КИНОВИЯ (греч. koinobios — общежитие, от
koinos — общий и bios — жизнь), общежительное монашество, одна из двух основных
форм монашества, при которой монахи объединены в общину — монастырь во главе с
духовным наставником (настоятелем — игуменом или аббатом) и соблюдают
определенный устав (правило), регламентирующий распорядок дня, богослужение,
питание, одежду и занятия братьев.
Родоначальником киновийного монашества
является св. Пахомий Великий (умер 348), основавший мужской и женский
общежительные монастыри в Тавенниси в Египте, для которых написал краткий
устав. К 4 в. относится общежительное правило святого Василия Великого,
распространившееся в монастырях Малой Азии, в котором предписывались общая
молитва, физический труд, изучение Священного Писания и христианского
богословия, умеренная аскетическая практика и проповедь в миру. Эти два устава
послужили образцом для монашеских уставов Восточной церкви (Иерусалимского
устава святого Саввы Освященного, Студийского устава святого Федора Студита,
введенного на Руси Феодосием Печерским, и др.) и оказали большое влияние на
западное монашество.
Опыт восточных подвижников, обобщенный в
трудах Иоанна Кассиана, оказал существенное влияние на галльское монашество,
возникшее в 5-6 вв. на юго-востоке Галлии с центром в Лерине. В окрестностях
Рима в начале 6 в. было составлено «правило учителя», которое легло в основу
устава св. Бенедикта Нурсийского. Фундамент монастырской учености, в центре
которой стояло чтение и правильное осмысление Священного Писания, был заложен в
Италии в 6 в. Кассиодором и папой Григорием I Великим, автором «Моральных
толкований на книгу Иова» — главного средневекового свода монашеской
духовности. Самостоятельная монашеская традиция, которую отличала невероятная
строгость аскезы, сложилась в Ирландии в 5-6 вв. В 7 в. благодаря миссии
святого Колумбана в галльских монастырях стало распространяться «смешанное
правило», включавшее наряду с уставом св. Колумбана также и устав св.
Бенедикта. Монастырская реформа Бенедикта Анианского и клюнийская реформа
закрепили вплоть до начала 12 в. доминирующее положение устава св. Бенедикта.
Стремление совместить монашескую аскезу с пастырским служением в миру привело к
распространению с 12 в. устава св. Августина. Поскольку 4-й Латеранский собор
1215 запретил создание орденов на основании новых уставов, практически все
нищенствующие ордена 13 в. избрали устав св. Августина. Нищенствующие ордена, а
также позднее иезуиты отказались от многих элементов киновии ради активности
братьев в миру.
Н. Ф. Усков
(По материалам энциклопедии
«Кирилл&Мефодий» )