День 1: 29.07.18

 

Москва – Гродно, ЖД-заброска.

 

Жаркая, солнечная погода. Поскольку отправление поезда будет в 16-37, выезд из дома, с запасом на все интервалы и перекладные, мы потихоньку начинаем уже около 13-00.

Перово. Казанский вокзал. Площадь Трех Вокзалов. Станция Москва-Каланчевская. "Нулевая зона". Отсюда идет проходящий поезд с курского направления на белорусское направление, и проезжает через Белорусский вокзал. Очень удобно, только он ходит с большими интервалами.

Итак, мы приехали на вокзал на проходящей электричке, Наталью на вокзал привез на машине муж, Михаила привезла на машине жена. Все в сборе.

Фирменный поезд "Неман", Москва - Гродно, № 077 ЩА, отправлением в 16-37. В 2016 г Белоруссии ввели новые правила перевозки велосипедов. Неудобные. Если коротко: велосипед надо вписать по сумме измерений в 200 см. Так что мы готовы к тому, чтобы, если что, снять и заднее колесо. Но тут - как повезет. Многие провозили велосипеды "по-российски" - со снятым передним колесом и педалями.

Нам не повезло. Проводница уже дала "добро" на погрузку, как в это время подошла начальник поездной бригады, и обязала всех снять заднее колесо. А вот что порадовало - так это отсутствие антивелосипедных перегородок на багажных полках! Вагоны в нашем поезде, вообще, несколько непривычной конструкции. Схема вроде та же, но по мелочи отличий много. Жаль, что я не обратил внимание на изготовителя вагона.

Попутно отметим, что билет на велосипед и его оплата в нашей ситуации не требуется, его и не дадут ни в кассе, ни через интернет. Велосипед здесь считается, как ручная кладь.

Ну вот, все упакованы, загружены - и в путь!

Поезд неизвестного изготовителя отличается несколько большей вибрацией, чем его аналоги.

Получасовая стоянка в Вязьме, смена локомотивной бригады.

На Смоленщине - вечерний туман, последствия недавнего, сильного дождя.

В ночи произвела впечатление белорусская станция Молодечно: огромный ЖД-узел, сверкающий неестественной чистотой.

 

 

 

День 2: 30.07.18

 

Гродно – лесопарк Пышки – урочище Меловые Горы – Гродненская крепость, форт № 13 – меловые карьеры Синька и Зеленка – Гродно.

 

45,6 км.

 

 

Прибытие в Гродно - в 08-36. Жарко, солнечно. Платформа низкая.

Здание вокзала: крыша и карнизы украшены гвоздями. Прямо, как собор какой! Назначение, видимо, то же самое - от птичьего помета.

 

Гродно. Вокзал.

Начало пути

 

 

Первым делом меняем деньги. Деноминация в Белоруссии давно закончилась, и деньги тут теперь большие. За 1 белорусский рубль дают 32 российских. Почти как доллар до эпохи освобождения Крыма! Банк находим рядом.

Вторым делом покупаем белорусскую сим-карту МТС, одну на всех. Нам предстоит сделать не более 5-6 звонков по Белоруссии, но международный роуминг нам ни к чему.

Итак, хозяйственные дела сделаны, едем заселяться.

Наше жилье - апартаменты на ултефана Батория, д.10. Это - самый центр города, на Советской площади, рядом с костелом Франциска Ксаверия. Жить здесь - это все равно, что в Москве на Красной площади! Наш дом - пятиэтажка ранне-хрущевского проекта. Но на площадь он выходит стилизованным фасадом, и диссонанса с исторической застройкой не вызывает. Цена на 4 человека за 2 ночи - около 4446 руб.рф. Мы бронировали жилье через www.booking.com без предоплаты. Впрочем, через него мы планировали и все остальное жилье. И все – без предоплаты.

