День 4: 05.01.13

 

Пинежский заповедник – Голубино – Красная Горка.

 

 

Сегодня самый насыщенный день: Пинежский заповедник.

 

Пинега - правый приток Северной Двины. Места глухие, красивые, воспетые Пришвиным. На Пинеге периодически попадаются жилые деревни, как и на всех крупных реках области. Вода в Пинеге - чистейшая, ее можно пить без кипячения.

Ближе к слиянию с Двиной Пинега разворачивает свое русло на юг. В этом месте к северу течет другая заметная река - Кулой. Между линией этих двух рек и Зимним берегом Белого моря находится большое Беломорско-Кулойское плато, сложенное гипсом. Тут широко распространен карст, многочисленны скальные выходы, под землей находится обширные пещерные системы. Плато покрыто дремучей тайгой. Богатый гипсовый субстрат обеспечивает большое разнообразие видов и более богатый растительный и животный мир, чем в среднем характерный для этих широт.

На наиболее интересном участке плато создан Пинежский заповедник: http://www.pinega-zapovednik.ru/, http://zapovednik-pinega.ru/. Было огромное желание там побывать и посетить знаменитые пещеры, крупнейшие в Европе. Добраться в те края на общественном транспорте достаточно сложно, особенно, почти не располагая временем. Было решено воспользоваться каким-нибудь местным туроператором. Выбор пал на агентство Виктории Булатовой, ведущую архангелогородскую турфирму: http://www.bulatova.com/. Но позже случайно вышли на прямого оператора: турбазу "Голубино": http://www.golubino.com/, имеющую в Москве свое представительство. Для нас нашли свободные места в какой-то уже скомплектованной группе.

Поездка рассчитана на одни сутки. Путь не ближний: почти 300 км в один конец. Подъем в 5-00. Небольшой "минус", снег хлопьями. Пешком дошли до места сбора: гостиница "Беломорская". Группа - школьники в сопровождении взрослых. Подали автобус. Выезд - в 7-00.

Поехали по вчерашней дороге. Снова - Малые Корелы. Вот за окном мелькнула Лявля с двумя храмами на горе: деревянным и каменным. А вот и Боброво, столица местного пивоварения, здесь производят тот самый "Боброфф". А после трассу с двух сторон плотно обступила тайга.

Пинежский заповедник

(УВЕЛИЧИТЬ)

Незаметно провалились в сон: все равно за окном ничего не видно. А автобус тем временем ехал по новой, спрямленной трассе, в обход большинства населенных пунктов на берегу Северной Двины. Дорога пока не обозначена ни на одной карте, но прекрасно видна на космоснимках.

А пока мы спим, настало время рассказать немного о себе самом. Нет, не совсем правильно сказал. Обо мне Вы знаете. Расскажу о начале своей жизни, и о том, каким образом она связана со страной Севера.

 

Я родился в 1963 году в городе Мирный, Плесецкого района, Архангельской области. Это закрытый, военный город для сотрудников космодрома "Плесецк". На сегодняшний день Мирный - это третий город по населению в Архангельской области, после Архангельска и Северодвинска..

Мой отец, Ельшаев Николай Сергеевич, подполковник, был военный строитель. После окончания Ленинградского авиационного училища отслужил в Австрии (восточная Австрия, включая Вену, была территорией оккупации Советского Союза, как страны-победителя) и Венгрии. По окончанию академии иможайского перевелся в ракетные войска и занимался строительством космодромов Байконур и Плесецк, стартовых площадок и инфраструктуры. Лично знал Генерального конструктора С.П.Королёва.

На исторической Родине я прожил до 3-х лет, и практически ее не помню. Так что, помором, в полном смысле слова, называться не имею морального права, увы.

Наша семья переехала в военный поселок "Болшево-2" примерно в 1966 году. Поселок позже вошел в состав горолёва (на то время - бывший подмосковный Калининград), а в лихие 90-е - в состав г.Юбилейный.

Свою историческую Родину я практически, не помню. Посетил ее в первый раз в 30-летнем возрасте, в 1993 году. Есть архивные фото. Мирный на них имеет облик советского периода. Сейчас, видимо, в городе уже много чего нового.

Из того, что я видел:

1) ЖД-трасса Няндома - Архангельск еще не электрофицирована. Голые рельсы без высоковольтных столбов.

2) Озеро, тянущееся параллельно Мирному. Раньше в нем водились выдры. На западном берегу сразу же начиналась тайга.

3) На стартовые позиции (они - далеко от города, в глухой тайге) военных развозили служебные электрички. Видимо, сейчас почти так же.

Думаю, в городе добавилось много чего нового, современного. Времени прошло много, а Плесецк - единственный, на сегодняшний день, исконно российский космодром. Байконур - со спорным статусом, а обещанный, дальневосточный космодром, по сей день не построен.

Нашел фото 1993 года. Качество - отвратительное, но уже цветные! СМДЕСЬ.

