости. (На самом деле, таких периферийных укреплений вокруг крепости достаточно много. Сооружение их было нормой фортификации того времени). Форт № 5 находится за юго-западной окраиной города, прямо на польской границе. Удобнее всего сейчас туда ехать новостройками, прямо на юг от моста. Но ветер несет мощную тучу, с хвостом до земли, и в таком направлении, что так мы точно попадем под ливень. Поэтому мы едем по шикарной велодорожке вдоль реки на запад. Так есть шанс разойтись с дождем. А если зацепит – там, рядом будет другой мост через Мухавец, Берестейский мост. Перейдем его, спрячемся в Брестской крепости и займем оборону. J

По дорожке забарабанили крупные капли. Чуть-чуть не успели! Забиваемся в автобусную остановку. Это будет наш ДОТ! J

Ливень мощный, но недолгий. Дождь понял, что сломить оборону не получится J, и отвел свои силы в сторону. Выглянуло солнце. Откатываемся назад на восток, но не до моста, а до поворота на улрибоедова.

Одноэтажная застройка. Район называется Аркадия. Вскоре, из-за домов и деревьев высовывается огромный, бетонный параллелепипед, размером с пятиэтажный дом. Это еще не форт, а одно из укреплений – пороховой погреб № 4. Заезжаем на осмотр.

Сколько ж бетона вбухали! Укрепление пытались взорвать немцы при отступлении в 1944 г., но удалось разворотить только малую часть на огромные куски. Гуляем по уцелевшей, плоской крыше, размером с хоккейное поле.

Фото порохового погреба:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Едем дальше. Поле. Заросли. Отворотки. Справа - щиты погранзоны.

Пятый форт. Стоит вплотную к польской границе. Знаки погранзоны стоят сразу за западной окраиной водного рва, окружающего форт. Сооружение сохранилось практически полностью. Имеет статус филиала музея "Брестская крепость", вход платный. Подробнее: http://www.brest-fortress.by/muzej-5-fort.html

Здесь с собой надо иметь фонарь. Части форта соединены между собой подземными ходами, и там нужна подсветка. Все ходы давно расчищены и приведены в порядок, так что сюрпризов внутри ожидать не следует.

Сооружения впечатляющие. Время пролетело незаметно. Смото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На улице пасмурно, влажно и очень тепло. Едем обратно в Брест. Проехаться по Мухавцу до гребного канала (очень стоящий маршрут) времени уже нет, а вот музей железнодорожной техники мы посетить успеем.

Музей расположен недалеко от Брестскорй крепости, на запасных путях, в тупике. Неплохая подборка техники. В кабину ряда паровозов можно заглянуть, поднявшись по приставной лестнице. А в некоторые кабины можно зайти внутрь. Обилие всевозможных вентилей, кранов, рычагов просто вводит в ступор! Как в этом во всем разбирались? Несомненно, что паровозом управлять сложнее, чем велосипедом! J

Впрочем, некоторые из старых людей сказали бы то же самое про смартфон!

Понравился паровоз в разрезе: одна его половина выполнена прозрачной, и видно внутреннее устройство локомотива.

Осматриваем экспозицию под слабым дождем. Тут, в идеале, нужно, конечно, ходить не спеша и вдумчиво. Но очень скоро железная дорога позовет нас уже в ином качестве – российских пассажиров!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обедаем, как водится, на Советской, поместив велосипеды под металлическим крыльцом соседнего дома. Тем временем и дождь кончается. Пора на посадку!

 

 

Брест-Центральный. С каждой из сторон огромного здания, выполненного в сталинском ампире (западные ворота СССР!) - подъездные пути. Если смотреть на восток, все что слева от здания называется Варшавская сторона; справа - Московская сторона. Сначала мы попали на Варшавскую: так удобнее при переезде большой общей эстакады. Прямо при нас от перрона отошел поезд из двух вагонов на Белосток (Польша). Переходим на Московскую сторону по подземному туннелю.

Поезд 028 БА Брест – Москва, отправлением 19-20.

На этот раз заднее колесо получилось не снимать. А в вагоне - антивелосипедные перегородки, как теперь почти везде.

Ночью гуляем по вокзалу Минска.

 

 

 

День 15: 12.08.18

 

ЖД-выброска: Брест – Москва.

 

 

Ранним утром я вышел прогуляться в Вязьме, где стоянка - полчаса. Неожиданность: утро-то холодное! Там, у нас, в Белоруссии ниже + 20 С не падало даже ночью!

Москва, Белорусский вокзал. Прибытие в 09-32. Солнечно и жарко, но немного прохладнее, чем то, к чему мы привыкли.

Интересный получился формат похода: имея палатки и походное снаряжение, мы больше половины наших остановок ночевали "под крышей". Естественно, не комфорта ради. В этом походе с палаточным комфортом не сравнилось ничто. А - из тактических соображений. И в данном случае, эта своеобразная схема себя полностью оправдала.

Невероятно повезло с погодой. Это можно сравнить с Крымом, Грецией, Италией.. жарой, конечно, приходилось бороться.

Очень везло с водой. Почти всегда можно было купаться в хороших водоемах.

В Беловежской Пуще надо побывать каждому. Это - как Соловки, Валаам, Кижи, Алтай, Байкал..го, да это же я сам для себя и набросал программу рекомендаций! J

И еще: наверное, целую неделю спустя, просыпаясь среди ночи, мы, спросонья, задавались вопросом: "А где же Наталья и Михаил? И, главное - почему их вещей нигде нету?"

Белоруссия еще долго будет сниться!

 

В.Ельшаев, Е.Гненкова, Гродно - Беловежская Пуща - Брест, июль - август 2018 г.