Квартира трехкомнатная, одно окно выходит на площадь (!) А другое окно выходит во двор, из него виден сбоку костел Франциска Ксаверия, а на другой стороне виден костел Обретения Святого Креста.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Есть все удобства, единственный маленький минус (для груженых велосипедов) - расположение на 4 этаже, о чем нас честно предупредили заранее. Расчетное время заселения - 13-00, но нас смогли принять уже около 11-00.

Апартаменты на Стефана Батория: СМДЕСЬ

Оставляем походное снаряжение и берем заплечник с самым необходимым. И – вперед, осматривать Гродно.

 

Улица Советская

Улица Советская

Старинный Гродно

Советская площадь

Старинный Гродно

 

Старинный Гродно

Костел Франциска Ксаверия

Костел Франциска Ксаверия

Костел Франциска Ксаверия

Костел Франциска Ксаверия

 

 

Старейшая аптека Белоруссии

Вид из нашего окна на костел Франциска Ксаверия

 

Вид из нашего окна на Советскую площадь

Пожарная часть

Старозамковая улица

 

На город Гродно, по-хорошему, нужен, как минимум, день. Это – старинный, европейский, средневековый город, "третья столица" Речи Посполитой, где собирался каждый третий по счету сейм. Это был любимый город Стефана Батория. Историческая застройка хорошо сохранилась. Боевые действия явно пощадили город, в отличие от, например, Бреста.

Гродно стоит на высоких холмах, на берегах Немана. Река протекает в глубокой долине, высоту и крутизну ее берегов нам еще предстоит почувствовать.

Осмотрев костел Франциска Ксаверия мы едем в Старый Замок. Он стоит на небольшой, плосковершинной горе над Неманом: место, предназначенное самой природой для возведения крепости. Замок сохранился весьма условно, и в нынешнем виде особого впечатления не производит. Интереснее его руинированные остатки старых стен. Но обзор с него - потрясающий! В замке ведется реконструкция, и, возможно, в недалеком будущем он станет намного интереснее.

Внутри находится краеведческий музей. Но сегодня он закрыт по случаю понедельника.

Местные жители проявляют к нам неизменный интерес, впрочем, как и везде. Сейчас мы представляемся не иначе, как "сборная группа из городов России: Королев, Мытищи, Москва." Звучит несколько смешно, но представительно! J

Рядом со Старым Замком, на такой же соседней горе находится Новый Замок. Они соединяются между собой старинным мостом. В Новом Замке находился летний дворец польских королей. В процессе послевоенного восстановления к нему приделали сталинский шпиль, и он стал обкомом партии. Сейчас там находится отделение краеведческого музея.

 

Мост между Старым и Новым замками

Старый замок

Вид со Старого замка на восток

Вид со Старого замка на запад

Вид со Старого замка на восток

 

Вид со Старого замка на юг

Участники в Старом замке

Новый замок

Вид с Нового замка

Деревянный Витовт

 

Едем по историческому Гродно непрямым, извилистым путем, подолгу петляя по старым улочкам, чтобы охватить максимум интересного. Известно, что по белорусским ПДД велосипедисты в городе обязаны перемещаться по тротуарам. И если, в свое время, в Минске, у нас часто возникал соблазн нарушить это правило (да и нарушали), то в старом Гродно это часто оказывается самым удобным способом езды: улицы узкие, проезжая часть тесная. В этом Гродно напоминает старые кварталы Питера. Но, в отношении микропандусов аккуратные белорусы неожиданно оплошали: тротуары оборудованы ими далеко не везде, а там, где они есть, это, порой, просто маленький комок асфальта, которому наспех придали наклонную форму. На общем фоне великолепной городской среды это смотрится, как откровенный незачет! Есть направление для развития!

Бригитский монастырь занимает целый квартал. Внутри его территории спряталось интересное сооружение: старый лямус. Это – деревянный, 2-этажный дом, со сплошной балконной галереей по периметру, на манер испанской гасиенды. Этот лямус обладает интересным свойством: практически все блоггеры, посетившие Гродно, знали о нем, но, по их же словам "забыли посетить". Мы решили "не забыть", и отправились на поиски.