 

Пробуждение настало в утренних сумерках. Вокруг полная глухомань. Вскоре - развилка дорог и транслятор. Мы на Пинеге. Большой леспромхозовский поселок Белогорский. Здесь заканчивается асфальт и начинается грейдер, уходящий очень далеко. Теперь мы едем вдоль берега Пинеги.

Пинега - широкая река, берега - таежный коридор. Лес - ель с примесью сосны, временами встречается лиственница. По берегам Пинеги иногда попадаются деревни. Грейдер хорошо укатан, временами отходит от берега и идет в лесу. Во время одного такого удаления от реки рельеф стал очень пересеченным, а дорога - извилистой.

Два раза из окна видели рябчиков. Причем, один рябчик достаточно долго летел параллельно автобусу, что дало возможность хорошо наблюдать его характерный профиль. Уже позже узнали, что пинежские леса особенно славятся рябчиками, пара птиц даже изображена на гербе города Пинеги (ныне – поселок Пинега).

Село Кузомень - "Еловый Мыс" ("Kuusiniemi", совринн.). Есть очень старые, капитальные дома, вполне годящиеся в Малые Корелы.

За деревней Каргомень ("Медвежий Мыс", "Karhuniemi", совринн.) путь сворачивает от реки в лес. Дорога приобретает откровенно горный характер, напоминает Крым. Часто встречаются камни и скалы. Очень много глубоких карстовых воронок. В лесу вообще нет ни одного ровного места, здесь, наверняка, очень трудно передвигаться пешком, даже летом. От водителя тут требуется особая внимательность.

Головокружительный спуск к Пинеге. Ох, весело тут было бы на велосипеде! Внизу - село Голубино и одноименный туркомплекс: http://www.golubino.com/.

11-00. Перекусываем шаньгами с чаем. Делимся на 2 группы. Мы отправляемся в пещеры, группа 2 - на Красную Горку (о ней позже). После обеда поменяемся маршрутами.

Проходим короткий инструктаж, получаем каски, налобные фонари, проводника - и идем пешком менее полукилометра вдоль Пинеги.

Высокий, обрывистый склон. У подножия скальной стенки - глубокий провал. На дне - вход в пещеру. В провал спускаются лестницы из досок и металлической арматуры.

 

Голубино

Скалы в Голубино

Вход в пещеру

Над входом

 

Температура в Пинежских пещерах круглый год около 0 С. Голубинская пещера наиболее пригодна для посещения организованными группами, и в той ее части, которая доступна для неподготовленных посетителей без спецснаряжения, достаточна для того, чтобы передвигаться по ней более-менее свободно: от позиции "в полный рост" до перешагивания на корточках гусиным шагом. Только в одном месте, близком к входу, нужно проползти на четвереньках не более метра. Есть кусок подземной реки: выходит из породы, образует заводь и снова уходит в породу. Есть заграждения из ледяных сталактитов и совсем маленькие ледопады. Потолок местами покрыт крупными кристаллами инея. Жидкой грязи нет. Летучих мышей в данный момент тоже не оказалось.

 

Вход в пещеру

В Голубинской пещере

Подземная река

Камень атлантов

 

Группа под землей

Галереи

Ледяные сталактиты

 

Ледопад

Горные породы

 

Выключив фонари и посидев в полной темноте и тишине можно расслышать слабые звуки капель.

Пещер в заповеднике, как и на всем плато, великое множество. В заповеднике есть свой штатный спелеолог, который постоянно мониторит состояние пещер: оно в течение времени, конечно же меняется, тем более, что гипс - достаточно податливая для воды порода.

После обеда садимся в автобус и едем дальше по тому же грейдеру, по той же тайге. Спустя 7 км - отворотка, крутой, извилистый подъем. Показываются какие-то старые, каменные строения, брошенная каменная церковь и большой, деревянный, обитаемый дом. А вокруг открывается вид, как с самолета. Глубоко внизу - тайга до горизонта, замерзшие озера, болота и лента Пинеги. Это - Красная Горка.

Тут некогда находился Красногорский монастырь. Вот информация о нем: http://www.golubino.com/active/excursion/monastery/.

В старинном, каменном корпусе находится маленький музей (1 комната, большей частью старые фотографии) и администрация. Храм иконы Грузинской Божьей Матери - в руинах, как наш Николопустопольский погост (очень напомнил). Стены из красного кирпича с остатками побелки выглядят гораздо более белыми, от толстого слоя инея. У входа в храм - захоронение В.Голицына, фаворита царевны Софьи. Ясно, что князя занесло сюда не по доброй воле. Захоронение нашли уже в наше время, с большим трудом, и установили на этом месте современную плиту. Не серчай, царь Пётр!