Два глухих монастырских двора. Никакого лямуса. Но, объезжая периметр, мы нашли ворота (запертые), через которые мы увидели лямус. Внутри этого дома находятся монастырские кельи. Сфотографировали издалека.

Подробнее про Бригитский монастырь и лямус: СМДЕСЬ.

 

Старый Гродно

Бригитский лямус

Старый Гродно

Покровский собор

Лютеранская кирха Святого Иоанна

 

Гродно - самый полонизированный город Белоруссия. До четверти его населения составляют этнические поляки. Что, впрочем, почти никак не ощущается в быту. Но мы еще встретим маленькие населенные пункты с почти 100% польским населением.

Как мы уже писали ранее, белорусский язык не является востребованным на территории Белоруссии. Да, национальный язык энергично поддерживается государством и защищен законом! Но на практике белорусский язык используется для:

1) Надписей на гос.учреждениях;

2) Табличек для экспонатов в музеях (часто - без дублирования на русском языке, что несколько странно);

3) При объявлении остановок в общественном транспорте;

4) По ряду каналов ТВ;

5) И, наконец, на митингах безумной, сумасшедшей, на голову чокнутой, непримиримой белорусской оппозиции, черт ее не видал!

И еще белорусский язык можно услышать в самой глухой, деревенской глубинке. Ну, так уж сложилось! Но степень поддержки национального языка на государственном уровне - высочайшая!

Речка Юриздика, приток речки Городничанки (а та, в свою очередь - приток Немана), протекает в глубоком распадке. Часть ее русла проходит по парку «Швейцарская Долина». Едем вдоль реки, и выходим на Большую Троицкуюулицу. Тут делаем радиалку до гродненской синагоги, очень интересного здания, где сейчас идет реставрация. Известно, что почти все еврейское население Белоруссии было уничтожено в ходе Второй Мировой. Все синагоги, которые нам будут попадаться в пути, используются теперь не по назначению. За исключением гродненской.

 

Парк «Швейцарская долина»

Большая Троицкая улица

Мост через Городничанку

Хоральная синагога

 

Теперь сворачиваем с Болроицкой на улицу Коложа, чтобы опять пересечь распадок, по дну которого течет уже Городничанка. Но пересекаем его уже по мосту. А сначала предстоит спуск до этого моста. Спуск состоит из наклонных каменных плоскостей, в чередовании с лестничными участками. По плоскостям просто скатываемся, притормаживая. А вдоль участков со ступеньками сделаны объездные, короткие дорожки сбоку, в виде буквы "С". В результате, ехать можно непрерывно. Своеобразная конструкция!

Коложская церковь

Коложская церковь

Коложская церковь

Другой берег распадка - высокий холм, на котором находится Коложский парк. Главный его достоприм - Коложская церковь домонгольского периода, древнейшая в Белоруссии.

Храм стоит на самом краю крутого берега Немана. В 1853 глучился оползень, и половина здания просто съехала вниз. Восстановить каменную кладку на опасном месте не представлялось возможным, и утраченную часть храма просто восстановили в дереве. Получилось уникальное сочетание дерева и камня!

От Коложской церкви спускаемся вниз, к набережной Немана, что проходит у основания высокого берега. Едем к Старому мосту. Заодно оцениваем городской пляж, что находится чуть выше моста по течению. Но наши участники купаться пока не хотят.

Переправляемся на левобережную часть города. Левый берег такой же высокий, как и правый. Отсюда открывается красивый вид на правобережную, историческую часть. Здесь относительно новые кварталы, и только под горой (и местами - наверху) сохранилась компактная одноэтажная застройка польского времени. Едем по улице Краснопартизанской до Нового (Пышковского) моста (очень высокого, с красивым видом на исторический город). Переправа обратно. Улица Весенняя. С правой стороны протянулся красивый, принеманский сосновый бор. Это - протянувшийся к югу фрагмент большого лесного массива - Гродненской Пущи, большая часть которой находится на территории Польши и Литвы. Эта часть леса называется лесопарк "Пышки" (с ударением на последний слог), по имени деревни на противоположном берегу.

Вид на центр Гродно с Нового моста

Спустя 1,5 км после моста мы видим слева асфальтированный въезд в лес, пункт велопроката и палатки с блинами и квасом. В Пышках оборудована велосипедная трасса: гордость Гродно! Она состоит из двух уровней:

1) Асфальтовая велодорожка, длиной около 15 км;

2) Асфальт + грунт + тропинки, длиной около 30 км.

На самом деле, от этих основных вариантов - и ответвлений больше, и, в итоге - маршрутов больше. И что же мы в итоге выбрали, угадайте? Правильно, 30 км! Выбрали бы и больше, но для этого надо было бы пересечь литовскую границу. По последним данным, белорусская велодорожка парка Пышки продлена сегодня до литовского города Друскининкай. Проект, между прочим, финансирует Евросоюз.

Вот тут начинается вторая часть нашей Гродненской программы - природная!

На самом деле, Пышки  самодостаточный лесной парк, место редкостной красоты! Боровой лес протянулся по склонам Немана на 35 км до литовской границы. Но у нас сейчас задача - самая ближняя.

Перекусив блинами, стартуем. Асфальт среди вековых сосен. Местность, хоть и особенно не заметно для глаза, уверенно идет вниз. Разгоняемся по извилистому асфальту, не крутя педали, до очень приличной скорости. И выходим на грунтовку вдоль берега Немана, по которой доезжаем до красивого, песчаного пляжа "Пышки".

Здесь купаемся. Течение Немана очень быстрое, сильно сносит.

Снова лесной асфальт. Через 4,5 км после старта он сворачивает от реки вглубь леса, чтобы потом сделать замкнутый овал малого маршрута. А мы продолжаем ехать по вытянутому овалу большого маршрута. Для этого мы сходим с асфальта, даже не на грунтовку, а, скорее, на тропинку, и продолжаем путь по берегу.

К сосновому лесу примешивается много дубов и кленов. Последние - очень большого размера, по сравнению с подмосковными. Есть ясень и граб. Во влажных местах лес густо перевит хмелем и плющом, и напоминает этим леса Кавказа.

Люди куда-то исчезают. Тишина. Лесной берег справа встает стеной и уходит вверх. Тропа идет у подножия и прыгает вверх-вниз. На Немане появляется шивера, вода пенится и шумит. Наши женщины купаются среди камней.

Пляж "Белые Камни". Здесь есть люди на машинах, но сюда добираются уже немногие.

Крутой подъем по дну оврага - и мы, незаметно для себя, оказываемся на высоте около 30 м над рекой. Слева - почти отвесный обрыв. Шивера искрится внизу. Потрясающий обзор!

Выезжаем в некое подобие кемпинга под пологом соснового бора. Народу никого. Это "Поляна бардов". Чуть дальше  - база отдыха советского типа "Меловые Горы" (о меловых горах на Гродненщине, как таковых – чуть позже),.

В лесу Пышки, время от времени, попадаются небольшие зоны санитарной охраны за бетонными заборами. Это - водозаборники городского водопровода. Вокруг Гродно их достаточно много.

Лесопарк Пышки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отходим от Немана, делаем северное закругление большого овала. И прежде, чем окончательно двинуться обратно на юг, делаем радиалку к форту № 13 Гродненской крепости.

Гродненская крепость. Большой укрепрайон, построенный перед 1-й Мировой. Представляет собой систему фортов, окружавших город. Их много, в разной степени сохранности и доступности. Для того, чтобы получить общее представление, мы посетим хотя бы один.

Как и все остальные укрепления, форт № 13 не сделал ни единого выстрела и был взорван отступающей русской армией. Подобную картину мы наблюдали этой весной на линии Маннергейма, в Ленинградской области. Только там наши саперы взрывали финские укрепления после своего успешного наступления. И взрывали очень качественно: до состояния груды обломков. А гродненский форт уцелел гораздо больше. Сооружение впечатляет!

 

Форт № 13 Гродненской крепости:

 

 

 

 

 

 

 

Выходим на лесной асфальт. Длинный спуск на холостом ходу заканчивается воротами санатория «Неман». А рядом, влево и наверх уходит еле заметная тропинка, рассчитанная либо на гидравлический двухподвес, либо на BMX. И только маркер на дереве говорит о том, что это тоже велодорожка.

Гродненщина стоит на меловых горах. По всему Принеманью множество меловых карьеров, как действующих, так и заброшенных. На самых масштабных из них мы побываем под Волковыском через несколько дней. В Пышках тоже есть 2 выработанных карьера: в просторечии – «Синька» и «Зеленка», по цвету воды. Все меловые карьеры очень красивы и необычны, так и хочется в них искупаться! Власть препятствует этому, как только может. Глубина карьеров большая, берега уходят под воду почти отвесно, а обустраивать их лень. Но проблем с утопленниками власть не хочет, вот и старается: от запретов и административных мер до распространения информации о, якобы, опасной санитарно-эпидемиологической обстановке. Не знаем, не проверяли. Но вода в карьерах исключительно прозрачная, а цвет ее необыкновенно красив. Но вот ее карбонатная жесткость, действительно, очень высока, и может несколько раздражать кожу.

Просека ЛЭП. Еще несколько метров - и глубокий провал в земле с отвесными, бело-серыми стенами. Ярко-синяя вода. По берегам - молодой сосновый лес. И несколько купающихся на другом берегу, нашли приступок у самой воды. Мы слышали, что власть стала засыпать карьеры, дабы отвадить народ. Мы этого как-то не заметили. Может плохо смотрели?

Подробнее о взглядах на будущее Гродненских карьеров (не только Синьки и Зеленки) СМДЕСЬ.

На дальнем берегу Синьки к краю берега подходит уже не тропа, а грунтовая дорога. Тут обустроена обзорная площадка.

Заезжаем на Зеленку. Это карьер несколько более дикий, и в тропинках вокруг него мы разобрались не сразу.

Карьер «Синька»

Карьер «Синька»

Дело уже к вечеру. Наш народ не выспался в поезде, устал на непривычной жаре. Поэтому мы не завершаем до конца овал нашего большого маршрута, а покидаем лес и выходим на уломбровского. И уже по ней докатываем до точки лесного старта с блинами. А дальше улицами старого города – домой, на Стефана Батория.

Костел Франциска Ксаверия ночью

Кратчайший путь находим через одноэтажный частный сектор, хотя это уже почти центр города. Постройки аккуратные, жилье симпатичное. Но дорожное покрытие!.... Это даже не областной центр Белоруссии, это глухая, депрессивная деревня где-нибудь в Ивановской области! Не то, что об асфальте речи нет - не хватает только поросят в лужах! Очень нехарактерно для этой страны.

Приняв душ, идем гулять пешком. И вот что интересно: в Гродно все закрывается рано. Как в маленьком городке глухой провинции! Так что, посидеть, скажем, поздно вечером в кафе не очень-то реально. Мы двинулись на улицу Советскую: это местный "Арбат", пешеходная зона, уж там-то точно что-нибудь найдем. Не тут-то было! Не только все закрыто: сама улица опустела! А до полуночи еще далеко. Чудом вломились в какую-то кафешку, к шапошному разбору. Все чем смогли перебиться - это пиво и соленые орешки.

Но у туристов всегда есть НЗ, так что голодными мы все равно не остались.