 

Храм Грузинской иконы Божьей Матери

Храм Грузинской иконы Божьей Матери

Храм Грузинской иконы Божьей Матери

Храм Грузинской иконы Божьей Матери

 

Красная Горка

Захоронение В.Голицына

Красная Горка

 

Деревянный дом - это гостиница для посетителей горнолыжного спуска. Больше напоминает архангелогородскую коммуналку в Соломбале, которую чудом забыли снести за ветхостью. Но много ли лыжникам надо для комфорта...

Самое замечательное - это виды вокруг! Жаль, что уже наступают ранние, северные сумерки, да и вообще видимость сегодня не идеальная.

Едем обратно. Остановка в тайге на полпути до Голубино. Уходим в тайгу по пешеходной тропе на водопад.

Местность донельзя пересеченная. Снег на тропе особым образом поскрипывает: под снежным слоем - деревянный настил. Оступишься в сторону - и уйдешь в снег по пояс!

Глубокий провал под группой высоких скал. Из породы выходит мощный ручей и образует 3х-метровый водопад. Сейчас большую его часть прикрывает ледяной кожух, и он не так зрелищен. В провал можно спуститься (аккуратно съехать на пятой точке) и, даже, набрать воды. Подняться назад вполне реально, но зимой требует некоторых усилий.

 

Пинежская тайга

Ледяной водопад

Ледяной водопад

Скалы над водопадом

 

Тут мы узнали для себя некоторую информацию. Оказывается, наш грейдер уходит дальше, ни много ни мало - до Мезени! От построен где-то 5 лет назад, в отличном состоянии, и по нему регулярно осуществляется сухопутное сообщение Мезени с Большой Землей. Надо же, как времена меняются! Грейдер идет до Каменки - порту на левом берегу реки Мезень, а там - организованная ледовая переправа в райцентр. Жаль, про летний паром забыли уточнить! А от Мезени, говорят, есть нормальная дорога и до Лешуконского.

 

Помнится, летел я из Москвы в Архангельск. В одном самолете со мной летела старая бабушка. Летела она, аж в Лешуконский, с пересадкой в Архангельском аэропорту, и весь самолет ее за это очень уважал.

Лешуконский район - северо-восток области. Край земли, "фин дель мундо"(исп.), "похъяла"(финн.). Дальше - уже республика Коми. Хоть район находится и к западу от Урала, по общему облику это, скорее, Сибирь. Дремучая тайга. Лиственница, пихта, бурундуки ("полчки"). В земле - газ, алмазы. Дороги практически отсутствуют. Связь с Большой Землей - только по воздуху.

Так вот, летела наша бабушка, и время от времени приговаривала:"Ой, спасибо вам всем, люди добрые, как же все хорошо!"

За что? Да, у нас в самолете и вправду, неплохо, но "спасибо"-то за что? Только позже догадался: бабушка летит на самолете, максимум, второй раз в жизни. И, конечно, ей ОЧЕНЬ страшно. Но, внешне - полное спокойствие, только эта фраза выдает, что на душе у нее, мягко говоря, тревожно.

Вот он, железный, поморский дух!!!

 

Передвижение по трассе происходит, в основном, в ночные часы. Чисто из календарных соображений: удобно прибывать и убывать. Видимо, все промеряно.

Тут же родилась идея новой, дальней покатушки....

Обе группы снова собираются в Голубино. Уже в темноте автобус отправляется в обратный путь.

Нам теперь досталось отличное место близко к водителю. Чем же оно хорошо? Фары неплохо освещают боковую часть дороги, кроме того, есть некоторый обзор вперед. Из середины салона всего этого почти не видно. А от нас можно очень неплохо наблюдать дорогу и лес. Лично мне этого более чем достаточно для счастья! Помню, бывало, ляжешь спать в поезде, ну, скажем "Москва - Мурманск". А перед глазами - световая картинка: светлый контур вагонного окна и проплывающие контуры зубцов елей....насмотрелся за день, то есть!

На горном участке дороги попались 2 встречные легковушки. Ну очень аккуратно с ними разъезжались: дорога тут, действительно, стрёмная!

Что заметил за гористым участком: дорога, хоть под небольшим углом, но постоянно идет вниз на протяжении, наверное, пяти километров. Экую мы высоту набрали! Дорога стала плоской только близ Кузомени.

Снова Белогорский. Уличное освещение отсутствует, но светятся окна домов, трех-четырех магазинов и даже такого экзотического ныне заведения, как "столовая".

За Белогорским - отворотка направо. Это очень длинная дорога, идущая в никуда и разделяющаяся в глубине тайги на несколько таких же тупиковых отвороток. Скорее всего, это лесовозная дорога: на карте ее тупики - сплошные вырубки. Въезд охраняется: КПП, шлагбаумы и прожектора. Далее по пути видели по меньшей мере еще одну такую же дорогу.

Путь закончился у гостиницы "Беломорская". Спросили водителей, куда им дальше (вдруг подвезут), оказалось - что в Северодвинск. Во молодцы, ребята!

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz